Методическая разработка «Народные подвижные игры в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Чичина Ирина Федоровна

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы и  творчества в русской пляске. Так же устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx535.98 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Калинихинский детский сад №6 «Березка»

Методическая работка на тему: «Народные подвижные игры в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Разработала: инструктор по физкультуре Чичина И.Ф.

Содержание:

  1. Актуальность.
  2. Цель, задачи работы по приобщению детей к национальной культуре.
  3. Этапы работы.
  4. Подвижная игра - одна из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста.
  5. Русские народные игры.
  6. Значение народных игр для дошкольников
  7. Классификация народных игр
  8. Обучение детей народным играм.
  9. Вывод.

1.Актуальность.

        Большинство современных людей очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? О чем мечтали? Как работали? Как отдыхали?

       Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен.

       Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы и  творчества в русской пляске. Так же устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть.  Осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.  

В старшей группе на основе анализа и индивидуальных бесед с детьми я сделала вывод: многие дети не знают русские народные игры.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов России является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.

2. Цель, задачи работы по приобщению детей к национальной культуре.

Цель:  Развитие интереса  детей к русским народным играм и желание играть в них.

Задачи:

  • Укреплять здоровье детей;
  • Развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость;
  • Познакомить детей с русскими народными играми.
  • Научить детей самостоятельно дружно и слаженно  играть в народные игры.

3. Этапы работы.

Начальный этап:

  • изучить  литературу;
  • составить план работы;
  • подборка материалов для картотеки народных игр;
  • разработка занятий;

Практический:

  • Взаимодействие с детьми;
  • Взаимодействие с педагогами;
  • Взаимодействие с родителями (изготовление буклетов);
  • Изготовление картотеки народных игр;
  • Пополнение среды за счет изготовления атрибутов к народным играм;

Заключительный:

  • Итоговое мероприятие (физкультурный досуг «Путешествие в страну народных игр»)
  • Отчёт по теме на педсовете

4. Подвижная игра - одна из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста.

   В дошкольном возрасте игра – это ведущий вид деятельности, их естественная потребность и способ познания окружающего.

Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребёнка. Подвижные игры имеют  оздоровительное,  воспитательное, образовательное значение. Они улучшают физическое развитие детей, укрепляют здоровье. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребёнка. Во время игр у дошкольника формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.). Игры расширяют круг представлений, развивают сообразительность, наблюдательность. Игры воспитывают у детей чувства товарищества, ответственности за действия друг друга. Правила игры способствуют воспитанию дисциплины, честности, выдержки.  

Для физического развития детей в детском саду используются разнообразные подвижные игры,  в том числе и русские народные.

5. Русские народные игры.

   Русские народные игры. Кто придумал эти игры? Когда они возникли? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Дети и взрослые водили хороводы, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. На лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью, удальству.

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении.

6. Значение народных игр для дошкольников

   Народные игры для дошкольников - своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Они в естественной форме ненавязчиво учат ребёнка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. 

Так же русские народные игры имеют педагогическую ценность - они оказывают большое влияние на развитие ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Ещё они помогают закрепить знания, полученные на занятиях. Например, чтобы закрепить представление о цветах и оттенках, можно поиграть  с детьми в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь и стихотворный текст.

Народные подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость, содействуют физической подготовке, прививают интерес и к физическим упражнениям, и к спорту. В них можно играть и на занятиях физической культуры, и на прогулке, включать в досуги и праздники.

7. Классификация народных игр

Для реализации дидактических задач для каждой возрастной группы создаётся своеобразный каталог подходящих забав, которые можно разделить:

1. По сюжетной тематике. Для младших групп — игры детей, связанные с вечной борьбой добра со злом. Для средней группы — с отношением к природе. Для старшей и подготовительной — с бытовыми темами.

2. По интенсивности двигательной активности. В целях безопасности стоит придерживаться правила: чем выше подвижность, тем старше дети.

3. По типу движений. Этот параметр определяется предыдущим. Игры могут быть с мячом, с бегом, с метанием в цель и т. д.

4. По сложности содержания. Чем проще, тем младше дети.

5. По этническому составу народов России, то есть:

-русские;

-башкирские;

-татарские;

-чувашские и др.

6. По способу проведения:

-хороводные (к примеру, «Каравай»);

-сидячие (например, «Кольцо»); Сидячие игры можно вводить после занятий, требующих повышенной двигательной активности ребят, например, хореографии

-подражательные («Заинька»);

Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются хороводные игры и с преследованием. Для средней группы интересны игры-забавы и игры с выбором. Для детей старшей и подготовительной группы — сидячие, игры с диалогом.

8.  Обучение детей русским народным играм.

Для обучения детей русским народным играм нужно:

 -мотивировать детей на игру

-чётко, лаконично объяснять детям правила,

-указать местоположение играющих.

-убедиться, что дети поняли двигательное и смысловое содержание  игры.

 -поставить цель: выполнить правила игры

-на первом этапе обучения нужно назначать водящих, которые более энергичные и инициативные дети; далее водящий не назначается, а выбирается считалкой, жеребьёвкой.

-постепенно правила усложнять, предлагать детям составить вариант  игры

-педагог активно руководит, а если нужно, сам играет вместе с детьми

-организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, проанализировать игровую деятельность вместе с детьми

Как и любой элемент образовательной системы, игры должны быть тщательно спланированы и грамотно вплетены в общую картину занятий.                  Они могут использоваться как:                                                                                                        -физкультминутки;                                                                                                                                    -упражнения на занятиях физической культурой; (перетягивание каната)                                             -части театрализованных постановок;                                                                                                -досуг на улице и т. д.

 На игру не стоит отводить больше 10 минут, а в младшей группе не более 3–5 минут.

И даже на такой короткий отрезок времени стоит составить план :                                                    -Введение в правила игры — 1–2 минуты.                                                                                            -Выбор ведущего — 1–2 минуты.                                                                                         -Игра — 2–4 минуты.                                                                                                             -Подведение итогов — 1 минута.

10.Вывод:

Русские народные игры являются эффективным средством воспитания.

Народные игры — это инструмент, который не только развлекает детей, но и является полноценным учебно-воспитательным элементом. Разминка ли это между другими занятиями или целый фестиваль народных забав, при грамотном планировании и учёте возрастных особенностей своих воспитанников педагог способен организовать полезное и красивое мероприятие, отвечающее многим задачам дошкольного учреждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перспективное планирование народных игр в старшей группе.

Месяц

Название игр

Степень подвижности

Сентябрь

«Угадай, кто зовет?»

«Гуси-лебеди»

«Яша»

средней

высокой

малой

Октябрь

«Круги»

 «У медведя во бору»

«Летит -не летит»

средней

высокой малой

Ноябрь

«Затейники»

«Горелки с платком»

«Кто ушел?»

средней

высокой

малой

Декабрь

«Обеги круг»

«Баба-Яга»

«Ты беги веселый мяч»

средней

высокой

малой

Январь

«Сова»

«Удочка»

«Медведь»

средней

высокой

малой

Февраль

«Золотые ворота»

«Вышибала»

«Молчанка»

средней

высокой

малой

Март

«Жмурки»

«Салки»

«Яша»

средней

высокой

малой

Апрель

«Бубенцы»

«Выбей мяч из круга»

 «Море волнуется»

средней

высокой

малой

Май

«Заря- зареница»

«Летучий мяч»

«Запрещенные движения»

средней

высокой

малой

Перспективное планирование народных игр в подготовительной группе.

Месяц

Название игр

Степень подвижности

Сентябрь

«Ручеек»

«Дедушка»

«Яша»

средней

высокой

малой

Октябрь

«Круги»

«Вышибала»

 «Жмурки на месте»

средней

высокой

низкой

Ноябрь

«Обеги круг»

 «Гуси- лебеди»

«Запрещенный цвет»

средней

высокой

малой

Декабрь

«Ручеёк»

«Мороз- Красный нос»

«Земля, вода, воздух»

средней

высокой

малой

Январь

«Краски»

«Уголки» (Кумушки)

 «Дятел»

средней

высокой

малой

Февраль

Золотые ворота»

«Гонка мячей»

«Фанты»

средней

высокой

малой

Март

«У дедешки Трифона»

«День, ночь»

 «Камешек»

средней

высокой

малой

Апрель

«Круги»

«Кружева»

«Колечко»

средней

высокой

малой

Май

Физкультурный досуг «Путешествие в страну народных игр»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

ИГРЫ средней подвижности

У ДЕДУШКИ ТРИФОНА

Описание: Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в круг и говорит: «Ну, сынки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте». Скажет это водящий и запоет. Весь хоровод идет по кругу, и все поют:

У дедушки Трифона,

Семеро детей.

Семеро детей,

Семь сыновей.

Дедушка Трифон показывает, какие огромные глаза у его сыновей, и поет: «С такими глазами». Все остальные останавливаются и показывают, какие у них огромные глаза, повторяют: «С такими глазами». И снова идут по кругу.

Они не пили, не ели,

Все на дедушку глядели

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Остальные подхватывают. А дедушка Трифон выдумывает разные движения и показывает. Играющие должны проворно и быстро повторить все движения и разом остановиться. При каждом новом движении говорят:

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Правила игры. Игрок, не успевающий или ошибающийся, становится рядом с дедушкой и повторяет его действия и всех остальных.

УГАДАЙ, КТО ЗОВЁТ?

Задачи:  Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.

Описание: дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».

Дети идут по кругу и поют:

Медведь, медведь, мы к тебе пришли,         Медведь» ходит

Мы к тебе пришли, медку принесли.               вперевалочку.

Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду.        

Медведь, медведь, получай-ка мёд,              Медведь «кушает» мед

Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт?        

Медведь закрывает глаза. Взрослый  предлагает  (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.

ОБЕГИ  КРУГ

Задачи: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.        

Описание:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:

Водица, водица,

Студеная быстрица,

Обеги вокруг,

Напои наш луг!

Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются  спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.

КРУГИ

Задачи:  закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.  

Описание:

Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине по кругу и поют:

Становися во кружок,

Отгадай, чей голосок.

До кого-нибудь коснись,

Отгадать поторопись.

Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.

Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.

ДЕДУШКА

Задачи: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег.    

Описание:

Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:

Уж ты дедушка седой,

Что сидишь ты под водой?

Выглянь на минуточку.

Посмотри хоть чуточку.

Мы пришли к тебе на час,

Ну-ка, тронь попробуй нас.

«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.

У ДЕДУШКИ ТРИФОНА

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе  со  сменой направления.

Описание: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:         
У дядюшки Трифона 
Было семеро детей, 
Семеро сыновей: 
Они не пили, не ели, 
Друг на друга смотрели. 

Разом делали, как я! 

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. 

Правила игры : При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

ЯША

(Эта игра – хороводный вариант «Жмурок»)

Из числа играющих по считалки выбирают водящего – «Яшу». Играющие становятся в круг, в центре сажают Яшу, завязывают ему глаза, после чего образуют вокруг водящего замкнутую цепь, взявшись за руки, приговаривая:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Ты грызешь орешки

Для своей потешки.

Яша делает вид, будто грызет орехи. При последнем слове играющие останавливаются, хлопают в ладоши, а Яша, встав, с закрытыми глазами кружится. Играющие поют:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

Яша с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него и отгадывает, кто это.

Правила игры. Играющие не должны подсказывать водящему.

БУБЕНЦЫ

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила:  Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

РУЧЕЁК

Задачи: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

ЗАРЯ- ЗАРЕНИЦА

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря – зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые,

За водой пошла и ребят нашла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становиться зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

КРАСКИ  

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. После этого хозяин приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

- Тук, тук!        

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры. Хозяином становиться покупатель, который набрал больше красок. Игру можно усложнить, чтобы забрать угадавшую краску, покупатель должен ее догнать.

ИГРЫ высокой подвижности

БАБА – ЯГА

Задачи: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

Описание: Играющие выбирают  Бабу – Ягу. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:

Баба-Яга, костяная нога,                     - Дети ходят

С печки упала, ногу сломала.             - по кругу.

Пошла в огород, испугала народ.       - Идут в центр.

Побежала в баньку,                               - Из круга обратно.

Испугала зайку.           

После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

СОВА

Задачи: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать  выдержку, внимание. Проявлять творчество.

Описание:

Один из играющих изображает «сову», остальные  –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!»  Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши  мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.

ГОРЕЛКИ С ПЛАТКОМ

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Раз, два, три!
Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. встаёт первой парой с предыдущим водящим.

ЦЕПИ  КОВАННЫЕ  (как «Калим-бам-ба»)

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в  построении в две шеренги, беге.

Описание: Две шеренги  детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

 - Цепи кованные, разбейте нас!

 - Кем из нас? отвечает другая
 - Мишей!  -  отвечает первая

 Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить  вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в  шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

МОРОЗ – КРАСНЫЙ НОС

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.

Он говорит:                             Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

                     В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:     Не боимся мы угроз

          И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «замороженным» игрокам не сходить с места.

САЛКИ

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге врассыпную, умению играть в коллективе.

Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет.

На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!» Игра повторяется. 

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание: Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:       

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом  "медведь" ловит его  и ведет в берлогу. 

Правила: Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».

Медведь не может ловить детей за линией дома

КРУЖЕВА

Задачи: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, подлезание; совершенствовать ориентировку в пространстве.

Описание: Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние между парами 1—1,5 м. Каждая пара берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота». Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д.. По сигналу (хлопок, свисток) или по его команде, «челнок» начинает бежать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.

Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».

Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом».

Правила игры: игра заканчивается, когда пробегут все пары.                             

УГОЛКИ (КУМУШКИ)

Задачи: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Описание: Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!» В это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его место встает игрок, который остался без угла.

Вариант: Играющие встают в круг, каждый свое место отмечает камешком или очерчивает маленький кружок. В центре большого круга стоит водящий. Он подходит к одному из играющих и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Ему отвечают: «Иди, вот там постучи!» Пока водящий идет к следующему игроку, дети меняются местами.

Водящий должен не зевать и постараться занять кружок. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Указания к проведению: Вначале уголки следует располагать близко один от другого, тогда и водящему легче занять уголок. Затем расстояние можно увеличить. Если на участке есть деревья, расположенные недалеко друг от друга, то играющие встают около деревьев. Водящий может говорить и такие слова:

Мышка, мышка, продай уголок!
За шильце, за мыльце,

за белое полотенце,
За зеркальце.

«ВЫБЕЙ МЯЧ ИЗ КРУГА»

Задачи: Развивать, выдержку. Упражнять детей в способах передачи мяча друг другу.

Описание: участники игры встают в круг на расстоянии двух шагов друг от друга, руки держат за спиной. Водящий встает в центр, кладет мяч на землю и, ударяя ногой по нему, старается выкатить из круга. Играющие не пропускают мяч, отбивают его ногами водящему. Кто пропустит мяч, тот идет водить.

Правила: 1. Играющие не должны касаться мяча руками.

2. Мяч игрокам разрешается отбивать так, чтобы он катился по земле.

3. Водящему не разрешается отходить от центра круга дальше чем на два шага.

Указания к проведению: В игре принимают участие не более 10 человек. Участникам нужно помнить, что мяч нужно подталкивать внутренней стороной стопы или носком. Нельзя сильно ударять по мячу. Если играющие хотят остановить мяч, прежде чем его передать водящему, лучше это сделать внутренней стороной стопы или подошвой, приподняв носок.

Вариант игры: Участники так же, как и в предыдущей игре, встают в круг, но спиной к центру. Водящих должно быть несколько человек, но не более 4. Цель игры — не пропустить мяч в круг.

 ГОНКА МЯЧЕЙ

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу. Упражнять детей в бросании и ловле мяча.
Описание: Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы. В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении.

Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему.

Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз.

Правила: 1. Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу. 2. Мяч разрешается только перебрасывать. 3. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру.

Указания к проведению. Для игры необходимо два мяча разного цвета. Чтобы дети поняли правила игры, сначала надо провести ее с небольшой группой (8—10 человек). Играющие должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Нужно следить за направлением летящего мяча, а если потребуется — сделать шаг вперед или присесть.

               

                           

ГУСИ - ЛЕБЕДИ

Описание: Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей, идет между ними перекличка:

  • Гуси – гуси!
  • Га – га – га.
  • Есть хотите?
  • Да, да, да.
  • Гуси – лебеди! Домой!
  • Серый волк под горой.
  • Что он там делает?
  • Гусей щиплет.
  • Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры.

Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый становится волком.

Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов «Ну, бегите же домой!».

ВЫШИБАЛА

Описание: Выбирают двух водящих по считалке. На земле чертят большой прямоугольник или круг.

Водящие (вышибалы) встают друг напротив друга, один из них держит в руках мяч. Остальные игроки стоят между ними, но как можно дальше от того, у кого в руках мяч. Задача водящих – осалить мячом всех, находящихся в прямоугольнике, те же стараются увернуться, перебегают от одной стороны к другой. Играющие могут ловить мяч, набирая тем самым себе «свечи». Каждая «свеча» дает возможность играющему оставаться в игре до тех пор, пока его не выбьют. Осаленный игрок выходит из игры.

Игра заканчивается тогда, когда выбит последний игрок. Побеждает тот, кто остается последним. Ну а те, которые были выбиты первыми, становятся водящими.

Правила игры. Играющие не могут выходить за линию круга (прямоугольника).

ИГРЫ малой подвижности

ЖМУРКИ

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре , бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий  посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!
Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который  дети передают друг другу.

МЕДВЕДЬ

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Участники игры по жребию выбирают одного товарища, которому поручают роль медведя. На одной из сторон пространства, отведенного для игры, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.
По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем «медведь», догоняет их, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т.е.«осалить».
«Осаленный» также становится «медведем» и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока «медведей» не станет больше, чем оставшихся участников игры.
Правила: По мере увеличения числа помощников «медведя», все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Действовать надо только по сигналу.

ЛЕТИТ – НЕ ЛЕТИТ

Задачи: Развивать, выдержку. Упражнять детей в прыжках на двух ногах, беге в различных направлениях.

Описание: Все становятся в круг.

Выбирается ведущий.

Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т. д.  и при назывании летающего объекта все игроки подпрыгивают. Если назван объект нелетающий, они стоят на месте.

Правила игры: Прыгать можно только если назван летающий объект.

Варианты: вместо прыжков можно использовать бег. А можно чередовать.

«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Задачи: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо  быстро, но аккуратно.

МОЛЧАНКА

Задачи: Развивать умение действовать на сигнал, выдержку, творческий подход к игре. Упражнять в основных видах движений.

Описание: Перед началом игры все играющие произносят распевалку:  

Первенчики, червенчики, летали голубенчики                   

По свежей росе, по чужой полосе,                     

Там чашки, орешки, медок, сахарок - молчок! 

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился. 

Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Литература:        

  1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М.: ЦГЛ, 2005.
  3. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателя дет.сада/ Под ред. Л.В.Руссковой- М: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

Народные подвижные игры во всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование интернационального, художественного и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, уважение отношения к культуре разных народностей, обогащение знаний об окружающем м...

Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»....

Публикация "Роль подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Игра – это ведущий вид деятельности, естественный спутник жизни ребенка,...

Методическая разработка.Народные подвижные игры в физическом воспитании детей 3-4 лет.

Детская игра имеет универсальный и вместе целостно органический характер: ребенок в игре живет всем своим существом, действует разносторонне, а не только одним умом или мускулами. Игра есть явление оч...