Формирование пространственных отношений у детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация по математике на тему

Материал включает в себя рекомендации для педагогов по формированию пространственных представлений у дошкольников с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_pedagogo2.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Формирование пространственных отношений у детей с тяжелыми нарушениями речи

     Дошкольники с нарушением речевого развития испытывают трудности в пространственной ориентировке. У этих детей отмечается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Так, сравнительно близко расположенные друг к другу предметы воспринимаются ими как непрерывность. Дети  понимают значение основных, наиболее часто употребляемых предлогов и наречий, но затрудняются в  активном использовании этих частей речи и   не справляются с заданиями, требующими развернутого речевого высказывания, содержащего пространственные предлоги и наречия. Они ориентируются в пространстве на основе чувственной системы отсчета, часто пользуются приемом контактной близости, а освоение словесной системы по основным пространственным направлениям происходит медленно и с трудом. Это осложняет осмысление и оценивание расположения объектов и отношений между ними.

Основой обучения младших дошкольников с речевыми нарушениями ориентировке в пространстве является формирование умения различать части своего тела. Этому детей учат, в основном, во время режимных моментов, в подвижных играх, дидактических играх («Подвесной шарик», «Где звенит колокольчик?», «Купание куклы» и др.). Воспитатель, называя части тела, учит различать правую и левую руку, знакомит с названиями обоих парных органов одновременно и различными их функциями. Детей упражняют в соотнесении пространственных направлений с определёнными частями собственного тела (вверху – там, где голова), а так же в различении противоположных направлений (вверху – внизу).

Во время таких упражнений все дети и воспитатель должны сидеть или стоять, повернувшись лицом в одну сторону.

Для формирования умения передвигаться в заданном направлении, можно использовать упражнения «Волк и Красная Шапочка», «Гуси лебеди», «Путешествие» и т.д. Очень важно, чтобы ребенок повторял задание, проговаривал его, используя обозначения направлений.

Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве – отыскивание различных предметов и игрушек целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий далеко – близко.

В старшем дошкольном возрасте пространственные представления расширяются и закрепляются при рассматривании иллюстраций к русской народной сказке «Репка», а так же сказкам К.И. Чуковского «Путаница», «Мойдодыр», «Федорино горе», таких играх и задания как, «Улица и пешеход», «Прятки», настольных и словесных дидактических играх на определение своего  положения среди окружающих предметов, направления движения.

Детей учат ориентироваться на ограниченной поверхности (листе бумаги), раскладывать  определенное количество предметов в указанном направлении, в верхней, нижней части листа, слева, справа и др., что позволяет одновременно тренировать детей в счете. Выполнив задание, ребенок рассказывает, какие фигуры, где и сколько он разместил. Необходимо учить детей употреблять слова, обозначающие расположение предметов: выше – ниже, ближе – дальше, слева от, справа от, около, вдоль, между и т.д.

Упражнения в ориентировке на листе бумаги педагог связывает с развитием у детей умения создавать повторяющиеся последовательности, различные ритмические узоры, например, предлагает выявить в линейном расположении фигур закономерность в их чередовании и продолжить его.

        Детям предлагаются задания: рассмотривание дидактических карточек и описание расположения на них предметов, составление рассказов по сюжетной картинке, сравнение парных картинок с однородными предметами, находящихся в разных пространственных положениях, описание местонахождения игрушек в комнате, прятки и поиск игрушек по инструкции.

Продолжается обучение новым словам и выражениям. После повторения значения предлогов «из» и «за» педагог знакомит с предлогом «из-за» с опорой на демонстрацию местоположения предмета. Аналогично проходит ознакомление с предлогом «из-под». Можно рассказать, что эти предлоги используются, когда необходимо взять предмет: в первом случае тот, что находится за другим предметом, а во втором – под ним. Для закрепления изученного предлагается дидактическая игра, в которой дети разбиваются по парам и учатся вести между собой диалог. Один прячет предмет за или под чем-либо, другой интересуется, где находится данный предмет. Первый ему отвечает. После того, как предмет найден, следует проговорить, откуда его достали.

Направления движения можно передавать с помощью предлога через, наречий и предлогов с родительным падежом  вдоль и поперек, которые имеют близкие значения, обозначают движение от одного предмета по отношению к другому. Смысл данных слов доступен детям только при непосредственном осуществлении практических заданий и неоднократном их проговаривании.

        Ориентировка на листе бумаги совершенствуется при выполнении зрительных диктантов и обучении пространственному моделированию во время конструирования по образцу, рассматривания уже готовой постройки, ее анализ и строительство аналогичной, воссоздания конструкции по рисунку, выполнения задания на поиск закономерности, использованной при разработке конструкции (построить из брусьев забор, расположив их по цвету в определенной последовательности, указанной в виде схемы-палитры). Исследования  Л.А.Венгер и др. показали, что применение материальных пространственных моделей является эффективным средством умственного развития дошкольников.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование диафрагмального дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи»

В данных методических рекомендациях представлены практические специальные упражнения для развития диафрагмального дыхания - диафрагмы и передней стенки живота как основы развития речевого дыхания для ...

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи....

НОД по формированию пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями зрения в разновозрастной группе.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования...

Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью формирования   пространственных и временных  представлений  как важного фактора  общего развития дошкольника и его г...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных отношений для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2021-2022 уч. год

Рабочая программа группы компенсирующей направленности старшего  дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных отношений  для детей с тяжёлыми нарушениями речи разработана в соо...

Особенности организации пространственной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рекомендации для организации пространственной среды в групповом помещении детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи...