Консультации для родителей "Подготовка детей к школе"
консультация (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ШКОЛЬНУЮ ЗРЕЛОСТЬ РЕБЁНКА?
КАКИЕ ВОПРОСЫ МОЖЕТ ЗАДАТЬ ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ?
КОНСУЛЬТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ
ЗИНЯКОВОЙ ГАЛИНОЙ ГЕЛИЕВНОЙ
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ 5 – 8 ЛЕТ » АЛЯБЬЕВОЙ Е.А.
ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР « СФЕРА » МОСКВА 20005
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
« Как готовить ребенка к школе »
Что же такое психологическая готовность детей к обучению в школе? Это очень широкое понятие. Что оно включает?
1. Физическую готовность, т. е. состояние здоровья ребенка.
2. Интеллектуальную.
3. Личностную и социально-психологическую готовность.
4. Эмоционально-волевую.
5. Коммуникативную.
6. Уровень зрительно-моторной координации.
Шесть компонентов готовности, они очень объемны. Ребенок, чтобы учиться безболезненно, должен обладать ими. В первую очередь надо позаботиться о здоровье.
- Физическая готовность: вес, рост, объем груди, состояние зрения, слуха, моторики, координации движений, состояние нервной системы - степень ее возбудимости и уравновешенности, общее состояние здоровья.
Если ребенок часто болел перед школой, стоит поразмышлять - может быть, ему 1 год нужно пересидеть в детском саду и укрепить здоровье. Как выглядит здоровый ребенок - он активен, весел, у него хорошее настроение, прекрасный аппетит, крепкий сон, он легко просыпается, умеет сосредоточиться и минут 15 работать очень внимательно, не отвлекаясь. Он не "хлюпает" носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогание, головную боль и боли в животе, у него нет хронических заболеваний, постоянных простуд.
Много ли таких детей приходит в школу? - 20-25%.
В наших социальных условиях трудно говорить о том, что залог здоровья - эмоциональный и психологический комфорт в семье, хорошее высококалорийное и витаминизированное питание. Сегодня не все это могут себе позволить. Но выполнить режим - это мы все можем обеспечить своему ребенку. Сбои в режиме дня - одна из важных причин, когда состояние здоровья ухудшается.
Поэтому на выходных следует придерживаться режима дня, принятого в детском саду. О физической подготовке детей к школе можно прочитать в книге С. П. Ефимовой "Как готовить ребенка к школе. Советы врача".
2. Личностная и социально-психологическая готовность
С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция - позиция ученика, т. е. непосредственного участника одной из форм общественно значимой деятельности - учебной, которая оценивается. Важно, чтобы ребенок мог отличать роль учителя от воспитателя детского сада, от мамы, бабушки.
Необходимо воспитывать в ребенке такие качества:
- организованность (без подсказки родителей приготовить все для труда, игры; соблюдать режим дня, порядок во всем, если ребенок не будет опаздывать в детский сад, значит, ему будет легче не опаздывать в школу);
- инициативность (поощрять даже незначительную инициативу),
- самостоятельность - актуально относиться к тому, что происходит в семье, детском саду, школе.
Воспитанию этих качеств способствуют выполнение детьми посильных постоянных обязанностей в семье.
- Эмоционально-волевая, или произвольная готовность
Воспитание воли, подчинение слову "надо", а не "хочу".
Это развивается постепенно, через игру. В игре ребенок учится удерживать цель и достигать ее. Например: разработать план действий постройки из кубиков, рисования, аппликации и четко следовать этому плану.
- Коммуникативная готовность
Это умение общаться со взрослыми, сверстниками. Если вы видите, что ваш ребенок часто находится один, у него нет друзей - это сигнал тревоги. Потому что в школе легче адаптируются те дети, которые умеют общаться, даже если их интеллектуальный уровень ниже, т. к. школьное обучение - это непрерывный процесс общения (учитель - ученик, ученик - ученик).
Что же можно сделать для того, чтобы научить ребенка общаться? Прежде всего сформировать такие навыки:
- уметь слушать собеседника, не прерывая его;
- говорить самому после того, как собеседник закончил свою мысль;
- пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубостей.
Это развивается только через подражание, на примере взрослых.
Часто наши дети не умеют разговаривать между собой, кричат, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону.
Все это можно организовать через игру, проигрывая ситуации "Мама звонит дочке", "Нужно вызвать врача", "Приглашаем на день рождения" и т. д. - это формирует умение вести диалог, разговор со взрослыми, сверстниками.
Также необходимо создавать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация развлечений, детских праздников, разнообразные игры должны стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, считаться с мнением других, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.
И еще один совет. Учите ребенка слушать других, но и сами признавайте его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитетного давления на ребенка и подчиняться формуле "взрослый всегда прав, потому что взрослый". Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать ошибки, извиняться.
Все это - залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребенку огорчение.
- Мотивационная готовность
Это наличие желания идти в школу (хочет или нет),почему он хочет, какой мотив главный:
- учебный (т. е. хочет учиться, узнавать что-то новое),
- игровой (общаться с детьми, играть),
- социальный (учиться, чтобы потом получить профессию, работать),
- позиционный (занимать новую позицию),
- внешний (мама заставляет),
- мотив получения высокой отметки.
Мотивационная готовность формируется через беседы родителей с детьми о школе (о важности и необходимости учения), в рассказах родителей о своей учебе, экскурсии в школу.
Главное представить школу как добрый гостеприимный дом, с которым будет связано много интересных дней. Не все в школе хорошо, но нельзя впадать в крайность и бездушно зачеркивать титанический труд учителя.
6. Интеллектуальная готовность:
а) речевая готовность,
б) развитие познавательных процессов.
Речевую готовность очень хорошо определит логопед и вы сами. Если у ребенка неправильное звукопроизношение, то необходимо устранить это.
Психологи выявили, что речевое развитие и развитие мышления, интеллекта взаимосвязаны.
Чтобы наши дети больше знали, необходимо больше читать книг познавательного характера. Сейчас таких очень много в детской библиотеке - о животных (н-р: "Можно ли обниматься с медведем"), об организме, о своей стране и о других странах, о профессиях, растениях, о своем крае и др.
Дети должны знать, как зовут родителей (Ф. И. О.), где работают, название профессии, свой домашний адрес. Если вы не выезжаете с ребенком за пределы района - приобретите карту, пусть ребенок знает, что г. Мурманск - это еще не вся наша страна, что рядом есть другие города.
Возьмите себе за правило - один раз в неделю прочитать ребенку какую-то книгу и обсудить прочитанное.
Многое делают воспитатели, чтобы ребята больше знали, умели, поэтому интересуйтесь, что нового сегодня было в детском саду, и обсудите это дома.
Хорошо, если ребенок много знает, всем интересуется - это большой плюс для первоклассника. Но также важно, чтобы у ребенка были развиты все познавательные процессы.
Мышление - как его развивать?
- С помощью конструктора или кубиков делать различные постройки.
- Придумывать недостающие части рассказа (начало, середина, конец).
- "Говори наоборот" (Зимой холодно, а летом... Река широкая, а ручей... Дом большой, а конура... Силач поднимает не легкие предметы, а...)
- Прочитать рассказ и вместе с ребенком придумать план рассказа, что было первым, вторым, третьим, а потом его зарисовать схематично.
- "4 лишний" (астра, ромашка, незабудка, береза). Таким образом можно изучить все группы предметов: обувь (перечислить), мебель, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, транспорт (воздушный, водный, наземный).
- Логические задачи (кружок "Эрудит").
- Установление причинно-следственных связей.
Продолжи: весна – лето -…, утро - день - ...
Почему сейчас осень? Ребенок называет признаки осени: листья желтые, похолодало, день короче, теплее одеваемся и т. д.
- Загадки.
- "Найди сходство и различие" (журнал "Веселые картинки").
- "Разложи по порядку".
Можно выполнять специальные упражнения на развитие внимания. "Чем отличаются картинки". "Найди такое же" - (книга о животных). "Внимание, угадай-ка" (Никитины).
Важно тренировать умение слушать и выполнять указания взрослого.
- Упражнение "Делай, как я" (ребенок точно повторяет действия взрослого).
- Универсальное средство - "Графический диктант": на бумаге в клетку ребенок под диктовку рисует какой-либо узор.
- "Корректурная проба": на старом газетном листе зачеркивать определенную букву, можно усложнить (2-3 буквы или разные элементы обозначения этих букв.) Таким образом, развивается внимание.
Если один-два раза в неделю тренироваться, то дети научатся быть внимательными, слушать инструкцию взрослого.
Как развивать память?
Существует много видов памяти. Для того чтобы улучшить память, необходимо детям осваивать некоторые приемы запоминания. Когда у ребенка трудности при запоминании стихотворений, то стихотворный текст нужно разделить на мелкие строфы и учить их со значительными интервалами времени (выучить 1 строфу, следующую через полчаса или час, потом строфу на следующий день). Помогает запоминанию предварительный разбор смысла стихотворения и его зарисовка с помощью условных схем.
Упражнение на развитие памяти:
- На столе 8-10 предметов. Ребенок их запоминает, затем предметы переставляют и просят поставить их, как было в первый раз.
- Нахождение связей между словами, составление рассказа.
Пример. Запомни слова: школа - дом - девочка - книга - молоко.
Сам составь из этих слов предложение, н – р:
Девочка идет из школы домой, где будет читать книги и пить молоко.
- Ассоциации. Запомни мои слова по выбранным тобой картинкам, н-р: набор картинок, к которым подбираются слова.
Медведь - лес.
Корова - молоко.
Тетрадь - школа - ручка.
Книга - библиотека - читать.
Развитие восприятия.
Собирать разрезные картинки, пазлы.
"Чудесный мешочек": на ощупь находить какой-либо предмет, определять и описывать его свойства и т. п.
Подготовка руки к письму.
Упражнения, способствующие развитию и укреплению мелких мышц руки:
- лепка (обязательно дома в выходные по 15-20 мин.); чем больше заниматься лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения пальцев;
- нанизывание бусинок на проволоку;
- вышивание, вязание;
- владение ножницами - плавное вырезание;
- шитье иголкой;
- мелкая мозаика;
- застегивание, расстегивание пуговиц, замков, завязывание шнурков, Если ребенок не умеет это делать, сигнал дли вас - почему не развиты руки: ленится или что-то другое. К первому классу все это ребенок должен делать очень хорошо. Не умеет? Как же тогда он будет писать?
- пальчиковая гимнастика (элементарная);
- игры с ручкой (ручку можно держать средним и указательным пальцем и т. п.);
- "Золушка" (разложить два сорта культур - рис, пшено).
Ориентировка детей в пространстве.
Вы скажете: как пространство соединить с письмом? Оказывается, они очень связаны. Если ребенок плохо ориентируется в пространстве, он может путать элементы букв.
Что надо делать:
- знать до автоматизма правую, левую руку;
- соотносить части тела с правой, левой рукой;
- перечислять предметы справа, слева;
- знать предлоги "над", "под", "сзади", "спереди";
- знать последовательность временных категорий;
- ориентировка на листе бумаги в клетку;
- Специальные "рисовальные" упражнения:
- штриховка (ежедневно);
- рисование по точкам;
- рисование по образцу;
- дорисовывание недостающих элементов;
- умение видеть строку (помечать ее).
Основная стратегия подготовки детей к школе.
Если вы хотя бы 15-20 мин. в выходные дни, 10 мин. в будни будете заниматься с ребенком, то можно сказать, что ребенок придет 1 сентября зрелым, готовым к школе, т. е. с таким уровнем развития, при котором обучение не приведет к нарушению здоровья.
Не надо насильно заставлять заниматься. Необходимо задание обыграть, чтобы ребенок принял его не как учебную задачу, а как игровую - близкую для него.
Консультация для родителей
КАК ГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ?
ЧТО ТАКОЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ?
КОНСУЛЬТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ
ЗИНЯКОВОЙ ГАЛИНОЙ ГЕЛИЕВНОЙ
вопросник ориентировочного теста школьной зрелости
Ярослава Иерасика
ЦЕЛЬ ВОПРОСНИКА
Исследовать умения ребенка определять понятия, выяснять причины, выявлять сходство и различие в объектах.
1. Какое животное больше — лошадь или собака:
а) лошадь — 0 баллов;
б) неправильный ответ — минус 5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем:
а) обедаете, вы едите суп, мясо — 0 баллов;
б) ужинаете, спите и другие ошибочные ответы — минус 3 балла.
3. Днем светло, а ночью:
а) темно — 0 баллов;
б) неправильный ответ — минус 4 балла.
4. Небо голубое, а трава:
а) зеленая — 0 баллов;
б) неправильный ответ — минус 4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки... — это:
а) фрукты — 1 балл;
б) неправильный ответ — минус 1 балл.
6. Шлагбаум опускается раньше, чем пройдет поезд:
а) чтобы поезд не столкнулся с автомобилем — 1 балл;
б) чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) — 0 баллов;
в) неправильный ответ — минус 1 балл.
7. Москва, Рязань, Санкт-Петербург — это:
а) города — 1 балл;
б) станции — 0 баллов;
в) неправильный ответ — минус 1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах):
а) хорошо показано — 4 балла;
б) показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно — 3 балла;
в) не знает часов — 0 баллов.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это..., маленькая овечка — это:
а) щенок, ягненок — 4 балла;
б) только один ответ из двух — 0 баллов;
в) неправильный ответ — минус 1 балл.
10. На кого больше похожа собака, чем похожа и что у них общего:
а) на кошку, потому что у нее тоже четыре лапы, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) — 0 баллов;
б) на кошку (без приведения признаков подобия) — минус 1 балл;
в) на курицу — минус 3 балла.
11. Почему у всех автомобилей есть тормоза:
а) две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; остановиться в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) — 1 балл;
б) одна причина — 0 баллов;
в) неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) — минус 1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор:
а) два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди) — 3 балла;
б) одно подобие — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
а) определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазать по деревьям) — 3 балла;
б) одно подобие — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт, как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой:
а) у них есть разные признаки: у винта — нарезка (резьба, тонкая закрученная линия, вокруг зарубки) — 3 балла;
б) винт завинчивается, а гвоздь забивается; у винта — гайка — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это...:
а) спорт, физкультура — 3 балла;
б) игры (упражнения), гимнастика, состязания — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства:
а) три наземных транспортных средства, самолет и корабль — 4 балла;
б) только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться, — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого и какая между ними разница:
а) три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) — 4 балла;
б) одно или два различия — 2 балла;
в) неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) — О баллов.
18. Почему люди занимаются спортом:
а) по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, подвижными, стройными; они хотят добиться рекорда и т.д.) — 4 балла;
б) одна причина — 2 балла;
в) неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) — 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы:
а) остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить — 2 балла;
б) неправильный ответ — 0 баллов;
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку:
а) так платят за пересылку, перевозку письма — 5 баллов;
б) получатель за письмо без марки должен был бы уплатить штраф — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, набранных по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
— 1 группа — от +24 и более;
— 2 группа — от +14 до +23;
— 3 группа — от 0 до +13;
— 4 группа — от —1 до —10;
— 5 группа — менее —11.
Выводы об уровне развития: по классификации положительными считаются первые три группы; дети, набравшие от +24 до + 13 баллов, считаются готовыми к обучению в школе.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ЗАДАЙТЕ ЭТИ ВОПРОСЫ РЕБЁНКУ ДОМА В СПОКОЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ, ТАК, ЧТОБЫ ОН НЕ ЗАМЕТИЛ, ЧТО ВЫ ЗАПИСЫВАЕТЕ ЕГО ОТВЕТЫ. ПОДСЧИТАЙТЕ БАЛЛЫ И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ СЕБЯ САМИ.
ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНОМ РЕЗУЛЬТАТЕ – НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ.
ЕЩЁ МОЖНО ВСЁ ИСПРАВИТЬ. ГЛАВНОЕ – ЭТО ТО, ЧТО ВЫ ВЫЯВИЛИ ДЛЯ СЕБЯ, КАКИЕ ЕСТЬ ПРОБЕЛЫ В ЗНАНИЯХ ВАШЕГО РЕБЁНКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
ПОБЕСЕДУЙТЕ С РЕБЁНКОМ, ОБЪЯСНИТЕ ЕМУ ТАК, ЧТОБЫ ОН ПОНЯЛ МАТЕРИАЛ И ЗАПОМНИЛ.
ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ СНОВА ЗАДАЙТЕ РЕБЁНКУ ЭТИ ВОПРСЫ, СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ ОТВЕТЫ БЫЛИ ЧЁТКИМИ И ЯСНЫМИ. ПРИУЧАЙТЕ РЕБЁНКА ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОС ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Дети, в школу собирайтесь!"
Консультация для родителей...
Консультация «Речевая подготовка детей к школе в семье»
консультация для родителей...
Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
Психологическая готовность детей к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. В консультации рассматриваются пять компоне...
Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
Что же означает психологическая готовность ребёнка к школе?...
Консультация «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением...
Консультация: " Речевая готовность детей к школе"
Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом ...
Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
Консультация "Психологическая готовность детей к школе" Поступление в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка,независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый кла...