Инновационные формы работы с педагогами ДОУ
учебно-методическое пособие на тему
Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.Старший воспитатель рассказывает о инновационных формах работы , которые используют педагоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд-"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменяются климат, социальные системы, отношения, огромные изменения происходят в науке …
Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит "оказаться во времени".
Тема моего выступления «Инновационные формы работы с педагогами ДОУ»
2 слайд- Хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.
Инновация в словаре иностранных языков трактуется как нововведение.
Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию (разработке) освоению, использованию и распространению новшеств.
3 слайд-Желание быть на шаг впереди
, всегда находиться в постоянном творческом поиске,
прогнозировать образовательные потребности общества,
осваивать новые педагогические и информационные технологии
- все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.
4 сайд-В нашем толковании понятия «инновационная культура»-
это сформированная готовность педагога поддержать предстоящие изменения,
высокая внутренняя убежденность,
способность к целенаправленному поиску и получению новых знаний,
персональная ответственность, способствующая развитию профессиональных качеств и навыков.
5 слайд-Управлять инновационной деятельностью ДОУ – значит
познавать и выявлять закономерности,
прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов.
6 слайд-В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:
- Требования гуманизации образовательного процесса.
- Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрение ФГОС
- Ориентация на культурно-нравственные ценности.
- Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.
- Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
- Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.
7 слайд- Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести
увеличение сложности труда,
расширение круга должностных обязанностей
недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций,
слабые материальное и моральное стимулирование.
8 слайд-Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы
– рост профессионального мастерства,
-формирование способности к профессиональной рефлексии,
-умение осуществлять исследовательскую деятельность
9 слайд-Контингент педагогов нашего детского сада представляет собой «яркое разноцветье» образований, стажей, категорий. В нашем детском саду
- 68% педагогов имеют высшее образование;
- 7% заочно получают высшее образование;
- 64 % имеют стаж от 11 и более лет,
- 25 % стаж до трех лет;
- 28% имеют высшую квалификационную категорию;
- 39% первую квалификационную категорию ;
10 слайд -Коллектив педагогов нашего детского сада неоднороден:
одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают;
другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы,
и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.
Старший воспитатель сегодня должен уметь сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне и вести её. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.
Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.
Сформировать собственные творческие способности воспитателю ДОУ в одиночку крайне сложно. Ведь личностное и профессиональное саморазвитие напрямую связано с возможностями, которые предоставляет педагогу «родной коллектив» и зависит от того, стало ли стремление к инновациям внутренней потребностью всех сотрудников образовательного учреждения.
Как известно, в среде единомышленников, то есть людей близких по духу, убеждениям, интересам, человеку легче «двигаться вперед» в своем развитии в силу поддержки со стороны не только администрации, но и коллег. В этом контексте важнейшей задачей является согласование внутри коллектива ценностно-смысловых установок – важнейшего условия профессионального роста сотрудников.
11 слайд -Инновации в ДОУ:
- Использование ИКТ
- Проектная деятельность,
- Мастер-классы
- Издательская деятельность -распространение педагогического опыта на сайте и в изданиях
- Участие во всероссийских, республиканских , городских творческих конкурсах
Для того, чтобы каждый педагог мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми, выступлений на педсоветах, при подготовке консультаций и семинаров в ДОУ имеется интерактивная техника-проектор, компьютеры, экран , принтеры, сканеры, ксерокс,интернет, цифровая фотоаппаратура.
12 слайд-В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем:
· подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
· подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
· обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
· создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
· использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
· использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
· оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
· использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
· создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.
Каждый старший воспитатель ставит пред собой вопрос «Как сделать так, чтобы проведение педсоветов стало более плодотворным, запоминающимся и нужным, как повысить активность и заинтересованность педагогов?»
13 слайд- Каждый педсовет, проводимый в ДОУ должен
способствовать активизации личности
развитию творческого потенциала
расширению теоретических и практических знаний педагогов
помогать в решении задач, стоящих перед ДОУ в целом и перед каждым воспитателем в отдельности.
Традиционные, со строгим регламентом, оправданные практикой формы проведения педсоветов, в ходе которых основное место отводится прямой передаче знаний (докладам, сообщениям) в настоящее время утрачивает своё значение именно из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.
Проведение педсоветов в нетрадиционной форме сейчас актуально , так как получение и закрепление педагогами различной информации всегда более результативно при их активном практическом участии. Мне хочется напомнить о древней пословице: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю». Не секрет, что у взрослых, так же, как и у детей, то, что подкреплено действиями, остаётся в памяти на более длительный период, чем то, что получено вербальным (т.е.словесным) способом
Не могу сказать, что всё здесь было гладко:
во-первых, в нашем коллективе, как, наверное, и в любом другом достаточно большая подготовка к такого рода «новшествам» не всем была «по душе». Гораздо проще прийти на традиционный совет педагогов, посидеть и послушать старшего воспитателя и 1-2 выступающих, а затем спокойно уйти.
Во-вторых, такие формы требуют большой подготовки теоретического, практического, демонстрационного и раздаточного материала.
Моей главной целью является, чтобы педагоги ушли с хорошими впечатлениями и даже немного отдохнувшими. С появлением проектора каждое выступление на педсовете проходит с показом презентаций. Педагоги пишут конспекты выступлений , а затем уже кто может сам , а кто не умеет с моей помощью готовит презентации:
14 слайд-ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Информационная презентация по темам педсоветов .В них мы стараемся использовать практические методы и приемы работы. Например « Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях» .
15 слайд -Презентация-сопровождение «Интеграция образовательной области «Музыка» и «Здорвье»
Презентация – отчёт «Играя, познаем мир», « Наши любимые игрушки»
16 слайд -Рекламная презентация проектов, валеологических газет. Фото презентации «Адаптация детей группы «Одуванчик», «Нетрадиционное оборудование физкультурного зала», «Математическая игротека»
17 слайд- В инновационный процесс в ДОУ мы не только ввели информационно-коммуникативные технологии в работе с педагогами, но и проводим комплексные интегрированные занятия по образовательным областям , на которых используем ИКТ
Для педагогов ДОУ очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Ведь такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка),
активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Предъявления информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес
Несет в себе огромный тип информаций, понятный дошкольникам
18 слайд- Использование компьютера, проектора и экрана на занятиях очень проблематично в случае если проектор не имеет потолочного крепления. Это может представлять неудобства и опасность для свободного передвижения детей. В случае потолочного крепления как у нас такой вариант удобен и эффектен для использования в музыкальном зале и для занятий и на праздниках.
19 слайд- Мультимедийные технологии позволяют в ДОУ разрабатывать авторские методические пособия. Так, в нашем саду разработаны конспекты занятий с использованием ИКТ «Кто, кто в теремочке живет?», «Путешествие в страну Математики», «Одежда»», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Красная книга России».
20 слайд-Использованы презентации для проведения Дня рождения республики «Пелед тузлане шочмо Марий эл», «Славься край Марийский», «Наша Родина Россия»
21 слайд -Педагоги используют в своей работе презентации «Подарок папе», «Подарок маме», «Квиллинг», «Торцевание на пластилине»
22 слайд- Конкурсы профессионального мастерства – наиболее интересная форма работы с педкадрами.
Педагоги нашего дошкольного учреждения МБДОУ «Детский сад № 65 г. Йошкар-Олы «Незабудка» » всегда отличались профессионализмом, творчеством и восприимчивостью ко всему новому. Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых особо отмечают организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на положительный результат. В нашем саду жизнь не стоит на месте, всегда появляется что-то новое и интересное. Вот и в этом году внутри дошкольного учреждения прошел конкурс профессионального мастерства «Молодой воспитатель ДОУ №65»
23 слайд-Конкурс стал ярким и незабываемым событием в жизни педагогического коллектива, стал еще одной ступенью, ведущей к стимулированию профессионального роста молодых педагогов, раскрытию их творческого потенциала и методического мастерства. Чтобы молодые педагоги не испытывали максимального стресса во время конкурса, данная форма методической работы носила игровой характер.
Педагоги подготовили презентации на темы «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА МОЯ И МОЕЙ ГРУППЫ»
С педагогами, испытывающими затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе, мы проводим педагогические мастерские, организуем наставничество с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий. В результате многие педагоги ДОУ самостоятельно разрабатывают и апробируют занятия с использованием мультимедийных презентаций
Проектная деятельность
- Способствует развитию креативности и логического мышления;
-Объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОУ и профессиональных сообществ;
-Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы;
-Повышает компетентность педагога;
-Повышает качество образовательного процесса;
-Предполагает стимулирование работы членов проектной группы;
Последовательность действий при создании проекта
- . Определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности
- Выдвижение проектной гипотезы.
- Поиск проектных методов исследования (мониторинговые процедуры, экспериментальные наблюдения, статистические методы).
- Обсуждение способов оформления конечных результатов.
- Сбор, систематизация и анализ полученных данных.
- Подведение итоговых, материальных результатов и их презентация.
- Формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования.
- Распространение педагогического опыта.
Виды проектов:
Исследовательские проекты
Краткосрочные
Долгосрочные
Информационные
Творческие
Нашими педагогами разработаны проекты:
Проект «Взаимодействие учителя- логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста»,
«Приобщение детей дошкольного возраста к марийской культуре»
«Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов воспитателей, детей, родителей в работе по фомированию экологической воспитанности»
«Предания старины глубокой»
«По сказочным тропинкам в природу»
«Тропа здоровья»
«Душистая мята от всех болезней приятна»
Проект «Мини –музея «Поделкино»
Конкурсы-проекты
«Лучший уголок для пап и мам» ,
«Огород на окне»,
«Уголок здоровья»,
«Книжкины затеи»,
«Безопасность и дети»
Использование проектной деятельности в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования.
Мастер – класс.
Мастер-классы мы проводим с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность
установить непосредственный контакт с педагогом во время мастер-класса
получить ответы на интересующиеся вопросы,
помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя,
стать свидетелем педагогического творчества
Главный принцип мастер-классов - «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
Варианты показа:
- Показ программы деятельности по какому-нибудь виду деятельности, кружковой работы, исследовательской проектной деятельности и т.п.
- Показ новых форм работы, которые использует в своей деятельности педагог.
- Показ оригинальных методов работы.
- Показ инновационных моментов деятельности.
Были проведены мастер-классы: «Этот фантастический мусор», «Чудесный мир тестопластики», « В здоровом теле здоровый дух»,
« Волшебные превращения песка», «Чудесные превращения квадрата», «Предания старины глубокой», «Тропинками природы», «Пластилинография»
Таким образом, на наш взгляд, подготовка и проведение мастер-классов являются хорошей школой повышения профессионального мастерства,
а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству,
содействуют раскрытию личного потенциала и роста мастерства
Одной из инновационных форм работы ДОУ является проектная деятельность. Использование проектной деятельности в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-либо проблему, возникает противоречие между желанием и реальным результатом деятельности. В нашем дошкольном учреждении возникла такая проблема - необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьей. Эта связь не должна быть формальной, прописанной лишь в многочисленных планах и документах.
Одним из путей решения данной проблемы мы увидели в разработке инновационного проекта по работе с родителями
« Информационная газета для пап и мам «Незабудка»
Основная цель создания газеты для родителей – обеспечение единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования.
Задачи, способствующие реализации данной цели:
оказание родителям педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей дошкольного возраста;
обеспечение своевременной информацией об особенностях работы нашего дошкольного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду.
создание условий для саморазвития педагогов;
стимулирование участия в инновационной деятельности ДОУ;
повышение имиджа ДОУ в социуме;
Материал ориентирован на детей, педагогов и родителей. Тематика изданий выбирается в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ. Вышли в свет следующие номера: «Дети, театр, творчество», «Будь здоров!», «Математика и дети», «Играя , познаем мир». Такая форма работы, безусловно, способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и педагогическим коллективом детского сада. Девиз нашей газеты « Вы родитель. А в идеале каждый родитель должен быть хоть капельку педагогом. Иначе нельзя».
Также издательскую деятельность мы ведем публикуя статьи в материалах межрегиональных научно-практических конференций. На сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru созданы мини-сайты 5 педагогов, размещены статьи на сайте «Все для детского сада» 6 педагогов, получены свидетельства о публикации.
Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах его деятельности.
С 1 января 2011 года, в соответствии с требованиями закона «Об образовании» в редакции ФЗ № 293 от 8 ноября 2010 (статья 32), создание и ведение официального сайта образовательных учреждений всех типов в сети «Интернет» является обязательным.
Настоящий Интернет-сайт – это идеальный работник, который необходим в каждой организации и каждом образовательном учреждении. Создавая его, мы понимали, что сайт должен решать конкретные задачи, каждая его часть должна работать на интересы как различных групп пользователей – от родителей до представителей власти и общественности различных уровней, так и самого образовательного учреждения.
3 педагога принимали участие в интернет - конкурсе журнала «Современное дошкольное образование: теория и практика». Педагоги участвуют в детских интернет - конкурсах на сайте детского развивающего центра «Совенок».
Таким образом, инновационная деятельность в ДОУ приносит свои плоды и результаты. Как показывает практика,
значительно повысился профессиональный уровень педагогов и всех работников детского сада;
растет оценка педагогической работы родителями (законными представителями);
любовь детей к детскому саду и воспитателям..
И в заключении еще одна истина: "В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по разному" (И.Ф. Гербард). Перед каждым воспитателем поставлена сложная, но разрешимая задача - "оказаться во времени".
Задача старшего воспитателя - создать условия для успешного решения этой задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Инновационные формы работы с педагогами"
Обобщены и представлены самые интересные и эффективные формы работы с воспитателями и специалистами дошкольного учр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-620395-1428424400.jpg)
"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"
В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/21/picture-29198-1456084864.jpg)
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
статья : РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-229689-1364460401.jpg)
Деловая игра с педагогами ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»
Деловая игра с педагогами ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»...
Индивидуальный дневник воспитанника как одна из инновационных форм работы педагога с родителями
Всем известно, что одни родители интересуются только питанием ребенка, считая детский сад местом для «передержки» ребенка, пока они на работе. Другие, наоборот, перекладывают всю ответственность на пе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-953462-1516706189.jpg)
Инновационная форма работы с педагогами
Инновационная форма работы с педагогами "Кружок качества". Опыт....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/21/picture-1395227-1647876254.jpg)
Методическая разработка «Реализация Профстандарта в ДОО через использование инновационных форм работы с педагогами»
Методическая разработка «Реализация Профстандарта в ДОО через использование инновационных форм работы с педагогами»...