Педагогическая и психологическая поддержка одаренного ребенка
консультация на тему

Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_i_psihologicheskaya_podderzhka.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

 ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Опыт показывает, что начиная с 3 -4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок может пойти в определенном направлении : либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути, увы, неспособного.

Портрет одаренного ребенка
 
Модель одаренности:

  • Способности выше среднего или таланты;
  • Настойчивость и усердие в решении задач;креативность (творческий, созидательный подход ко всему), выражающаяся в оригинальных способах достижения результатов.

Одаренных людей объединяет творческий поиск и новаторство. Одаренность – потенциал, раскрывающийся в любой области человеческой деятельности. Общей характеристикой одаренности является ярко выраженная потребность

познавать.

Одаренный ребенок

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, часто задает вопросы
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям
  5. Обладает богатой фантазией, воображением.
  6. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей
  7. Не боится отличаться от других
  8. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  9. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования
. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и к себе в частности.
 Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и воспитание одаренных детей. Для работы с одаренными детьми желательно привлекать педагогов, обладающих такими качествами, как стремление к гибкости, способность к эмпатии, установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия ребенка, владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности. Уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.
В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека. Поэтому давайте любить себя и заботиться о собственной индивидуальности.

 Условия, которые должны быть созданы в ДУ для развития способностей и ранней одарённости дошкольников:

  • Развивающая среда (материальная база).
  • Компетентность педагога.
  • Программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий).
  • Диагностика.
  • Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДУ.
  • Система работы с семьёй.
  • Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми.
  • Система индивидуальной работы с дошкольником.
  • Кружковая работа.
  • Эмоционально-психологический комфорт, адаптивная образовательная среда
  • Право выбора вида деятельности для ребёнка.
  • Передовой педагогический опыт по проблеме.
  • Раннее выявление детских способностей и их развития.


Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:

  • Психологию одарённости
  • Инновационные технологии
  • Методы выявления детской одарённости
  • Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости
  • Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости
  • Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы
  • Программы (комплексные и специализированные)
  • Современную научно-методическую литературу по проблеме
  • Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей
  • Возрастные особенности проявления признаков одарённости
  • Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка
  • Интересы ребёнка.
  • Социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат.
  • Возможности для развития ребёнка в условиях семьи
  • Эффективные формы и методы работы с родителями.


Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен УМЕТЬ:

  • Создавать развивающую среду.
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный психологический микроклимат в группе.
  • Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики.
  • Применять инновационные технологии и методики.
  • Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми
  • Проявлять свои личностные творческие способности.
  • Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности.
  • Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию)
  • Организовывать работу с родителями.
  • Вести разъяснительную работу с родителями о развитии детских способностей и одарённости.
  • Организовывать взаимодействие с семьёй по прогнозированию будущих достижений ребёнка.
  • Взаимодействовать со всеми специалистами ДУ, занимающимися с одарённым ребёнком.
  • Строить позитивные межличностные отношения с ребёнком.
  • Разработать учебную программу кружковой работы.
  • Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов.
  • Организовывать оптимальные формы работы с детьми.
  • Отбирать актуальную и доступную информацию для родителей и детей.

ТЕСТ-АНКЕТА

 
для обследования предрасположенности ребенка к различным видам человеческой деятельности

 
Ребенок имеет очевидные технические способности, если он:

 

  • интересуется самыми разными механизмами и машинами;
  • любит конструировать моде¬ли, приборы;
  • сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
  • может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые де¬тали для создания новых игрушек, приборов, поделок; находить оригинальные решения;
  • любит и умеет рисовать, "видит" чертежи и эскизы механизмов;
  •  интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой
  • Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
  •  
  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.


У ребенка способности к научной работе, если он:

 

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных по¬нятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
  • любит читать или смотреть детскую техническую литературу
  • (или даже научно-популярные книжки), опережая в этом своих сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.


Артистический талант проявится у ребенка, если он:

  • часто когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  • с удивляющей легкостью передразнивает чью-0то привычки, позы, выражения;
  • пластичен , открыт всему новому;
  • любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У ребенка незаурядный интеллект, если он:

 

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной программе;
  • обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредствен¬но (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

У ребенка спортивный талант, если он:

 

  • очень энергичен и все время хочет двигаться;
  • смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
  • почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
  • кажется он никогда всерьёз не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.


У ребенка литературное дарование, если он:

 

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного
  • сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.


Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:

 

  • не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое либо произведение искусств или пейзаж;
  • Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремится создать какое либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение— украшение для дома одежды или что-нибудь подобное;
  • не робеет высказывая собственное мнение о классических произведениях причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Информация полученная в ходе обследования поможет  выяcнить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует noвторять неоднократно.

Как родители могут узнать, что их ребенок имеет признаки одаренности?


  • ребенок значительно опережает своих сверстников по интеллектуальному развитию

  • ребенок обладает обширным словарным запасом и начинает говорить гораздо раньше своих сверстников

  • ребенок необычайно любознателен и интересуется окружающим миром, постоянно задавая вопросы

  • ребенок подвижен, но не гиперактивен. В отличие от гиперактивных детей, одаренные дети способны сконцентрироваться на одном задании и обладают гораздо большей степенью усидчивости

  • у ребенка очень развито воображение. Такие дети часто придумывают целый мир и выдуманных друзей, с которыми тесно общаются

  • у ребенка очень развита память, он легко оперирует фактами, услышанными по ТВ, из книг и т.п.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и воспитание одаренных детей. Для работы с одаренными детьми желательно привлекать педагогов, обладающих такими качествами, как стремление к гибкости, способность к эмпатии, установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия ребенка, владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение одаренного ребенка в ДОУ.

В программе психологического сопровождения одаренного ребенка в ДОУ рассматриваются основные направления работы психолога по выявлению и сопровождению"одаренного" ребенка: диагностика,составление инди...

«Организация развивающей образовательной среды и целенаправленной поддержки одаренности ребенка на этапе подготовки к школе»

Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие интеллектуального, физического, творческого и социально-лидерского потенциала человека. Решение этой проблемы актуализир...

Взаимодействие с родителями обучающихся. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом раннего детского аутизма

В статье представлены основные направления работы педагога-психолога с семьей аутичного ребенка...

Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных и талантливых детей

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дош...

Социально-психологический портрет одаренного ребенка.

Методические рекомендации по выявлению одаренных детей дошкольного возраста...

ПРОЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ

Сохранение психологического  и физического здоровья дошкольников...

Оказание психологической поддержки одаренным детям в условиях ДОУ 2020-2001уч.г.

    Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении мног...