Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Павлова Светлана Геннадьевна

Данный материал получил Диплом призера Шестого Всероссийского конкурса инновационных образовательных  технологий "Современная школа" научно-методического элекстронного журнала "Концепт"

 Концепция        о    технологиях    развивающего    обучения    в современном   процессе    оптимизации     образовательных     систем является     одной    из    важнейших    составляющих. Социальный   заказ государства ориентирован на рост и развитие человека нового времени  –  обладающего высокими          интеллектуальными ориентациями,   творческими   позициями,     созидателя    новых и эффективных идей. Именно  поэтому  необходимо  уже  с  раннего дошкольного  возраста    создать разностороннюю развивающую среду из предметного и коммуникативного пространства   вкупе   с   реализацией   познавательного игрового исследования, используя  технологии   проблемного    дошкольного исследования и развивающего обучения.

Противоречие       между         возрастными        дошкольными особенностями  и  требованиями проектной-исследовательской деятельности легко разрешаемы, если  жизнь  ребёнка  не  нагружена информативным объёмом, а идёт  естественным  образом  в  игровой ситуации.   Весьма   эффективным    следует    здесь    обозначить технологию ТРИЗ Альтшуллера.  В контексте   заданного    подхода реализуются   основные   принципы  деятельностного   саморазвития ребёнка:  активность  и  инициативность  усиливает     мотивацию    к неизвестному    и   желанию   его   постигнуть.   Причём  происходит максимальное  развитие  психических  категорий,  мышления,   речи,  способности принимать решение на основе  постигаемого  –  всего  в одномоментный период за счёт развития всех специфических  видов деятельности    (амплификация   развития  по А.В. Запорожцу)    Мне близка  так   же   теория    В.Т. Кудрявцева   о   амплификации      как «содействии     в   превращении    деятельности    ребёнка,   заданной взрослым      через   систему культурных образцов, в   детскую самодеятельность,   направленную  на   творческое   переосмысление,  главным  результатом   которой  становится порождение нового образа себя и своих возможностей»

      Организованная  педагогом   непосредственная   образовательная деятельность   с     дошкольниками    выраженная     в   своеобразном алгоритме  со  многими  неизвестными,  но  легко  узнаваемыми  при использовании раннее приобретённого опыта,  в  игровой  сказочной или     мультипликационной,     либо     экспериментальной     форме катализирует     внутренние      интеллектуальные       и     творческие способности   маленького   исследователя.   При   апробировании   на практике   подобных    конгломератов    становятся    удивительными многие открытия шести-семилетних детей. Так,  как   предложено   в данной работе,  никогда   не   знакомившись   с   русским   народным инструментом-дрова- дети, глядя на различный их размер,   оценивая высоту   тона    при    ударе   о   бревно,   сравнивая  с  клавишными – фортепиано и пианино, проводя параллели по характеру   извлечения с     ксилофоном,    выдвигая     предположения     по         технологии изготовления музыкального инструмента и предмета   окружающего быта,      дети      приходят   фактически    самостоятельно   (при  едва уловимом, косвенном  участии  педагога)  к  решению  поставленной задачи-изготовление и игра на инструменте из обычных дров.   Безусловно,     процесс   детского   исследования  –   это   обрамление  русской народной сказкой, постановка мотива к действию в призме с воспитательным   моментом   (надо   обязательно   помочь   Ванюше решить задачу), социальное партнёрство  с  семьёй  (родители  детей играют  на народных  инструментах и являются  непосредственными и   участниками, и   соучастниками  образовательно-воспитательного пространства), смена  двигательных,  речевых, вокальных движений, эмоциональное  игровое пространство.

    Данное авторское занятие является одним из  нескольких  в  моём цикле «Русские    народные       инструменты»    (технология     ТРИЗ       и познавательно   - исследовательская    деятельность   в   дошкольном возрасте).

  Цель: познакомить с  новым    неизвестным   русским   народным инструментом - дрова в процессе познавательно-исследовательской деятельности(в рамках программы социального партнёрства с семьёй)

    Задачи: выработать навыки познавательного творчества в решении поставленной задачи; научить выдвигать гипотезу в отношении обозначенной проблемы и находить   ключ  к    ответу,   используя   полученные   ранее   знания  и навыки операций мышления-как  можно  из  бытовых   материалов, брёвен и поленьев извлечь музыку; познакомить  с  композитором  Римским - Корсаковым,  проведение связи между классической и русской народной музыкой; научить играть  и  петь   народную   музыку   и   песни  в  сольном  и хоровом исполнении; повторить имеющиеся знания о русских народных инструментах, их качествах, истории возникновения, воспитать гражданственность и патриотизм, любовь к Родине через музыкально-эстетическое восприятие.

    Методы: три ведущих - театрализация, ТРИЗ, творческое исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon kak_vanya.pdf1.92 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с использованием технологии "триз"

Для работы в рамках проекта "Второй шанс для мусора"...

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...

Конспект интегрированного занятия с использованием технологий ТРИЗ в средней группе «Деревья. Ель»

Задачи:Обучающие :·        Закрепить название деревьев, их строение, внешние признаки·        Учить различать деревья по внешним п...

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ для средней группы

ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ спо...

Презентация НОД Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"

Представлен практический опыт реализации инновационных ТРИЗ-технологий с театрализованным музыкальным участием родителей детей в непосредственной образовательной деятельности на материалах русск...

Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»...

конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ (познание-развитие речи)

занятие в форме путешествия в страну Красивой речи)...