Консультация для педагогов"Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал на тему
В консультации говорится о роли подвижной игры для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры известны с давних времен. Начиная с младенческого возраста, ребенок воспитывался на народном фольклоре, народных игрушках, которые были связанны первоначальными движениями самого ребенка. Дети постарше играли в игры с другим двигательным содержанием, которые включали игровые зачины, считалки, песенки. Все это сохранилось до наших дней и имеет огромное воспитательное значение и составляет неповторимый игровой фольклор.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы Д.А. Элькониным, считавшим, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». В первобытном обществе занятость родителей и труд детей приводили к тому, что не существовало существенных различий между взрослыми и детьми, поэтому дети становились очень быстро самостоятельными.
Основоположник физического воспитания П. Ф. Лесгафт, выделял большое место в физическом воспитании подвижной игре. По утверждению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни». «Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».
Подвижная игра рассматривается как одно из основных средств и методов физического воспитания в формировании разносторонне развитой личности ребенка. Однако, являясь средством физического воспитания, подвижная игра влияет на организм ребенка и оказывает оздоровительное воздействие. Игра незаменима как средство совершенствования движений; развитие движений, способствует формированию выносливости, быстроты, координации движений. Движения активизируют дыхание, обменные процессы и кровообращение, это благотворно влияет на психическую деятельность детей.
В умственном воспитании ребенка роль подвижной игры очень велика. В ней малыши, учатся осваивать пространство, действовать в соответствии с правилами, приспосабливать свои действия в изменившейся игровой ситуации к данной окружающей среде, учатся действовать в коллективе, сопереживать, помогать друг другу, формирует честность, справедливость, выдержку и дисциплинированность. Подвижные игры активизируют память, развиваются мышление, воображение, дают представления об окружающем мире, обогащают речь детей. В этих играх дети пополняют словарный запас, обогащают речь, так как в этих играх используются считалки песни, стихи, зачины.
Большое значение подвижные игры имеют и для нравственного воспитания детей. Дошкольники учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. В играх дети выполняют осознано определенные правила, что ведет к формированию их воли, развитию самообладания, выдержки и умению контролировать свои поступки, а также свое поведение, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. В процессе игры формируются новые психические процессы, новые качества личности. А также в подвижных играх совершенствуется нравственно-эстетическое восприятие мира. У детей развивается чувство ритма, они познают красоту движений, их образную выразительность. Дошкольники овладевают художественной, творческой речью.
Подвижная игра способствует приобщению ребенка к труду: при изготовлении игровых атрибутов, совершенствуются двигательные навыки детей, которые пригодятся в дальнейшем в его деятельности. В ходе игры формируются новые психические процессы, новые качества личности ребенка.
Игра – это общественное явление, вид самостоятельной деятельности, который свойствен человеку.
Игра – это средство физического и общего социального воспитания, самопознания, развлечения, отдыха, спорта. Игры являются частью культуры человека. Игры очень различны по своему содержанию. В играх отражаются все области творчества людей материального и духовного.
Изучением игр занимаются многие отрасли науки: педагогика, этнография, антропология, теория и методика физического воспитания, история и др.
Подвижные игры можно классифицировать по разным параметрам: по степени подвижности ребенка в игре, по возрасту, по видам движений по содержанию. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — городки, настольный теннис, хоккей, баскетбол, футбол. В сюжетных подвижных играх отражается сказочный или жизненный эпизод. Играя, ребенок увлекается, игровыми образами. В игровых образах ребенок творчески воплощается, он изображает автомобиль, кошку, волка, воробышка, гуся, обезьянку. В несюжетных подвижных играх детям интересны двигательные игровые задания, которые ведут к достижению поставленной цели. Все эти игры можно разделить на игры перебежки, ловишки; игры с элементами соревнования; игры-эстафеты; игры с предметами. Спортивные игры, по мнению М. П. Голощекиной, Э.И. Адашкявичене, необходимо использовать в старшем дошкольном возрасте. Высшей ступенью развития подвижных игр являются спортивные игры. В них единые правила, которые определяют размеры площадки, оборудование и инвентарь, состав участников, продолжительность игры, что позволяет проводить соревнования. В соревнованиях по спортивным играм от участников требуются мобилизация, как физического напряжения, так и волевого усилия.
Игру рассматривают как осмысленную деятельность, направленную на выполнение конкретных двигательных задач в изменяющихся условиях. В игре ребенок проявляет творческую инициативу, выражающуюся в разнообразии действий, согласованных с действиями коллектива.
Игра – это практическая деятельность детей, в которой они развиваются физически, от которой получают и эстетическое и моральное удовлетворение, учатся действовать самостоятельно, развивают познания окружающей их среды, что способствует воспитанию и развитию личности ребенка.
Таким образом, игра является одним из комплексных средств воспитания. Она направлена на физическую подготовленность детей, которые овладевают основами движения в изменяющихся условиях деятельности коллектива, совершенствуют функций своего организма, а также черт характера.
В условиях современной жизни резко снижается двигательная активность человека, что ведет к возрастающей роли систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми. Особое значение подвижных игр заключается в том, что они доступны всем людям.
Огромное разнообразие подвижных игр, способствуют развитию наблюдательности, сообразительности, воображения, внимания, а также развитию положительных чувств. В играх отражаются общие характерные черты, присущие этой практической деятельности, активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, робость, застенчивость. Чтобы игра стала интересной для всех, игроки действуют согласованно, подчиняются установленным правилам, что способствует развитию активности, усвоению навыков поведения в коллективе и укрепляет волю.
В игре – удовлетворяется естественная потребность в общении, эмоциональном контакте, возможности проявления своих чувств. Игры всегда связаны с новыми ощущениями и эмоциями, познанием окружающей среды, реальной действительности.
Подвижную игру с методической точки зрения характеризуют как многоплановое, педагогическое, комплексное средство воспитания. Комплексность подвижной игры заключается в развитии умственных, физических и морально-волевых качеств и совершенствовании в формировании двигательных навыков. Однако такое разностороннее воздействие не препятствует избирательной направленности в использовании народных подвижных игр. В играх присутствует соревновательный элемент, что позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Решающее значение в воспитании имеет правильный отбор и руководство играми, что позволяет воспитывать у детей чувство коллективизма, инициативы, активности, дисциплинированности, а также настойчивости в достижении намеченной цели.
Подвижные игры имеют для детей оздоровительное, воспитательное и образовательное значение, они доступны для занятий физической культурой.
Доказано, что подвижные игры благотворно воздействуют и укрепляют нервную систему, повышают физическое развитие детей и способствуют укреплению здоровья в целом. Кроме этого занятия подвижными играми очень эмоциональны, они могут давать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо учитывать при организации занятий и игр. В каждой подвижной игре могут присутствовать бег, метания, прыжки и т.д. В играх развиваются и воспитываются основные физические качества ребенка: сила, быстрота, выносливость и совершенствуются двигательные умения и навыки. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных движениях: беге, прыжках, метании, лазаний и другие навыки. Быстрая изменяющаяся обстановка в процессе игры позволяет ребенку использовать все доступные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно влияет на совершенствовании двигательных навыков.
Игра - первая сознательная, активная деятельность ребенка в которой происходит в формировании личности. В этих играх дети способны отражать накопленный опыт, закреплять и углублять свои знания о жизни. Ребёнок учится познавать мир в процессе своей практической деятельности. Занятие играми обогащают играющих новыми представлениям, ощущениями, понятиями. Игры развивают наблюдательность, сообразительность, расширяют круг представлений, а также учат умению анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх дети учатся безошибочно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и четко реагировать на сложившуюся обстановку в быстро меняющейся игре.
Подвижные игры имеют большое образовательное значение, особенно проводимые на местности и в зимних, и в летних условиях: в походах, экскурсиях, на базах отдыха. Игры на местности способствуют развитию умений и навыков, которые необходимых разведчику, следопыту, туристу.
Значение подвижных игр также велико в воспитании таких физических качеств как быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. Игры воспитывают у детей чувства единства, дружеские отношения и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию выдержки, что особенно важно для дошкольников, у которых возбуждение преобладает над процессом торможения, а так же воспитанию честности, дисциплинированности, умению сдерживаться. В связи с этим необходимо творчески подходить к организации и проведению физкультурных занятий с детьми, обязательно самостоятельно составлять задания, в которых содержатся такие движения, которые необходимы ребенку в данный момент.
Для проведения подвижных игр необходимо выбрать просторное место, чтобы ограниченное пространство не помешало детям в выборе той или иной игры. Продолжительность игр – различна, однако это играет важную роль при выборе игр, так как чрезмерная продолжительность игры вызывает у детей сильное переутомление, чего нужно строго избегать, нужно снизить темп игры, чтобы не нанести вред детям.
При проведении игры необходимо иметь в виду степень напряжения нервной и мышечной энергии с максимальным количеством, которую в состоянии развить каждый ребенок без признаков переутомления.
Для соблюдения этого условия необходимо учитывать индивидуальные возрастные особенности ребенка. Ослабленные дети также с пользой могут принимать участие в детских играх с не большой продолжительностью, потому что у них переутомление наступает относительно очень быстро. Участие в подвижных играх ослабленных детей на открытом воздухе, способствует тому, что дети быстро крепнут. Они постепенно превращаются в здоровых детей, которые способны участвовать в более продолжительных играх со сверстниками .
Каждая игра должна непременно отличаться увлекательностью - только при наличности этой предпосылки она увлечет детей и заставит их с большим желанием играть в нее. Неинтересная игра вызывает у детей лишь вялые движения, которые делают они безразлично, без участия внимания и памяти, что такие игры не дают детям пользу. Необходимо подбирать игры, руководствуясь принципами подбора физических упражнений и возрастных особенностей детей, важную роль играет также степень умственного развития детей. Более сложная игра требуют от детей сообразительности и ловкости участников, доставляет детям много удовольствия, заставляя их с охотой и большим интересом следить за ходом игры и ожидать финала ее.
Надо помнить, что детей надо готовить к школе, укрепляя его здоровье, вырабатывая спортивные навыки и качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость. Целесообразный выбор игр может заинтересовать детей, и мы сумеем привить детям в этих играх любовь и охоту играть в них. Таким образом, мы получаем несомненную пользу от подвижных игр.
Разнообразные игры способствуют умственному развитию детей, игры выступают как элемент важный и неоценимый, при помощи его мы облегчаем детям мозговую работу – укрепляем и развиваем память, внимание, сообразительность, используя детские игры совершенно не вызываем переутомление у детей.
Однообразные гимнастические упражнения, исключают всякое сознательное участие мозга, а подвижные игры требуют сообразительности и являются опорой для расширения умственного кругозора детей.
Очень важно и гигиеническое значение детских подвижных игр, происходящих на открытом воздухе. Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр является движение, которое играет важную роль в жизни ребенка, в силу своей индивидуальности движение благотворно влияет на организм неокрепшего находящегося в период роста ребенка.
Подвижные игры выполняют ряд основных задач: оздоровительные, воспитательные, образовательные.
Оздоровительные задачи подвижных игр конкретизируются с учетом индивидуальных возрастных особенностей развития организма ребенка. Они направлены на формирование правильной осанки, рост, укрепление костного аппарата, мышечной системы, двигательного аппарата, на развитие внутренних органов, а так же и на развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.
Воспитательные задачи подвижных игр стимулируют развитие и воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Все эти физические качества возможно развивать только в комплексе. Многие подвижные игры требуют от участников быстроты. Игры, требующие быстрого отклика на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний за короткое время. В стремительной постоянно меняющейся обстановке игры, участники переходят от одних движений к другим, что способствуют развитию ловкости. Использование игр с умеренными нагрузками, кратковременными скоростными и силовыми напряжениями способствует воспитанию силы. В играх способствующих развитию выносливости многократно повторяются напряженные движения, с беспрерывной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии. Гибкость совершенствуется в играх, связанных с многократным изменением направления движений. Занимательный игровой сюжет обуславливает появление у участников положительных эмоций и побуждает их к тому, чтобы они с напряженной активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые и физические, и волевые качества. Одна из характерных особенностей подвижных – стремление к результату. Она имеет большое значение в достижении игровой цели и удовлетворения игрой. Ребенок испытывает радость от удовлетворения в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, однако особый эмоциональный подъем вызывает достижение намеченного, реального результата.
Некоторые коллективные подвижные игры носят соревновательный характер, также необходимо учитывать и то, что эти состязания не должны разъединять играющих детей.
В коллективной подвижной игре дети учатся наглядно убеждаться в преимуществах общих усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение поставленной цели. Принятие игровых правил в коллективной подвижной игре, ведет к тому, что у играющих детей повышается эмоциональный настрой, дисциплинированность Подвижная игра носит коллективный характер. Большое влияние на поведение каждого из играющих детей оказывает мнение сверстников, от качества выполнения роли, играющего, в подвижной игре зависит, получит ли он поощрение или неодобрение сверстников, в этом непосредственном взаимодействии дети приучаются действовать в коллективе. В игре характерны противодействия одного игрока другому, одной команды – другой команде, когда перед играющим стоят самые различные задачи, требующие молниеносного разрешения. Для этого необходимо быстро оценивать окружающую обстановку и выбирать самое правильное действие и выполнять его, так подвижные игры способствуют самопознанию. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения, которые помогают быстро набирать нужный темп, ритм работы, дети способны стремительно выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что явно пригодиться в жизни.
Образовательные задачи подвижных игр. В игре происходит формирование личности, дети проявляют и развивают умения анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к практическим действиям, которые имеют свое отражение в повседневной жизни, а так же в занятиях физической культурой, в спорте и туризме. Правила и действия в подвижной игре создают у участников представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми. Игры на местности способствуют развитию умений и навыков, которые необходимых разведчику, следопыту, туристу.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи должны решаться в комплексе, только тогда все подвижные игры смогут выступать как основное средство для многостороннего физического воспитания дошкольников.
И так подвижная игра – это ценнейшее необходимое основное средство для ребенка с помощью игры он пополняет знания и представления об окружающем мире, развивает мышление, ценные моральные, волевые и физические качества.
В подвижных играх, решаются задачи именно физического воспитания. Основная задача подвижных игр – активизировать все системы организма, способствовать овладению необходимыми двигательными умениями и навыками, правильному физическому развитию, развитию ловкости, сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств. Все это позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.
Таким образом, в процессе регулярных занятий физической культурой, в том числе и на открытом воздухе, в организме детей происходят функциональные изменения.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения 25%всех заболеваний человека – это экологические факторы всех заболеваний человека, а в некоторых случаях достигать 40% в отдельных регионах.
В процессе индивидуального развития организма человек в большей степени взаимодействует с двумя физическими факторами – температурой окружающей среды и атмосферным давлением. Реакция организма на эти факторы самым непосредственным образом связана с физическим развитием человека, геометрическими размерами, пропорциями тела, с его массой. Интенсивность производства тепла в организме пропорциональна его массе, а скорость теплоотдачи пропорциональна площади поверхности тела. Приучать ребенка к физической культуре необходимо с детства это поможет ребенку заниматься с радостью и удовольствием. Регулярные занятия помогут ребенку во многом избежать проблем со здоровьем, стать активным и жизнерадостным.
Заниматься физической культурой необходимо начинать с самых ранних лет, это поможет ребенку не только развиваться физически, но и интеллектуально, ведь в раннем возрасте физическое и интеллектуальное развитие тесно связаны между собой.
Таким образом, подвижные игры - это ценнейшее необходимое основное средство для ребенка с помощью игры он пополняет знания и представления об окружающем мире, развивает мышление, ценные моральные, волевые и физические качества. Подвижным играм отводится одно из важнейших мест в формировании разносторонне развитой личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка клуба для родителей по плаванию, которая содержит: вступительное слово, конспект занятия, рефлексию....
консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....
Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста
Консультация о пользе подвижных игр...
Подвижные игры как средство социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Умение общаться является одними из факторов успеха в любой сфере человеческой деятельности. Отсутствие элементарных навыков ...
Консультация для педагогов «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
В консультации для педагогов представлены теоретические аспекты и практические задания....
Консультация для педагогов "Мини-музей как средство воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов...
Мастер класс для педагогов на тему:«Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Цель:- повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, направленной на...