Психологический тренинг-как средство психодиагностики одаренного ребенка.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кретинина Юлия Юрьевна

Современный уровень диагностики не исключает случаев потенциала ребенка, т.е. ошибок, свяанных , в частности , с тем , что отрицательные результаты испытаний могут зависеть от временных факторов , маскирующих подлинные возможности. В этой связи принципиальное значение имеет разработка методов выявления "скрытой" одаренности. Для того, чтобы снять психологические преграды, мешающие проявлению и развитию одаренности можно использовать различные групповые методы; методы групповой психокоррекции и психотерапии, развивающие психологические тренинги.  Исследования показали , что проявления креативности зависят от многих внешних условий и под влиянием различных факторов могут существенно усиливаться или ослабляться. Позитивно влияет на продуктивность творческой и интеллектуальной деятельности отсутствие стресса, критики, оценок. В связи с этим рекомендуется использовать ролевые игры. Групповая работа представляет собой тесное переплетение методов и приемов груповой психокоррекции , позволяющих ребенку ослабить или преодолеть негативное влияние преград , маскирующих его одаренность. На этапе отбора проводится психодиагностическое обследование каждого ребенка , направленное на выявление индивидульных особенностей его интеллектуального, творческого и личностного равития, тех конкретных психологических факторов, которые сдерживают развитие его способностей. В таком предварительном обследовании используются традиционные психодиагностические методики , беседы с родителями , педагогами, воспитателями и с самими детьми. В тех случаях ,когда это возможно , организуется наблюдение з ребенком в группе занятий с дошкольниками. Общепризнано, что особенности самооценки и характер ее изменений играет важную роль в психическом рзвитии одаренного ребенка. Исследования ряда авторов показывают , что у одаренных детей самооценка и социальная уверенность часто бывают ниже, чем у их "ординарных" сверстников. Отмечаются также резкие изменения в самооценке одаренных детей в ответ на малейшие неудачи. Для лучшей адаптации одаренного ребенка в детском коллективе рекомендуется провести упражнение "знакомство" . Дополнительный диагностический материал дают связанные между собой упражнения "роли" и "придумай сказку". Эти упражнения не только служат для диагностики личностных особенностей детей, но и стимулируют развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков. В упражнении "роли" ведущий предлагает детям задние:" Иногда нам хочется стать кем-то другим, одному героем любимой книжки, другому животным или птицей , третьему известным человеком." Представьте себе свою мечту и нарисуйте кем вы хотели бы стать. По ходу выполнения задания ведущий выясняет мотивацию выбора ребенка, как ребенок воспринимает выбранную роль и как этот персонаж взаимодействует с окружающими. В игре "две феи" к детям приходят две волшебницы : одна может сделать любого человека гениальным , но к сожалению, не гарантирует житейские блага и известность, а другая ,наоборот, предлагает выполнить любые желания , но не может наградить талантами. Как показывает практика в большинстве случаев дети отвергают дар гениальности, предпочитая гарантированные житейские блага. Просьбы детей к феям, а также пояснения , которые при этом даются детьми, представляют собой богатейший материал для диагностики их личностных особенностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение одаренного ребенка в ДОУ.

В программе психологического сопровождения одаренного ребенка в ДОУ рассматриваются основные направления работы психолога по выявлению и сопровождению"одаренного" ребенка: диагностика,составление инди...

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».Проводит педагог-психолог ГБОУ СОШ №629 ДО №2 Никулищина М.Е. Це...

Педагогическая и психологическая поддержка одаренного ребенка

Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом ва...

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Социально-психологический портрет одаренного ребенка.

Методические рекомендации по выявлению одаренных детей дошкольного возраста...

Публикация "Особенности психологического сопровождения одаренного ребенка с особыми возможностями здоровья средствами арт-терапии в условиях детского сада."

Статья в сборнике «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося : материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции» /под ред. Е.Н. Лекомцевой Ярославль Р...

Семейный логопедический тренинг для родителей: «Тренинг как средство повышения результативности коррекции речи ребенка».

Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители ...