Организация современной образовательной среды ДОУ для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности
статья по теме

В статье раскрывается опыт работы дошкольного учреждения  города Бийска по выявлению детей с признаками одаренности, подробно рассматривается организация современной образовательной среды для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sepetaya_nn_biysk_2014_.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  ОДАРЕННОСТИ

Сепетая Надежда  Николаевна, заведующий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка  - Детский сад № 51» города Бийска

  

В статье раскрывается опыт работы дошкольного учреждения  города Бийска по выявлению детей с признаками одаренности, подробно рассматривается организация современной образовательной среды для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В «Рабочей концепции одаренности» сделан важный вывод о том, что

 «проблема выявления одаренных детей должна быть  переформулирована как проблема  создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в образовательных учреждениях, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им  благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности».  Именно такое видение проблемы и легло в основу работы нашего детского сада.

Перед коллективом МБДОУ стоит задача организации современной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки одаренности.

Коллектив МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 51»  уверен «Каждый ребенок по-своему яркий!». Разнообразие видов деятельности, предлагаемых дошкольнику в детском саду, помогает ребенку найти свою «нишу», найти и раскрыть свои способности в формах, специфических для детей каждой  возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

В дошкольном  возрасте быстрыми темпами происходит накопление  знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь, поэтому интеллектуальное развитие  детей в детском саду должно включать: развитие речи и речевого общения, развитие пространственного  мышления и воображения (работа с календарем, временем), развитие логического мышления (классификация, соотношения),  формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка),  формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения, знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком.

В развитии  интеллектуальных способностей дошкольников особое место  занимает дидактическая игра. Педагоги широко используют в своей работе развивающие игры: «Танграм», «Колумбово яйцо», логические блоки Дьенеша,  различные головоломки, «Кубики Никитина». Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

 Развитию широких познавательных интересов, творческого, критического и логического мышления, развитию исследовательских навыков, способностей к самостоятельному приобретению знаний,  умению работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека и т. п.) способствуют детские  проекты и исследования.

Проект «Как вырастить комнатное растение», «Кто такой еж?» в 2012 году были представлены детьми на первой конференции детей дошкольного возраста «Знатоки природы» и на всероссийском конкурсе «Радуга проектов». В 2014 году на городском конкурсе «Я – исследователь» воспитанники старшей и подготовительной к школе групп защищали свои исследования  «Воздух, какой он?», «Молочные секреты». На таких конкурсах у дошкольников  есть возможность получить поддержку авторитетных людей, пообщаться со сверстниками – такими же пытливыми как они сами.

Важным фактором создания условий для развития детей с предпосылками к одаренности  является организация бесплатного  дополнительного образования в дошкольном учреждении.

В детском саду работают кружки и секции различной направленности, обеспечивающие личностные потребности детей. 56% воспитанников МБДОУ охвачены бесплатным дополнительным образованием, организованным как совместная деятельность педагога и детей.  Старшие дошкольники посещают интеллектуальный клуб «Умники и умницы», который  дает возможность познавательному и речевому развитию.  В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Дошкольники имеют возможность проявить активность в  конкурсной деятельности.  Для выявления детей, имеющих  предпосылки к одаренности  в городе сформирован  комплекс разносторонних конкурсов, олимпиад, фестивалей. Воспитанники МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 51» ежегодно принимают активное участие в конкурсе «Я – исследователь», интеллектуальной творческой олимпиаде  «Умники и умницы», педагогическом марафоне по работе с детьми с предпосылками к одаренности, давая мастер-классы для взрослых.

Особое значение для поддержки и развития детей с предпосылками к одаренности отводится организации предметно-пространственной развивающей среде в МБДОУ.     Организация предметно - пространственной среды в нашем детском саду строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую). У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Предметно-пространственная среда групповой комнаты позволяет ребенку сделать самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка:

Центр науки «Хочу все знать», уголок мышления, игровой центр, мини лаборатория  Кота ученного направлены на развитие интеллектуальных способностей детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Развивающие центры в группе это место, где  ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление  ребенком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание  - вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

Таким образом, наличие детей с предпосылками одаренности в большинстве образовательных учреждений требует организации соответствующей развивающей среды и осуществления целенаправленной социально-педагогической поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых, от чего зависит раскрытие способностей и развитие личности этих детей.

Совершенствование и развитие образовательного   пространства ДОУ, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с детьми, имеющими предпосылки к одаренности. Создание условий для максимального развития детей, включая детей, чьи таланты на настоящий момент, может быть, ещё не проявились, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы дошкольных учреждений   нашего города.

Литература:

  1. Рабочая концепция одаренности [Текст]/ под. ред. Д.Б.Богоявленской. – М.,2003. – 95 с.

Сепетая Надежда Николаевна , 659300, Алтайский край, г. Бийск, пер. Телеграфный,  25 а,  8(3854) 33-74-12, mdou51_kolokolchik@mail.ru, секция № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение детей, имеющих предпосылки к одаренности в рамках методической службы дошкольного учреждения

Презентация позволяет ознакомиться с системой методической работы по развитию детской одаренности....

«Организация развивающей образовательной среды и целенаправленной поддержки одаренности ребенка на этапе подготовки к школе»

Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие интеллектуального, физического, творческого и социально-лидерского потенциала человека. Решение этой проблемы актуализир...

Проектирование и организация современной образовательной среды развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Мы уверены, что сказка и игра позволяют ребенку понять и усвоить законы жизни наиболее доступным для него путем.Используя в своей работе рекомендации ФГОС ДО, мы разработали проект: «Играем в ск...

СОЗДАНИЕ LEGO - ЦЕНТРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

LEGO - технология является актуальной в условиях внедрения ФГОС ДОО, так как: позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей, дает возможность воспитателю объединять игру с исследоват...

Выявление и сопровождение детей, имеющих предпосылки физической одаренности

Детская одаренность – это хрупкая субстанция. Для раскрытия одаренности необходимы атмосфера психологического комфорта, принятие малыша таким, какой он есть, вера в большие возможности его позит...