Инновационные формы работы с педагогами ДОУ
учебно-методическое пособие на тему

Дьяконова Татьяна Леонидовна

Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.Старший воспитатель рассказывает о инновационных формах работы , которые используют педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_formy_raboty_s_pedagogami_dou.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд-"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменяются климат, социальные системы, отношения, огромные изменения происходят в науке …

Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит "оказаться во времени".

Тема моего выступления «Инновационные формы работы с педагогами ДОУ»

2 слайд- Хотелось  бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

Инновация в словаре иностранных языков трактуется как нововведение.

 Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию (разработке) освоению, использованию и распространению новшеств.

3 слайд-Желание быть на шаг впереди

, всегда находиться в постоянном творческом поиске,

 прогнозировать образовательные потребности общества,

 осваивать новые педагогические и информационные технологии

 - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

4 сайд-В  нашем толковании понятия «инновационная культура»-

это сформированная готовность педагога поддержать предстоящие изменения,

высокая внутренняя убежденность,

способность к целенаправленному поиску и получению новых знаний,

персональная ответственность,  способствующая  развитию профессиональных качеств и навыков.

5 слайд-Управлять инновационной деятельностью ДОУ – значит

познавать и выявлять закономерности,

прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. 

6 слайд-В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:

  • Требования гуманизации образовательного процесса.
  • Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрение ФГОС
  • Ориентация на культурно-нравственные ценности.
  • Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.
  • Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
  • Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.

7 слайд- Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести

увеличение сложности труда,

 расширение круга должностных обязанностей

 недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций,

слабые материальное и моральное стимулирование.

8 слайд-Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы

– рост профессионального мастерства,

-формирование способности к профессиональной рефлексии,

-умение осуществлять исследовательскую деятельность

9 слайд-Контингент педагогов нашего детского сада  представляет собой «яркое разноцветье» образований, стажей, категорий.  В нашем детском саду

  • 68% педагогов имеют высшее образование;
  • 7% заочно получают высшее образование;
  •  64 % имеют  стаж  от 11 и более лет,
  • 25 % стаж до трех лет;
  • 28% имеют высшую квалификационную категорию;
  • 39% первую квалификационную категорию ;        

10 слайд -Коллектив педагогов  нашего детского сада неоднороден:

 одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают;

другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы,

 и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.

Старший воспитатель сегодня должен уметь сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную  и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне и вести её. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.

Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.

Сформировать собственные творческие способности воспитателю ДОУ в одиночку крайне сложно. Ведь личностное и профессиональное саморазвитие напрямую связано с возможностями, которые предоставляет педагогу «родной коллектив» и зависит от того, стало ли стремление к инновациям внутренней потребностью всех сотрудников образовательного учреждения.

Как известно, в среде единомышленников, то есть людей близких по духу, убеждениям, интересам, человеку легче «двигаться вперед» в своем развитии в силу поддержки со стороны не только администрации, но и коллег. В этом контексте важнейшей задачей является согласование внутри коллектива ценностно-смысловых установок – важнейшего условия профессионального роста сотрудников.

11 слайд -Инновации в ДОУ:

  • Использование ИКТ
  • Проектная деятельность,
  • Мастер-классы
  • Издательская деятельность -распространение педагогического опыта на сайте и в изданиях
  • Участие во всероссийских, республиканских , городских творческих конкурсах

Для того, чтобы  каждый педагог мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми, выступлений на педсоветах, при подготовке консультаций и семинаров в ДОУ имеется интерактивная техника-проектор, компьютеры, экран , принтеры, сканеры, ксерокс,интернет, цифровая фотоаппаратура. 

12 слайд-В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем:

·         подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

·         подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

·         обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

·         создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

·         использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

·         использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

·         оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

·         использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

·         создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Каждый старший воспитатель ставит пред собой вопрос «Как сделать так, чтобы проведение педсоветов  стало более  плодотворным,  запоминающимся и нужным,  как повысить активность и заинтересованность педагогов?»                          

13 слайд- Каждый педсовет, проводимый в ДОУ должен

 способствовать активизации личности

 развитию творческого потенциала

 расширению теоретических и практических знаний педагогов

 помогать в решении задач, стоящих перед ДОУ в целом и перед каждым воспитателем в отдельности.

Традиционные, со строгим регламентом, оправданные практикой формы проведения педсоветов, в ходе которых основное место отводится прямой передаче знаний (докладам, сообщениям) в настоящее время утрачивает своё значение именно из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.

Проведение педсоветов в нетрадиционной форме  сейчас актуально , так как получение и закрепление педагогами различной информации всегда более результативно при их активном практическом участии. Мне хочется напомнить о древней пословице: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю».  Не секрет, что у взрослых, так же, как и у детей, то, что подкреплено действиями, остаётся в памяти на более длительный период, чем то, что получено вербальным (т.е.словесным) способом

Не могу сказать, что всё здесь было гладко:

 во-первых, в нашем  коллективе, как, наверное, и в любом другом достаточно большая подготовка к такого рода «новшествам» не всем была «по душе». Гораздо проще прийти на традиционный совет педагогов,  посидеть и послушать старшего воспитателя и 1-2 выступающих, а затем спокойно уйти.

 Во-вторых, такие формы требуют большой подготовки теоретического,  практического, демонстрационного и раздаточного материала.

Моей главной целью является, чтобы педагоги ушли с хорошими впечатлениями и даже немного отдохнувшими. С появлением проектора каждое выступление на педсовете проходит с показом презентаций. Педагоги пишут конспекты выступлений , а затем уже кто может сам , а кто не умеет с моей помощью готовит презентации:

14 слайд-ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Информационная презентация по темам педсоветов .В них мы стараемся использовать практические методы и приемы работы. Например « Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях» .

15 слайд -Презентация-сопровождение «Интеграция образовательной области «Музыка» и «Здорвье»

Презентация – отчёт «Играя, познаем мир», « Наши любимые игрушки»

16 слайд -Рекламная презентация проектов, валеологических газет. Фото презентации «Адаптация детей группы «Одуванчик», «Нетрадиционное оборудование физкультурного зала», «Математическая игротека»

17 слайд- В инновационный процесс в ДОУ мы не только ввели информационно-коммуникативные технологии в работе с педагогами, но и проводим комплексные интегрированные занятия  по образовательным областям , на которых используем ИКТ

Для педагогов  ДОУ очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера,  обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Ведь такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка),

активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

 Предъявления информации на экране  в игровой форме вызывает у детей огромный интерес 

 Несет в себе огромный тип информаций, понятный дошкольникам

18  слайд- Использование компьютера, проектора и экрана на занятиях очень проблематично   в случае если проектор не имеет потолочного крепления. Это может представлять неудобства и опасность для свободного передвижения детей. В случае потолочного крепления как у нас  такой вариант удобен и эффектен для использования в музыкальном зале  и для занятий  и на праздниках.

19 слайд-  Мультимедийные технологии позволяют в ДОУ разрабатывать авторские методические пособия. Так, в нашем саду разработаны конспекты занятий  с использованием ИКТ «Кто, кто в теремочке живет?», «Путешествие в страну Математики», «Одежда»», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Красная книга России».

20 слайд-Использованы презентации для проведения Дня рождения республики «Пелед тузлане шочмо Марий эл», «Славься край  Марийский», «Наша Родина Россия»

21 слайд -Педагоги используют в своей работе презентации «Подарок папе», «Подарок маме», «Квиллинг»,  «Торцевание на пластилине»

22 слайд- Конкурсы профессионального мастерства – наиболее интересная  форма работы с педкадрами.

Педагоги нашего дошкольного учреждения МБДОУ «Детский сад № 65 г. Йошкар-Олы «Незабудка» » всегда отличались профессионализмом, творчеством и восприимчивостью ко всему новому. Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых особо отмечают организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на положительный результат. В нашем саду жизнь не стоит на месте, всегда появляется что-то новое и интересное. Вот и в этом году внутри дошкольного учреждения  прошел конкурс профессионального мастерства «Молодой воспитатель ДОУ №65»

23 слайд-Конкурс стал ярким и незабываемым событием в жизни педагогического коллектива, стал еще одной ступенью, ведущей к стимулированию профессионального роста молодых педагогов, раскрытию их творческого потенциала и методического мастерства. Чтобы молодые педагоги не испытывали максимального стресса во время конкурса, данная форма методической работы носила игровой характер.

Педагоги подготовили презентации на темы «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА МОЯ И МОЕЙ ГРУППЫ»

         С педагогами, испытывающими затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе, мы проводим педагогические мастерские, организуем  наставничество с целью обучения педагогов  методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий. В результате  многие педагоги ДОУ  самостоятельно разрабатывают и апробируют    занятия с использованием  мультимедийных презентаций

Проектная деятельность

- Способствует развитию креативности и логического мышления;

-Объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОУ и профессиональных сообществ;

-Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы;

-Повышает компетентность педагога;

-Повышает качество образовательного процесса;

-Предполагает стимулирование работы членов проектной группы;

Последовательность действий при создании проекта

  • . Определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности
  • Выдвижение проектной гипотезы.
  • Поиск проектных методов исследования (мониторинговые процедуры, экспериментальные наблюдения, статистические методы).
  • Обсуждение способов оформления конечных результатов.
  • Сбор, систематизация и анализ полученных данных.
  •  Подведение итоговых, материальных результатов и их презентация.
  •  Формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования.
  • Распространение педагогического опыта.

Виды проектов:

Исследовательские проекты

Краткосрочные

Долгосрочные

Информационные

Творческие

Нашими педагогами разработаны проекты:

Проект «Взаимодействие учителя- логопеда и родителей в процессе коррекционной работы  с детьми старшего дошкольного возраста»,

«Приобщение детей дошкольного возраста к марийской культуре»

 «Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов  воспитателей, детей, родителей в работе по фомированию экологической воспитанности»

«Предания старины глубокой»

«По сказочным тропинкам в природу»

«Тропа здоровья»

«Душистая мята от всех болезней приятна»

Проект «Мини –музея «Поделкино»

Конкурсы-проекты

«Лучший уголок для пап и мам» ,

«Огород на окне»,

«Уголок здоровья»,

«Книжкины затеи»,

«Безопасность и дети»

Использование проектной деятельности в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования.

Мастер – класс.

Мастер-классы  мы проводим с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность

 установить непосредственный контакт с педагогом во время мастер-класса

получить ответы на интересующиеся вопросы,

 помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя,

стать свидетелем педагогического творчества

Главный принцип мастер-классов - «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

        Варианты показа:

  1. Показ программы деятельности по какому-нибудь виду деятельности, кружковой работы, исследовательской проектной деятельности и т.п.
  2. Показ новых форм работы, которые использует в своей деятельности педагог.
  3. Показ оригинальных методов работы.
  4. Показ инновационных моментов деятельности.

Были проведены мастер-классы: «Этот фантастический мусор», «Чудесный мир тестопластики», « В здоровом теле здоровый дух»,

« Волшебные превращения песка», «Чудесные превращения квадрата», «Предания старины глубокой», «Тропинками природы», «Пластилинография»

Таким образом, на наш взгляд, подготовка и проведение мастер-классов являются хорошей школой повышения профессионального мастерства,

а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству,

 содействуют раскрытию личного потенциала и роста мастерства

Одной из инновационных форм работы ДОУ является проектная деятельность. Использование проектной деятельности в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-либо проблему, возникает противоречие между желанием и реальным результатом деятельности. В нашем дошкольном учреждении возникла такая проблема - необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьей. Эта связь не должна быть формальной, прописанной лишь в многочисленных планах и документах.

Одним из путей решения данной проблемы  мы увидели в разработке инновационного проекта по работе с родителями

 « Информационная газета для пап и мам «Незабудка»

Основная цель создания газеты для родителей – обеспечение единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования.

Задачи, способствующие реализации данной цели:

оказание родителям педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей дошкольного возраста;

обеспечение своевременной информацией об особенностях работы нашего дошкольного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду.

создание условий для саморазвития педагогов;

стимулирование участия в инновационной деятельности ДОУ;

повышение имиджа ДОУ в социуме;

Материал ориентирован на детей, педагогов и родителей. Тематика изданий выбирается в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ. Вышли в свет следующие номера: «Дети, театр, творчество», «Будь здоров!», «Математика и дети», «Играя , познаем мир». Такая форма работы, безусловно, способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и педагогическим коллективом детского сада. Девиз нашей газеты « Вы родитель. А в идеале каждый родитель должен быть  хоть капельку педагогом. Иначе нельзя».

Также издательскую  деятельность  мы ведем публикуя  статьи  в материалах межрегиональных научно-практических конференций. На сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru созданы мини-сайты 5 педагогов, размещены статьи на сайте «Все для детского  сада» 6 педагогов, получены свидетельства о публикации. 

Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах его деятельности.

С 1 января 2011 года, в соответствии с требованиями закона «Об образовании» в редакции ФЗ № 293 от 8 ноября 2010 (статья 32), создание и ведение официального сайта образовательных учреждений всех типов в сети «Интернет» является обязательным.

Настоящий Интернет-сайт – это идеальный работник, который необходим в каждой организации и каждом образовательном учреждении. Создавая его, мы понимали, что сайт должен решать конкретные задачи, каждая его часть должна работать на интересы как различных групп пользователей – от родителей до представителей власти и общественности различных уровней, так и самого образовательного учреждения.

 3 педагога принимали участие в интернет - конкурсе журнала «Современное дошкольное образование: теория и практика». Педагоги участвуют в детских интернет - конкурсах на сайте детского развивающего центра «Совенок».

Таким образом, инновационная деятельность в ДОУ приносит свои плоды и результаты. Как показывает практика,

значительно повысился  профессиональный уровень педагогов и всех работников детского сада;

 растет оценка педагогической работы родителями (законными представителями);

любовь детей к детскому саду и воспитателям..

И в заключении еще одна истина: "В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по разному" (И.Ф. Гербард). Перед каждым воспитателем  поставлена сложная, но разрешимая задача - "оказаться во времени".

Задача старшего воспитателя - создать условия для успешного решения этой задачи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные формы работы с педагогами"

Обобщены  и  представлены   самые  интересные  и  эффективные  формы  работы  с  воспитателями  и  специалистами  дошкольного  учр...

"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"

В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

статья : РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

Деловая игра с педагогами ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Деловая игра с педагогами ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»...

Индивидуальный дневник воспитанника как одна из инновационных форм работы педагога с родителями

Всем известно, что одни родители интересуются только питанием ребенка, считая детский сад местом для «передержки» ребенка, пока они на работе. Другие, наоборот, перекладывают всю ответственность на пе...

Инновационная форма работы с педагогами

Инновационная форма работы с педагогами "Кружок качества". Опыт....

Методическая разработка «Реализация Профстандарта в ДОО через использование инновационных форм работы с педагогами»

Методическая разработка  «Реализация Профстандарта в ДОО через использование инновационных форм работы с педагогами»...