Инновационные формы работы с педагогами ДОУ
учебно-методическое пособие на тему

Дьяконова Татьяна Леонидовна

Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.Старший воспитатель рассказывает о инновационных формах работы , которые используют педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_formy_raboty_s_pedagogami_dou.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд-"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменяются климат, социальные системы, отношения, огромные изменения происходят в науке …

Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит "оказаться во времени".

Тема моего выступления «Инновационные формы работы с педагогами ДОУ»

2 слайд- Хотелось  бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

Инновация в словаре иностранных языков трактуется как нововведение.

 Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию (разработке) освоению, использованию и распространению новшеств.

3 слайд-Желание быть на шаг впереди

, всегда находиться в постоянном творческом поиске,

 прогнозировать образовательные потребности общества,

 осваивать новые педагогические и информационные технологии

 - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

4 сайд-В  нашем толковании понятия «инновационная культура»-

это сформированная готовность педагога поддержать предстоящие изменения,

высокая внутренняя убежденность,

способность к целенаправленному поиску и получению новых знаний,

персональная ответственность,  способствующая  развитию профессиональных качеств и навыков.

5 слайд-Управлять инновационной деятельностью ДОУ – значит

познавать и выявлять закономерности,

прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. 

6 слайд-В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:

  • Требования гуманизации образовательного процесса.
  • Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрение ФГОС
  • Ориентация на культурно-нравственные ценности.
  • Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.
  • Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
  • Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.

7 слайд- Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести

увеличение сложности труда,

 расширение круга должностных обязанностей

 недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций,

слабые материальное и моральное стимулирование.

8 слайд-Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы

– рост профессионального мастерства,

-формирование способности к профессиональной рефлексии,

-умение осуществлять исследовательскую деятельность

9 слайд-Контингент педагогов нашего детского сада  представляет собой «яркое разноцветье» образований, стажей, категорий.  В нашем детском саду

  • 68% педагогов имеют высшее образование;
  • 7% заочно получают высшее образование;
  •  64 % имеют  стаж  от 11 и более лет,
  • 25 % стаж до трех лет;
  • 28% имеют высшую квалификационную категорию;
  • 39% первую квалификационную категорию ;        

10 слайд -Коллектив педагогов  нашего детского сада неоднороден:

 одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают;

другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы,

 и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.

Старший воспитатель сегодня должен уметь сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную  и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне и вести её. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.

Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.

Сформировать собственные творческие способности воспитателю ДОУ в одиночку крайне сложно. Ведь личностное и профессиональное саморазвитие напрямую связано с возможностями, которые предоставляет педагогу «родной коллектив» и зависит от того, стало ли стремление к инновациям внутренней потребностью всех сотрудников образовательного учреждения.

Как известно, в среде единомышленников, то есть людей близких по духу, убеждениям, интересам, человеку легче «двигаться вперед» в своем развитии в силу поддержки со стороны не только администрации, но и коллег. В этом контексте важнейшей задачей является согласование внутри коллектива ценностно-смысловых установок – важнейшего условия профессионального роста сотрудников.

11 слайд -Инновации в ДОУ:

  • Использование ИКТ
  • Проектная деятельность,
  • Мастер-классы
  • Издательская деятельность -распространение педагогического опыта на сайте и в изданиях
  • Участие во всероссийских, республиканских , городских творческих конкурсах

Для того, чтобы  каждый педагог мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми, выступлений на педсоветах, при подготовке консультаций и семинаров в ДОУ имеется интерактивная техника-проектор, компьютеры, экран , принтеры, сканеры, ксерокс,интернет, цифровая фотоаппаратура. 

12 слайд-В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем:

·         подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

·         подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

·         обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

·         создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

·         использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

·         использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

·         оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

·         использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

·         создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Каждый старший воспитатель ставит пред собой вопрос «Как сделать так, чтобы проведение педсоветов  стало более  плодотворным,  запоминающимся и нужным,  как повысить активность и заинтересованность педагогов?»                          

13 слайд- Каждый педсовет, проводимый в ДОУ должен

 способствовать активизации личности

 развитию творческого потенциала

 расширению теоретических и практических знаний педагогов

 помогать в решении задач, стоящих перед ДОУ в целом и перед каждым воспитателем в отдельности.

Традиционные, со строгим регламентом, оправданные практикой формы проведения педсоветов, в ходе которых основное место отводится прямой передаче знаний (докладам, сообщениям) в настоящее время утрачивает своё значение именно из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.

Проведение педсоветов в нетрадиционной форме  сейчас актуально , так как получение и закрепление педагогами различной информации всегда более результативно при их активном практическом участии. Мне хочется напомнить о древней пословице: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю».  Не секрет, что у взрослых, так же, как и у детей, то, что подкреплено действиями, остаётся в памяти на более длительный период, чем то, что получено вербальным (т.е.словесным) способом

Не могу сказать, что всё здесь было гладко:

 во-первых, в нашем  коллективе, как, наверное, и в любом другом достаточно большая подготовка к такого рода «новшествам» не всем была «по душе». Гораздо проще прийти на традиционный совет педагогов,  посидеть и послушать старшего воспитателя и 1-2 выступающих, а затем спокойно уйти.

 Во-вторых, такие формы требуют большой подготовки теоретического,  практического, демонстрационного и раздаточного материала.

Моей главной целью является, чтобы педагоги ушли с хорошими впечатлениями и даже немного отдохнувшими. С появлением проектора каждое выступление на педсовете проходит с показом презентаций. Педагоги пишут конспекты выступлений , а затем уже кто может сам , а кто не умеет с моей помощью готовит презентации:

14 слайд-ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Информационная презентация по темам педсоветов .В них мы стараемся использовать практические методы и приемы работы. Например « Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях» .

15 слайд -Презентация-сопровождение «Интеграция образовательной области «Музыка» и «Здорвье»

Презентация – отчёт «Играя, познаем мир», « Наши любимые игрушки»

16 слайд -Рекламная презентация проектов, валеологических газет. Фото презентации «Адаптация детей группы «Одуванчик», «Нетрадиционное оборудование физкультурного зала», «Математическая игротека»

17 слайд- В инновационный процесс в ДОУ мы не только ввели информационно-коммуникативные технологии в работе с педагогами, но и проводим комплексные интегрированные занятия  по образовательным областям , на которых используем ИКТ

Для педагогов  ДОУ очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера,  обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Ведь такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка),

активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

 Предъявления информации на экране  в игровой форме вызывает у детей огромный интерес 

 Несет в себе огромный тип информаций, понятный дошкольникам

18  слайд- Использование компьютера, проектора и экрана на занятиях очень проблематично   в случае если проектор не имеет потолочного крепления. Это может представлять неудобства и опасность для свободного передвижения детей. В случае потолочного крепления как у нас  такой вариант удобен и эффектен для использования в музыкальном зале  и для занятий  и на праздниках.

19 слайд-  Мультимедийные технологии позволяют в ДОУ разрабатывать авторские методические пособия. Так, в нашем саду разработаны конспекты занятий  с использованием ИКТ «Кто, кто в теремочке живет?», «Путешествие в страну Математики», «Одежда»», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Красная книга России».

20 слайд-Использованы презентации для проведения Дня рождения республики «Пелед тузлане шочмо Марий эл», «Славься край  Марийский», «Наша Родина Россия»

21 слайд -Педагоги используют в своей работе презентации «Подарок папе», «Подарок маме», «Квиллинг»,  «Торцевание на пластилине»

22 слайд- Конкурсы профессионального мастерства – наиболее интересная  форма работы с педкадрами.

Педагоги нашего дошкольного учреждения МБДОУ «Детский сад № 65 г. Йошкар-Олы «Незабудка» » всегда отличались профессионализмом, творчеством и восприимчивостью ко всему новому. Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых особо отмечают организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на положительный результат. В нашем саду жизнь не стоит на месте, всегда появляется что-то новое и интересное. Вот и в этом году внутри дошкольного учреждения  прошел конкурс профессионального мастерства «Молодой воспитатель ДОУ №65»

23 слайд-Конкурс стал ярким и незабываемым событием в жизни педагогического коллектива, стал еще одной ступенью, ведущей к стимулированию профессионального роста молодых педагогов, раскрытию их творческого потенциала и методического мастерства. Чтобы молодые педагоги не испытывали максимального стресса во время конкурса, данная форма методической работы носила игровой характер.

Педагоги подготовили презентации на темы «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА МОЯ И МОЕЙ ГРУППЫ»

         С педагогами, испытывающими затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе, мы проводим педагогические мастерские, организуем  наставничество с целью обучения педагогов  методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий. В результате  многие педагоги ДОУ  самостоятельно разрабатывают и апробируют    занятия с использованием  мультимедийных презентаций

Проектная деятельность

- Способствует развитию креативности и логического мышления;

-Объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОУ и профессиональных сообществ;

-Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы;

-Повышает компетентность педагога;

-Повышает качество образовательного процесса;

-Предполагает стимулирование работы членов проектной группы;

Последовательность действий при создании проекта

  • . Определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности
  • Выдвижение проектной гипотезы.
  • Поиск проектных методов исследования (мониторинговые процедуры, экспериментальные наблюдения, статистические методы).
  • Обсуждение способов оформления конечных результатов.
  • Сбор, систематизация и анализ полученных данных.
  •  Подведение итоговых, материальных результатов и их презентация.
  •  Формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования.
  • Распространение педагогического опыта.

Виды проектов:

Исследовательские проекты

Краткосрочные

Долгосрочные

Информационные

Творческие

Нашими педагогами разработаны проекты:

Проект «Взаимодействие учителя- логопеда и родителей в процессе коррекционной работы  с детьми старшего дошкольного возраста»,

«Приобщение детей дошкольного возраста к марийской культуре»

 «Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов  воспитателей, детей, родителей в работе по фомированию экологической воспитанности»

«Предания старины глубокой»

«По сказочным тропинкам в природу»

«Тропа здоровья»

«Душистая мята от всех болезней приятна»

Проект «Мини –музея «Поделкино»

Конкурсы-проекты

«Лучший уголок для пап и мам» ,

«Огород на окне»,

«Уголок здоровья»,

«Книжкины затеи»,

«Безопасность и дети»

Использование проектной деятельности в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования.

Мастер – класс.

Мастер-классы  мы проводим с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность

 установить непосредственный контакт с педагогом во время мастер-класса

получить ответы на интересующиеся вопросы,

 помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя,

стать свидетелем педагогического творчества

Главный принцип мастер-классов - «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

        Варианты показа:

  1. Показ программы деятельности по какому-нибудь виду деятельности, кружковой работы, исследовательской проектной деятельности и т.п.
  2. Показ новых форм работы, которые использует в своей деятельности педагог.
  3. Показ оригинальных методов работы.
  4. Показ инновационных моментов деятельности.

Были проведены мастер-классы: «Этот фантастический мусор», «Чудесный мир тестопластики», « В здоровом теле здоровый дух»,

« Волшебные превращения песка», «Чудесные превращения квадрата», «Предания старины глубокой», «Тропинками природы», «Пластилинография»

Таким образом, на наш взгляд, подготовка и проведение мастер-классов являются хорошей школой повышения профессионального мастерства,

а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству,

 содействуют раскрытию личного потенциала и роста мастерства

Одной из инновационных форм работы ДОУ является проектная деятельность. Использование проектной деятельности в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-либо проблему, возникает противоречие между желанием и реальным результатом деятельности. В нашем дошкольном учреждении возникла такая проблема - необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьей. Эта связь не должна быть формальной, прописанной лишь в многочисленных планах и документах.

Одним из путей решения данной проблемы  мы увидели в разработке инновационного проекта по работе с родителями

 « Информационная газета для пап и мам «Незабудка»

Основная цель создания газеты для родителей – обеспечение единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования.

Задачи, способствующие реализации данной цели:

оказание родителям педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей дошкольного возраста;

обеспечение своевременной информацией об особенностях работы нашего дошкольного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду.

создание условий для саморазвития педагогов;

стимулирование участия в инновационной деятельности ДОУ;

повышение имиджа ДОУ в социуме;

Материал ориентирован на детей, педагогов и родителей. Тематика изданий выбирается в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ. Вышли в свет следующие номера: «Дети, театр, творчество», «Будь здоров!», «Математика и дети», «Играя , познаем мир». Такая форма работы, безусловно, способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и педагогическим коллективом детского сада. Девиз нашей газеты « Вы родитель. А в идеале каждый родитель должен быть  хоть капельку педагогом. Иначе нельзя».

Также издательскую  деятельность  мы ведем публикуя  статьи  в материалах межрегиональных научно-практических конференций. На сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru созданы мини-сайты 5 педагогов, размещены статьи на сайте «Все для детского  сада» 6 педагогов, получены свидетельства о публикации. 

Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах его деятельности.

С 1 января 2011 года, в соответствии с требованиями закона «Об образовании» в редакции ФЗ № 293 от 8 ноября 2010 (статья 32), создание и ведение официального сайта образовательных учреждений всех типов в сети «Интернет» является обязательным.

Настоящий Интернет-сайт – это идеальный работник, который необходим в каждой организации и каждом образовательном учреждении. Создавая его, мы понимали, что сайт должен решать конкретные задачи, каждая его часть должна работать на интересы как различных групп пользователей – от родителей до представителей власти и общественности различных уровней, так и самого образовательного учреждения.

 3 педагога принимали участие в интернет - конкурсе журнала «Современное дошкольное образование: теория и практика». Педагоги участвуют в детских интернет - конкурсах на сайте детского развивающего центра «Совенок».

Таким образом, инновационная деятельность в ДОУ приносит свои плоды и результаты. Как показывает практика,

значительно повысился  профессиональный уровень педагогов и всех работников детского сада;

 растет оценка педагогической работы родителями (законными представителями);

любовь детей к детскому саду и воспитателям..

И в заключении еще одна истина: "В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по разному" (И.Ф. Гербард). Перед каждым воспитателем  поставлена сложная, но разрешимая задача - "оказаться во времени".

Задача старшего воспитателя - создать условия для успешного решения этой задачи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные формы работы с педагогами"

Обобщены  и  представлены   самые  интересные  и  эффективные  формы  работы  с  воспитателями  и  специалистами  дошкольного  учр...

"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"

В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

статья : РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

Деловая игра с педагогами ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Деловая игра с педагогами ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»...

Инновационная форма работы с педагогами

Инновационная форма работы с педагогами "Кружок качества". Опыт....

Методическая разработка «Реализация Профстандарта в ДОО через использование инновационных форм работы с педагогами»

Методическая разработка  «Реализация Профстандарта в ДОО через использование инновационных форм работы с педагогами»...

опыта работы социального педагога по теме: «Инновационные формы работы с семьей».

опыта работы социального педагога  по теме:«Инновационные формы работы с семьей»....