Взаимодействие с семьёй как условие успешной социализации дошкольников
статья на тему

Манченко Евгения Владимировна

из опыта педагогической деятельности в ДОУ, формы и методы  работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьёй как условие успешной социализации          дошкольника

     

Дошкольники, в казалось бы, самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии. Окружающий мир стремительно входит в жизнь ребенка, наполняя ее все новыми и новыми знаниями и открытиями. Это особенно важный период, так как именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе.

                                              (слайд 2)

 Они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои действия и эмоции, развивается их практическое мышление. Дошкольники начинают отождествлять свое «Я» и отдельное «Общество», где-то к шести годам эта позиция окончательно закрепляется в их сознании.

                                                    (слайд3)

    Актуальность. Модернизация дошкольного образования, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Проблема взаимодействия педагога дошкольного учреждения с семьей ребенка является важным аспектом в личностном развитии дошкольников. Специальные исследования современных педагогов (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова и др.) доказали, что ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает им семья. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. В семье ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Семья является уникальной общностью, с которой человек связан всю свою жизнь неразрывными узами, из которой он выносит свои ценностные ориентации и жизненные установки. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку, источник общественного опыта.

          В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Это прежде всего

- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры) ;

- детский сад (в первую очередь воспитатели) ;

- общество (сверстники, друзья) .

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.

В семье подрастает малыш.  У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Теперь уже важно не только чем накормить, во что его одеть, но и чем занять малыша, как с ним играть, чему научить, как справиться с его капризами и непослушанием, когда лучше отдать в детский сад и отдавать ли вообще.

Как отмечается в исследованиях, многие семьи с трудом реализуют свои социализирующие функции. Так, родители часто испытывают трудности в общении со своими детьми, кроме того, отмечаются расхождения во взглядах на систему воспитания внутри семьи . Причинами этого может быть неудачный собственный опыт в общении, недостаток психолого- педагогических знаний и умений .

Где получить родителям ответы на все интересующие вопросы?

Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей должен быть детский сад. А одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьей в реальных социально-экономических условиях.

                                                (слайд 4)

Знакомясь с Федеральным Государственным Образовательным  Стандартом трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально - личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - это процесс, направленный  на вхождение ребёнка в социо-культурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится не просто актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает  деятельность педагога, направленную на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Поэтому перед ДОУ стоит  цель: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.

Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Сотрудничество - общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.

                                           (слайд 5)

В нашей группе в работе с семьей с целью повышения их роли в организации пространства личной жизни ребенка на ряду с задачами поставленными в ФГОС  мы для себя выделили  следующие задачи:

- помощь родителям в позитивном восприятии себя и своих детей;

- содействие в формировании навыков конструктивного стиля поведения, эффективных речевых стратегий в общении с детьми;

- содействие семье в развитии межличностных отношений с целью выработки единых требований к воспитанию ребенка.

Мы  всегда готовы к сотрудничеству и надеемся на значительные изменения во взаимоотношениях с родителями хотя бы потому, что нас и родителей объединяет одна и та же благородная цель - воспитание успешной социально-нравственной личности ребенка.

 Поэтому в работе с родителями в своей группе мы стараемся соблюдать принципы  взаимодействия и развития  диалогического общения с родителями постоянно.

                                          (Слайд 6)

 Устанавливаем(полноценное социальное)  продуктивное, поддерживающее, развивающее взаимодействие между нами и родителями для дальнейшей успешной социализации воспитанников через:

- разработку и реализацию совместных проектов по социально-личностному развитию дошкольников с учетом индивидуальных особенностей детей, социокультурных традиций;

- постоянное  включаем родителей в педагогическую (просветительскую) деятельность.

                                     

                                           

                                                     (слайд 7-10)

 

А теперь подробнее хочу рассказать как в нашей группе проходит процесс социализации детей через взаимодействие с семьями  воспитанников. В соответствии с общим тематическим планированием образовательной деятельности  нашего сада весь учебный год расписан на тематические недели. В течение года мы активно вовлекаем родителей в образовательный процесс  используя проектную деятельность. Практически на каждую тему недели мы готовим краткосрочные проекты, в рамках этих проектов родители вместе с детьми готовят мини проекты например на тему недели « Люди труда» у нас действовал проект « Кем я буду?»  родители с детьми готовили мини проекты « Профессия моих родителей» дети с удовольствием рассказывали и слушали  о том где и кем работают их родители.  На тему недели  «К нам весна шагает»  Совместно с родителями готовили проект «Лук от семи недуг»  родители вместе с детьми оформляли книгу «Всё о луке»  сказки, загадки, стихи , польза лука , фазы роста и т.д.  Детишки мои теперь знают друга Чипполино, который с ними может поиграть, полечить, витаминами угостить, с которым можно отправится в маленькое путешествие и послушать про него стихи, загадки и рассказы.

                                                         (Слайд11-13 )

Также в нашей группе действуют и долгосрочные проекты такие как « Дети детям» .Этот проект направлен на формирование у воспитанников гуманной духовно нравственной личности через ценности благотворительности. Данный проект – это благотворительная акция помощи детям. А тему проекта, сами того не осознавая, мне подсказали мои воспитанники. Однажды прочитав детям сказку братьев Гримм «Горшочек каши» они «забросали» меня вопросами: «Почему девочка и мама были бедными?», «Почему им нечего было кушать?», «Почему они так радовались простой каше?» и так далее. И тогда было решено рассказать детям, что, к сожалению, даже в наше время есть такие семьи, где родители не всегда могут позволить себе купить не только лишнюю игрушку своему малышу, но и новую, красивую одежду. Но есть и другие семьи, которые с охотой и желанием помогают бедным. Вот эта помощь, доброта, отзывчивость, неравнодушие к чужими проблемам и называется – благотворительность. И мы с детьми решили, что наша дружная группа как одна большая семья, обязательно должна кому-нибудь помочь. Так и родилась идея проекта.

В преддверии новогодних праздников мы провели в своей группе родительское собрание, тема которого была: «Милосердие в наших детях».

Как известно, дети познают окружающий мир в форме наблюдения и веселой игры. Их внимание сложно сконцентрировать, а привить любовь к какому-либо занятию порой просто невозможно. И тут на помощь приходят стихи. Родители поддержали нашу идею о создании в группе «Литературной гостиной», где благотворительность освещалась в стихах, рассказах, сказках и песнях. Родители воспитанников прониклись идеей о благотворительности и с радостью поддержали инициативу детского сада об оказании помощи детям, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации. Решено было помочь детям из реабилитационного центра, т.к. этот сад посещают дети из неполных, малообеспеченных семей, некоторые дети находятся на круглосуточном пребывании. Итак, идеей нашего проекта, стало оказание помощи детям из реабилитационного центра, а сам проект решили назвать «Дети - детям», ведь именно это название отражает суть нашего проекта. Для изготовления новогодних игрушек (елочек), родители купили цветную бумагу, цветной картон, клей. Мы изготовили много новогодних игрушек и гирлянд. Во время работы ребята рассказывали о своих любимых игрушках, которые есть у них дома. И вот в нашей группе появился «волшебный» почтовый ящик, куда воспитанники и их родители в течение 2-х недель складывали подарки для своих, пока еще незнакомых друзей. В канун новогодних праздников наши подарки были доставлены детям реабилитационного центра, они оказались очень кстати. Мы поздравили всех с наступающими праздниками, и объяснили детям, что подарки для них приготовили их сверстники, дети из детского сада №8, подготовительной «а» группы .

Проделанная работа не могла, не отразится на успехах детей. Проводимая работа по формированию положительных качеств личности детей через благотворительность, через приобщение их к истокам православной культуры милосердия дополняет и расширяет кругозор дошкольников, способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе, собственному совершенствованию педагога, детей и их родителей. Мы наблюдали положительное влияние в формировании доброжелательного отношения детей к окружающему миру, другим людям и особенно к другим детям. Отмечается стойкий эмоциональный интерес у родителей, в воспитательно-познавательном воздействии на своих детей. Это заметно по тому, что приоритетами родителей в чтении художественной литературы стали произведения несущие воспитательное значение. Кроме этого, родители стали более активно участвовать в совместных занятиях, досугах и праздниках, проводимых по данному направлению.

                            (слайд 14)

Приобщая детей к социуму мы совместно с родителями посещаем библиотеку, дом культуры, спортивно оздоровительный комплекс «Горняк»

                                     (слайд 15-20)

Также в нашей группе успешно действует долгосрочный проект « Птицы- наши друзья» где наши родители являются активными участниками. В рамках этого проекта наши родители совместно с детьми не только готовили мини проекты о птицах, но и участвовали в районной акции  «покормите птиц зимой». Родители вместе с детьми изготавливали кормушки и всю зиму подкармливали птиц. В результате реализации проекта мы отметили глубокие знания воспитанников, развитие у детей познавательной активности, коммуникативных навыков.

 У детей сформировано начальное бережное отношение к птицам. Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость. Мы получили возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.

(слайд 21)

В нашей группе также действует проект «Детям о войне» и наши дети  участвуют в районной акции « Цветы победы»

                  (слайд 22-25)

Мы активно привлекаем родителей не только в образовательную деятельность но и в организацию и проведение праздников.

(Слайд 26)

Вовлекая родителей в образовательную деятельность мы замечаем как дети становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

1.1 Современные требования к дошкольному образованию Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность л...

Презентация. Практический опыт.Взаимодействие с семьёй как условие успешной реализации социального партнёрства.

Взаимодействие с семьёй как условие успешной реализации социального партнёрства. Опыт работы....

Взаимодействие с семьёй как условие успешной реализации социального партнёрства.

В статье описываются современные подходы к взаимодействию с родителями дошкольной организации в рамках модернизации системы образования...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.»

Сегодня одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка»

Самую важную роль в процессе становления личности ребенка играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ....

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка»

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того ...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...