ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОО
статья (младшая группа)

Шарова Инна Александровна

 

Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОО

Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.

Наиболее приемлемая для каждой дошкольной образовательной организации предметно-пространственная среда проектируется на основе:

  • реализуемой в детском саду образовательной программы;
  • требований нормативных документов;
  • материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.

Предметно-пространственная среда обеспечивает:

1) общение и совместную деятельность детей и взрослых;

2) двигательную активность детей;

3) возможность для уединения (т.к. постоянно в группе находится большое количество детей, ребенку хочется отдохнуть, уединиться, самостоятельно поиграть).

При организации предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС следует учесть следующее:

1. Насыщенность среды, соответствующая возрастным возможностям детей и содержанию программы, и обеспечивающая         игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами ( в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость, т.е. возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной среды и  от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность материалов, предполагающая возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4. Вариативность среды, предполагающая  наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность предполагает (доступность для воспитанников, всех помещений группы, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности).

6. Безопасность (соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях. Тема : Организация социокультурной среды по средствам досуговой деятельности дошкольников

В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, организуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая. Задачи, гипотеза исследования; проблема подготовки специалистов; в...

Особенности организации пространственной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рекомендации для организации пространственной среды в групповом помещении детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи...