консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья по теме

Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Русские народные подвижные  игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Проблема эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является чрезвычайно важной, так как именно в  этот возрастной период закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития,  приобретаются двигательные умения и навыки. Потребность в эффективных разнообразных движениях является отличительной особенностью дошкольников. Упражнения и подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы.

Как писал в своих трудах В.Н.Сорока-Росинский: «Без игры ребёнок не может нормально развиваться, и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребёнка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия, в вещи». Благодаря движениям и играм повышается общий жизненный тонус ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

        Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников. Это отмечал в своих работах Ян Амос Коменский: « Совершенно не разумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могу усваивать, а в какой только сам он желает».

Эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности, являются русские народные подвижные игры.

         Народные игры – традиционное средство педагогики. Издавна в них отражали быт русских людей, их образ жизни, национальные устои, представления о мужестве, чести, смелости.

К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Народные подвижные игры способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию дошкольников, но и выступают как средство духовного развития личности.

 «В народных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей»,- отмечал П.Ф.Лесгафт. Он считал народные подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности, развития у него нравственных качеств - честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижные игры являются упражнением, готовящим ребёнка к жизни.  

Несомненна роль игры в умственном воспитании детей. С её помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры; в процессе игры развивается внимание, мышление, воображение, память. Подвижные игры способствуют развитию речи ребёнка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма, быстрота, ловкость, сноровка, внимание, координация речи с движениями, инициатива, фантазия, воображение, чувство коллективизма и дружелюбия.

1. «Два Мороза»

На противоположных сторонах спортивного зала мелом обозначаются две линии. Играющие становятся за одной из линий. По считалке выбираются два водящих: Мороз - красный нос и Мороз - Синий нос. Они становятся в центре зала посередине между двумя линиями. По сигналу педагога они произносят: Мы  два брата молодые, Два Мороза удалые

                  Я - Мороз - красный нос,

                 Я - Мороз - Синий нос.

                Кто из вас решится в путь- дороженьку пуститься?

Все дети хором отвечают: Не боимся мы угроз,

                                     И не страшен нам мороз!

После этого все игроки перебегают на противоположную сторону, стараясь как можно быстрее оказаться за второй линей, а водящие стараются их догнать и «заморозить» - дотронуться до кого-либо рукой.

2. «Заря»

Игроки становятся лицом в круг на небольшом расстоянии друг от друга и держат руки за спиной. Водящий ходит по кругу за спинами игроков со словами: Заря-зареница, красная девица,

              По полю ходила, ключи обронила,

              Ключи золотые, ленты голубые,

              Кольца обвитые, за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту одному из игроков; заметив это, игрок быстро берёт ленту, и оба ребёнка бегут в разные стороны по кругу, стараясь скорее занять пустое место. Тот, кто останется без места, становится водящим.

3.  «Молчанка»

Игроки становятся лицом в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Водящий становится в центре круга. Все играющие произносят закличку:

Первенчики, червенчики, летели голубенчики

По свежей росе, по чужой полосе,

Там чашки, орешки, медок, сахарок - молчок!

Как только игроки скажут последнее слово, они должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами, жестами, мимикой. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он считается проигравшим и выходит из игры.

4. «Золотые ворота»

Пара игроков становится в центре зала, взявшись за руки – это водящие. Напротив них лицом к водящим в колонну по двое становятся все остальные игроки. Водящие поднимают руки вверх, образуя  «ворота», и произносят:

В золотые ворота проходите, господа:

    Первый раз – прощается, второй раз – запрещается,

    А на третий раз – не пропустим вас!

В это время остальные пары проходят в «ворота» и становятся сразу за водящими в колонну по двое, взявшись за руки. По окончанию текста водящие опускают руки вниз, стараясь дотронуться до проходящей мимо них пары игроков. Осаленная пара становится новыми водящими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...

Пути повышения оздоровительной эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Главные "киты" здоровьяНаправление системы физического воспитанияПонятие "тренировка"Цели...

Публикация "Роль подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Игра – это ведущий вид деятельности, естественный спутник жизни ребенка,...

Методическая разработка «Народные подвижные игры в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы...


 

Комментарии