Организованная образовательная деятельность по физическому развитию с использованием русских народных подвижных игр и фольклора «Бабушкин сундук» (для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре посредством русских народных подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_mart_2021.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Колокольчик» муниципального района

Давлекановский район Республики Башкортостан

Организованная образовательная деятельность по физическому развитию

с использованием русских народных подвижных игр

и фольклора «Бабушкин сундук»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Подготовила:

инструктор по ФК

Прокопова М.В.

март – 2021

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре посредством русских народных подвижных игр.

Задачи:

Образовательные:

-  Продолжать учить детей играть в подвижные игры;

- Упражнять детей в основных видах движений: прыжки с продвижением вперед, бег с увертыванием;

- Продолжать учить взаимодействовать в команде, быстро ориентироваться в пространстве.

Развивающие:

-  Развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость, силу;

-  Развивать мышцы рук, ног, плечевого пояса, туловища;

- Развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения, развивать чувство ритма;

- Закреплять навыки самоконтроля и самооценки при выполнении упражнений;

Воспитательные:

- Воспитывать интерес и любовь к русским традициям и народным играм.  

Оздоровительные:

- Формировать правильную осанку во время ходьбы, бега, упражнений и игр;

- Укреплять мышцы ног и свода стопы в ходе выполнения упражнений, сердечно - сосудистую и дыхательную системы.

Оборудование и материалы: сундук, мешки для прыжков, маска бабы-яги, канат, лента, корзинка с баранками, фонарь, сапожок.

ТСО: телевизор, ноутбук, магнитофон, флешка с презентацией и музыкой.

Предварительная работа:

- расширение активного словаря детей: (сундук, изба, березовая роща, старина).

- Беседа с детьми о русских народных играх, играх - соревнованиях, об их возникновении, значении и пользе.

- Чтение воспитателем детям русских народных сказок, слушание русских народных песен. Заучивание считалок, дразнилок, диалогов из русских народных игр.

-  Подготовка атрибутов к ООД.

Ход:

I. Организационный момент:

Дети входят в зал. Построение в одну шеренгу.

Инструктор по ФК:

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)

Здравствуй, маленький цветок, (присели)

Здравствуй утро, здравствуй день, (встали)

Нам здороваться не лень.

Здравствуйте, добры молодцы и девицы красавицы.

Дети: Здравствуйте!

II. Вводная часть:

Инструктор по ФК: Ребята, собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные подвижные игры, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Играли, наверное, и вы. У каждого народа есть свои традиции и свои народные игры. Предлагаю вам, отправится к бабушке в деревню. В деревне почти в каждой избе есть старый  «бабушкин сундук», в котором хранятся разные секреты, народные игры. Хотите найти бабушкин сундук и узнать все его секреты? Хотите поиграть в русские народные игры?

Дети: Да.

(на экране появляется березовая роща с тропинкой)

III. Основная часть:

а) поисковый этап:

Инструктор по ФК: Тогда отправляемся в путь.

- Равняйсь! Смирно! Напра-во!

За ведущим, шагом марш!

(дети проходят полосу препятствий)

Дружно по дорожке мы идем

Скоро мы в деревню попадем.

Идем по лесной тропинке, березовой рощи.

Потренируем свои ноги.

(ходьба на носках руки вверх; ходьба на пятках руки за голову)

Перешагиваем через бревна.

(ходьба с высоким подниманием колен)

Теперь перепрыгиваем через кочки.

(прыжки)

Проходим под низко растущими деревьями.

(ходьба в полуприседе)

Отводим ветки в стороны, чтобы пройти по дорожке.

(ходьба с разведением рук в стороны)

А теперь побежали змейкой между березками.

(бег змейкой в среднем темпе)

Повернулись, боком встали и галопом побежали.

(боковой галоп)

А устанем – отдохнем и опять пешком пойдем.

Дышим ровно и спокойно.

Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли, в пояс поклонились.

(ходьба, упражнение на восстановление дыхания)

(перестроение в две колонны через середину зала)

(показ слайда – деревни)

Инструктор по ФК:

Мы шли, шли, шли,

И в деревню пришли.

Мы и дошли до деревни. Вот изба.

(показ слайда – избы)

Зайдем в старую избу.

(показ слайда – старой избы в развернутом виде)

А где же бабушкин-сундук? Нет сундука. А чтоб сундук найти, нам нужно добры молодцы и красны девицы свою удаль и ловкость показать.

б) практический этап:

ОРУ «Добры молодцы и девицы красавицы»:

(ОРУ проводятся под русскую народную музыку)

1. «Полочка»

И.п. – о.с. Руки перед грудью, предплечья вместе. 1- наклонить голову вправо; 2 – и.п.; 3- наклонить голову влево; 4 – и.п. Повторить 8 раз.

2. «Хлопушка»

И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука направлена вверх, левая – вниз. Делать скользящие хлопки в такт музыке. Повторить 8 раз.

3. «Пружинка»

И.п. – ноги пятки вместе носки врозь, руки на поясе. 1 – полуприсесть, повернуться вправо; 2-и.п.; 3-полуприсесть, повернуться влево; 4-и.п. Повторить 8 раз.

4. «Поклон»

И.п. – ноги пятки вместе носки врозь, руки на поясе. 1-2 наклониться вперед, правую (левую) руку опустить; 3-4 – и.п. Повторить 8 раз.

5. «Горка»

И.п. – сидя, ноги вперед, руки в упоре сзади. 1-2 – опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, выпрямив туловище; 3-4 – и.п. Повторить 8 раз.

6. «Хлопок под коленом»

И.п. – сидя, ноги вместе, руки перед грудью локтями в стороны. 1 – приподнять согнутую в колене правую (левую) ногу, хлопнуть под коленом; 2 – и.п. Повторить 8 раз.

7. «Ай да ножки!»

Девочки прыгают ноги скрестно, ноги врозь, а мальчики выбрасывают вперед правую (левую) ногу на пятку.

8. «Упражнение на восстановление дыхания - Ух»

Инструктор по ФК: Ребята, вот и сундук нашли! Хотите заглянуть в сундук?

(Инструктор по ФК показывает – сундук)

Дети: Да.

Инструктор по ФК: А чтоб узнать, что в сундуке хранится, нам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Старуха старая живет в лесу дремучем.

Нос крючком, нога костылем.

Кто к ней попал – тот пропал.

Кто же это?

Дети: Это Баба Яга.

(Инструктор по ФК достает из сундука маску – бабки – ёжки)

Инструктор по ФК: Верно. Давайте поиграем в русскую народную игру, «Бабка - Ёжка». Эта игра вам уже знакома.

(инструктор по ФК напоминает правила игры,

игра проводится несколько раз)

Игра «Бабка-Ёжка»

Выбирается считалочкой водящий – «Бабка – Ёжка».

Считалочка:

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи, тебе водить.

Бабка – Ёжка прячется у себя в избушке, остальные дети, стоящие на другой стороне зала, идут к «Бабке – Ёжке» и читают дразнилку:

- Бабка – Ёжка, костяная ножка,  

- С печки упала, ножку сломала,

- А потом и говорит, у нее нога болит.

- Пошла на улицу – раздавила курицу,

- Пошла на базар – раздавила самовар.

- Побежала в баньку – напугала зайку.

После этого водящий скачет на одной ноге и ловит дразнящих. Дразнящие дети тоже скачут от бабки – ёжки на одной ноге. Кого она поймает, тот занимает место «Бабки-Ёжки», и дразнилка начинает звучать сначала. Игра проводится несколько раз.

(после игры проводится дыхательная гимнастика)

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

И.п.: стоя прямо, ноги вместе.

Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.

На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Инструктор по ФК: Ребята, а давайте еще раз заглянем в бабушкин сундук. Что это, ребята? (педагог достает из сундука мешок)

Дети: Это мешок.

Инструктор по ФК: Раньше в старину проводили игры-эстафеты,  прыжки в мешках. Давайте и мы с вами добры молодцы и красны девицы посоревнуемся в ловкости и быстроте. Делимся на команду мальчиков и команду девочек. Мальчики у нас сильные и выносливые, а девочки у нас красивые и смелые.

(проводится эстафета «Прыжки в мешках» под русскую народную музыку)

Эстафета «Прыжки в мешках»

Инструктор по ФК: Молодцы, ребята. Показали свою ловкость и выносливость. Посмотрите, ребята нам бабушкин сундучок еще, что то приготовил.

(Инструктор по ФК  достает из сундука – канат)

Инструктор по ФК: В старину,  да и сейчас ребята, любимым соревнованием у русского народа было состязание - перетягивание каната. Сейчас мы  тоже посоревнуемся в этом состязании. Вот канат. Перетяни, силу, ловкость прояви! Побеждает та команда, которая перетянет противоположную команду на свою сторону.

(проводится соревнование «Перетягивание каната» три раза)

Соревнование - забава  «Перетягивание каната»

Инструктор по ФК: Молодцы ребята и здесь вы показали свою ловкость и силу. Добры молодцы и красны девицы, в сундучке ещё какой то секретик припрятан.

(Инструктор по ФК  достает из сундука сапожок)

Инструктор по ФК: Сапожок, чтобы это могло быть? Я кажется догадываюсь, сундучок предлагает нам поиграть в игру «Дедушка – сапожник».

Инструктор по ФК:

Добры молодцы и красны девицы!

Не хотитель поиграть?

Свою удаль показать?

Становись в круг быстрей,

Вместе будет веселей!

(Инструктор по ФК объясняет правила игры,

игра проводится несколько раз)

Игра «Дедушка – сапожник»

Выбирается водящий «дедушка сапожник». Остальные дети идут по кругу и ведут диалог:

- Дедушка сапожник сшей нам сапоги?

- Подождите дети, потерял очки.

- Дедушка сапожник, сколько с нас возьмёшь?

- 3 рубля с копейкой, пятачок и грош.

- Дедушка сапожник ты с ума сошёл?

- Подождите дети, я очки нашёл!

Дети разбегаются, а водящий ловит кого – нибудь из играющих. Пойманный становится «дедушкой-сапожником».

(после игры проводится дыхательная гимнастика)

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

И.п. ребенок стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Инструктор по ФК: Ребята, я хочу вам предложить поиграть еще в одну русскую народную игру «Игра с лентой».

Инструктор по ФК: У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Собирайся, детвора,

Ждет вас русская игра с лентой!

(игра с лентой проводится под музыку)

«Игра с лентой»


Дети становятся в круг лицом. В центре круга стоит ребенок с лентой – это ведущий. Ребенок с лентой начинает ходить по кругу, а остальные дети начинают говорить слова:

- Маша вышла погулять,

- Стала друга выбирать,

- Стала друга выбирать

- Кому ленточку отдать.

После этих слов ребенок с лентой останавливается напротив другого ребенка. Они берутся за ленту и кланяются друг другу.

- Поклонись, поклонись,

- Да за ленточку держись,

- Мы считаем: раз, два, три,

- Ну-ка, ленточку возьми!

После слов «Ну-ка, ленточку возьми!», дети подбрасывают ленту вверх и бегут по кругу в разные стороны. Кто первым прибежал на место и взял ленту в руки тот и становится ведущим. Игра начинается сначала. Игра проводится несколько раз.

Инструктор по ФК:

Мы играли, мы играли,

Много нового узнали.

Ручки тянем высоко

Вот как дышится легко!

(дыхательная гимнастика)

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

IV. Рефлексия:

Инструктор по ФК: Вот мы и узнали все секреты бабушкиного сундука. Садитесь все в кружок. Сейчас я начну передавать фонарь по кругу, и у кого фонарь окажется в руках, тот будет рассказывать, что ему сегодня понравилось. Фонарь держим двумя руками и передаем её очень аккуратно.

(Инструктор по ФК передает фонарь слева направо

и задает вопросы детям)

- что тебе понравилось сегодня?

- где мы сегодня побывали?

- что мы нашли в старой избе?

- в какие русские народные игры мы сегодня играли?

- какая игра тебе понравилась больше всего?

- какая эстафета, соревнование было сложнее?

- что тебе было выполнить легче?

Инструктор по ФК: Спасибо вам ребята, что сегодня вы были со мной. Мы побывали в деревне, все секреты бабушкиного сундука узнали. Молодцы ребята, но нам пора возвращаться в детский сад. На прощание бабушкин сундук вам приготовил сюрприз – это корзинка с баранками.

(Инструктор по ФК  достает из сундука корзинку с баранками)

Мы возьмем ее с собой в детский сад.

(дети под музыку возвращаются в группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: «Использование русских народных сказок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Выявить эффективность использования русских народных сказок в развитии связной речи у старших дошкольников....

Конспект сценария развлечения с родителями «Игры из бабушкиного сундучка» для детей старшего дошкольного возраста

Спортивное развлечение  для старших дошкольников с бабушками на основе народных игр...

Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ»              П.Ф. ЛЕСГАФТ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (патриотическое воспитание дошкольников) «Возьми кусочек Родины с собой» для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Возьми кусочек Родины с собой» Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому – очень важно привит...