«Организация развивающей образовательной среды и целенаправленной поддержки одаренности ребенка на этапе подготовки к школе»
статья (подготовительная группа) на тему

Тришина Ирина Анатольевна

Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие интеллектуального, физического, творческого и социально-лидерского потенциала человека. Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования инновационной системы образования, которая коренным образом изменит   интеллектуальность, нравственность, духовность и образованность людей. Формирование инновационной системы образования предполагает выявление условий и средств, способствующих развитию одаренного ребенка.

               Сопровождение одаренного ребенка – неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nmk_trishina_i.a.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Организация развивающей образовательной среды и

целенаправленной поддержки одаренности ребенка

на этапе подготовки к школе»

«Творческий ребенок, творческая
личность – это результат всего образа
жизни дошкольника, результат его 
общения и совместной деятельности 
со взрослыми, результат его собственной 
активности»

Н.Н. Поддьяков

        Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие интеллектуального, физического, творческого и социально-лидерского потенциала человека. Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования инновационной системы образования, которая коренным образом изменит   интеллектуальность, нравственность, духовность и образованность людей. Формирование инновационной системы образования предполагает выявление условий и средств, способствующих развитию одаренного ребенка.

        Данная проблема в настоящее время озвучена на федеральном уровне. Так, выдвинутая Президентом РФ национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы сопровождения одарённого ребенка.  Сопровождение одаренного ребенка – неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации. [1]

        Работа с одаренными детьми — процесс, требующий особых знаний и собственных специфических средств. Одним из основных средств может выступить социально-педагогическая поддержка.  Главное, чтобы в решении собственной проблемы ребенок мог проявить себя максимально самостоятельно. Педагог не действует за ребенка, не подменяет его действия в поиске и выборе приемлемого варианта решения, направляя свои усилия на создание условий, при которых ребенку хотелось бы пробовать свои силы в решении проблемы.

            Возраст 5-7 лет иногда называют золотым периодом по богатству проявлений творчества ребенка. На данном  этапе  одаренность проявляется как общая, и лишь в последующие возрастные периоды она может быть избирательной к какой-либо творческой деятельности. Характер развития художественно-творческой одаренности в дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованных деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой), а также личностной активностью самого ребенка, его способности к саморазвитию. [2]

        Именно в дошкольном возрасте  у детей проявляется необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность.  

         Для диагностики вербальной (словесной) креативности дошкольников   применяю вербальный тест  Дж. Гилфорда в адаптации Е.Е. Туник [6] (субтесты «Необычное использование», «Заключения», «Слова», «Словесная ассоциация»). Тесты предназначены для возрастной группы от 5 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме.

Для диагностики невербальной креативности дошкольников от 5 лет   использую фигурный (изобразительный) тест П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой, (субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры»).

        Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности (детской одарённости) существует много, но  именно исследовательская деятельность, бесспорно, одна из самых эффективных. Это основывается на личном опыте и опыте передовых педагогов: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить  в  них  радость  сотворчества, то создавай  им такие условия, чтобы  искорки их мыслей образовывали царство мыслей,

дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами» Ш.А. Амонашвили.

        Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это и есть подтверждение

гипотезы, которую  сформулировал – доктор психологических наук Н. Н. Поддьяков, обобщая собственный богатый фактический материал,   о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

        Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

        У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет воспитанникам погрузиться в творческий процесс познания и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду,  самопознанию. [4]

        В образовательном процессе развитие  ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. 

Вот почему методы и формы работы педагога должны способствовать решению обозначенной задачи. [3]

         Свою работу с одаренными детьми  я осуществляю под девизом: 

“Ум гибнет не от износа, он ржавеет от не употребления”.  Предположим, что на одной чаше весов торжественные и волшебные слова – одарённость, талант, гениальность,  а на второй чаше весов - развитие, воспитание, навыки, образование, тренировка – звучит  вполне обыденно. Но суммой этих   слов можно добиться высоких результатов и создать стартовую площадку для скачка в какой-то одной, пока невидимой  детям области. Поэтому я широко  использую   следующие формы работы: разноуровневые, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме;  дискуссию;  игры.

        Очень важны: интеллектуальные марафоны; конкурсы и викторины; словесные игры и забавы;  ролевые игры; индивидуальные творческие задания. 

        Эти методы и формы дают возможность  воспитанникам выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.  Я уделяю повышенное внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. 

        Как правило, у одаренных детей проявляются: высокая продуктивность мышления; легкость ассоциирования; способность к прогнозированию; высокая концентрация внимания.

        Для этой категории детей предпочтительны методы работы: 

- исследовательский; 
- частично-поисковый; 
- проблемный.

        С помощью этих методов я решаю следующие задачи в работе с  детьми:

        1. Развиваю  предпосылки диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей. Например, при ознакомлении детей подготовительной группы с условиями, необходимыми для жизни растений, большое значение имела постановка собственных экспериментов. Дети наблюдали разное состояние растений при разном водном режиме, убеждались в различии разных потребностей в воде, тепле и свете у растений разных климатических зон и экологических ниш.

        2. Развиваю собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). Например, процесс развития любого растения дети моделируют  с помощью условных символов (семечко, росток, корень, стебель, листья, цветок).

        3. Расширяю перспективы поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия. (Чтобы определить наличие воды в растении, дети ставили в подкрашенную воду срезанный побег комнатного растения- фуксии. Они увидели, что цвет побега постепенно изменяется. А как вода попадает внутрь растения, дети уже сами сделали вывод: через тонкие канальцы в стебле фуксии. Они их увидели на срезе. Весь этот процесс  был ими впоследствии смоделирован с помощью условных символов).

        4. Поддерживаю у детей  инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.  

        Таким образом, в  поисковой деятельности детей наиболее эффективны методы наблюдения и экспериментирования. Главное его достоинство в том, что они дают ребенку реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Следствием является не только ознакомление с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.  

        В конце года диагностическое исследование развития  мыслительных способностей в процессе ознакомления детей с миром растений показало повышение уровня  (по сравнению с началом года) на 40%. Этому способствовала систематическая работа по поисковой деятельности в мире растений на познавательных занятия («Для чего растениям нужен воздух?», «Роль воды в жизни растений», «Почему растения любят солнце?», «Выращивание растений на гидрогеле»), проводимые опыты и эксперименты, наблюдения и труд в уголке природы, изготовление поделок из природного материала.

        Методы поиска и эксперимента я применяю во всех видах образовательной деятельности дошкольников. В групповой комнате оборудован уголок экспериментирования «Играем в ученых». Здесь мы проводим опыты и эксперименты с водой, магнитом, движением, воздухом и т.д.    

        Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в творческих и познавательных конкурсах различного уровня.

        Индивидуальные личностные достижения, наградные материалы фиксируются в портфолио - это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.  

         В начальной школе мои ученики являются победителями и  призерами муниципальных и региональных исследовательских конкурсов «Я - исследователь», «Первые шаги в науку», победителями всероссийского конкурса «Педагогический калейдоскоп», в номинации «Проектная деятельность». Я интересуюсь дальнейшими достижениями  своих воспитанников, которые перешли в среднее звено и на сегодняшний день  имею информацию об  их личностном росте:  дети не только охотно, но и результативно участвуют в конкурсах, проектах, мероприятиях разного масштаба: от школьных до всероссийских. Эти результаты   свидетельствуют об эффективности моей работы в данном направлении.  

        От интеллектуально-творческого потенциала наших детей зависит  будущее   страны и основная цель работы с талантливыми дошкольниками в моем понимании – это содействовать их превращению в одаренных школьников, а в дальнейшем взрослых, которые выступают  в качестве важнейших ресурсов развития нашей страны.

   

 

Тришина И. А.

 МБОУ «Баргузинская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей образовательной среды в ДОУ

Консультация для воспитателей.Содержание: Понятие образовательной среды в ДОУ.Требования ФГТ ДО к предметно-развивающей среде.Структура образовательной среды.Требования к построению развивающей о...

Организация современной образовательной среды ДОУ для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности

В статье раскрывается опыт работы дошкольного учреждения  города Бийска по выявлению детей с признаками одаренности, подробно рассматривается организация современной образовательной среды для под...

«Организация развивающей образовательной среды»

Информационный буклет для родителей в рамках темы:  "Организация развивающей среды" в МБДОУ....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОО

Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространс...

доклад "Предметно-развивающая образовательная среда как условие успешного развития ребенка".

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно–развивающей среды в коррекционной группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. В ...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...