Особенности организации пространственной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Рекомендации для организации пространственной среды в групповом помещении детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stattya.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

В ракурсе современных тенденций развития дошкольного образования образовательная среда учреждения выступает в качестве многомерного пространства, наполнение которого призвано учесть развитие общества и индивидуальные потребности дошкольника. В дошкольном образовании термин «адаптивная образовательная среда» понимается как комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Согласно требованиям  образовательных стандартов дошкольного образования  создание адаптивной образовательной среды преследует цель развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для реализации данной цели адаптивная образовательная среда должна отличаться насыщенным содержанием, быть гибкой (трансформируемой), многофункциональной, соответствующей индивидуальным особенностям, возрасту и гендерным особенностям детей. Кроме того, обязательным условием эффективности адаптивной образовательной среды является ее доступность и безопасность.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К данной категории относятся дети с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития

Для детей с тяжелыми нарушениями речи  первостепенное значение имеют:

- организация педагогического процесса во всех образовательных областях, адаптированного в соответствии с психофизическими возможностями воспитанников;

- организация коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений речи у воспитанников;

-   единое образовательное пространство

- организация интегрированного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (воспитателей дошкольного образования, специалистов, законных представителей).

Организация адаптивной образовательной среды в группе является важнейшим условием для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, способствует развитию деятельности детей, приобщает их к творчеству в игре и  других видах деятельности, стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, обеспечивает ребёнку эмоциональный комфорт и чувство психологической защищенности. 

 Изучением особенностей организации адаптивной образовательной среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в настоящее время занимается ряд логопедов, педагогов и методистов (Нищева Н.В., Филичева Т.Б., Соколова Е.В., Шигина Г.Ф., Баль Н.Н. и др.). Согласно Нищевой Н.В., организация адаптивной образовательной среды в группе имеет «очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии», адаптивная образовательная среда «создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы».

Развивающая адаптивная образовательная среда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой часть целостной формы педагогической деятельности, которая включает в себя систему взаимосвязанных задач, содержание и формы ее организации, а также предполагаемые результаты. Адаптивная образовательная среда группы для детей с тяжелыми нарушениями речи состоит из полузамкнутых мини-зон (центров), которые оборудованы для игр, индивидуальных и групповых занятий. 

В процессе организации развивающей адаптивной образовательной среды в группе для детей с ТНР необходимо соблюдать следующие условия:

  • ориентация на возрастные и гендерные особенности детей разного дошкольного возраста. Дети раннего возраста нуждаются в двигательной активности и больших пространствах для удовлетворения данной потребности. Дети четвертого года жизни играют в сюжетно-ролевые игры, для предметно-пространственной среды данного возраста важны функциональные особенности атрибутов игр. Для дошкольников пятого года жизни на первый план выходит потребность в совместных играх наряду с потребностью в уединении.
  • функциональность среды. Ресурсы для заполнения адаптивной образовательной среды следует выбирать исходя из их многофункциональности, вариативности и способности к трансформации.
  • динамичность среды. Данное условие возможно реализовать при постоянном контроле со стороны педагога: характеристики среды должны регулярно меняться в количественном и качественном отношении. Кроме того, необходимо периодически вводить новые элементы.
  • опережающий характер обучения. Данное условие реализуется через наполнение среды определенным процентом средовых ресурсов, ориентированных на более старший возраст. Таким образом, для дошкольника создаются перспективы для саморазвития.
  • обеспечение мобильности, физической и творческой активности ребенку. Реализация данного условия происходит через цветовой дизайн, применение различных по фактуре, физическим характеристикам и качеству отделочных материалов, физкультурные комплексы и спортинвентарь, использование предметов – заместителей, обеспечение детей материалами для создания условий для художественного творчества.

При организации адаптивной образовательной среды необходимо учитывать некоторые особенности.   Дети с тяжелыми нарушениями речи младшего дошкольного возраста негативно относятся к различным изменениям в обстановке. В данном случае важную роль играет стабильность в адаптивной образовательной среде, любые изменения должны проводиться периодически, но медленно: не стоит часто переставлять мебель в группе, тем более менять расположение микрозон и развивающих центров. Следует учитывать, что дети с тяжелой речевой патологией имеют плохо скоординированные действия и зачастую не обладают быстротой реакцией, часто проявляют моторную неловкость. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. С учетом того, что на начальном этапе работы акцент делается на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, в группе необходимо иметь достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей. У детей с нарушениями речи формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функциях предметов ближайшего окружения, поэтому в групповом помещении обязательно создается познавательно практический центр.

Таким образом, в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи должна быть создана адаптивная образовательная  среда, которая будет служить решению коррекционных задач. Специально организованное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, это позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Следует выделить требования, которыми необходимо руководствоваться при организации образовательной среды:

  • насыщенность адаптивной образовательной среды должна соответствовать возрастным  возможностям детей и содержанию программы.
  • трансформируемость пространства предполагает возможность изменений адаптивной образовательной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, предметов-заместителей.
  • вариативностьадаптивной образовательной  среды предполагает наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала.
  • доступность адаптивной образовательной среды предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам.
  • безопасность адаптивной образовательной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Правильно организованная адаптивная образовательная среда в группе является важным социальным условием становления речи. В настоящее время появилось немало инновационных методов организации адаптивной образовательной среды в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи недостаточно проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, что затрудняет их адаптацию в социуме. Адаптивная образовательная среда предоставляет постоянный выбор деятельности перед ребенком. При этом он действует самостоятельно, в своем собственном темпе.

Инновационным дополнением к привычной адаптивной образовательной среде в  группах для детей с тяжелыми нарушениями речи в настоящее время стали центры для проведения психогимнастики и логоритмических упражнений, связанных с выполнением детьми движений в сочетании с речью. В ней дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях, полукругом или кругом для проведения коммуникативных упражнений.

Наряду с использованием традиционных и инновационных методов в организации развивающей адаптивной образовательной среды не стоит забывать о том, что особое значение в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи имеют организационные средовые составляющие: единый речевой режим в образовательном учреждении и семье; предоставление детям образцов речи педагогов (орфоэпической правильности, неторопливого темпа, достаточной громкости, выразительности и слитности речи, правильного речевого дыхания и т. п.); дифференцированность дозировок речевого и языкового материала, подбор лексического материала, коммуникативно-значимого для ребёнка, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям.

Таким образом, адаптивная образовательная среда должна обладать свойствами открытой системы и выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе её организации, в первую очередь, необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанников. Создание адаптивной образовательной среды позволит создать оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления...

Консультация для родителей: "Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста".

В материале дается характеристика словарного запаса детей с нарушениями речи, описаны способы родительского воздействия для преодоления речевых нарушений....

Формирование пространственных отношений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал включает в себя рекомендации для педагогов по формированию пространственных представлений у дошкольников с ТНР...

Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью формирования   пространственных и временных  представлений  как важного фактора  общего развития дошкольника и его г...

Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающее ТНР, многообразны: инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимуществ...