Проектирование и организация современной образовательной среды развития и воспитания детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Мы уверены, что сказка и игра позволяют ребенку понять и усвоить законы жизни наиболее доступным для него путем.

Используя в своей работе рекомендации ФГОС ДО, мы разработали проект: «Играем в сказку», в котором  знакомили детей с темами из разных образовательных областей, используя разнообразные методики. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_skazok.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование и организация современной образовательной среды развития и воспитания детей дошкольного возраста.

«Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».

В.А. Сухомлинский  

учитель-логопед: Логинова Л.А.

воспитатель: Соболева Е.С.

ГБДОУ №120 Фрунзенского района

города Санкт-Петербурга

ВЛИЯНИЕ СКАЗОК НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Современное общество развивается быстрыми темпами и предъявляет более высокие требования к  дошкольному образованию. В связи с модернизацией общего образования, дошкольное образования впервые стало частью  непрерывного общего образования.

В современном детском саду ребенка расширяются возможности получения богатейшего опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками во всех необходимых для его полноценного развития сферах жизни. В ДОУ создается современная образовательная среда, в которой одновременно включаются в работу все дети группы, а также осуществляется  индивидуальный подход к каждому ребенку. Такая образовательная среда способствует  становлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует его субъектные проявления.

Перед нами стоит задача: создать такую  совокупность условий, при которых развитие ребёнка было бы всесторонним, чтобы ребенок был физически и психически здоров, чтобы эти условия способствовали успешности его дальнейшего образования.

Мы поддерживаем  точку зрения, что наиболее эффективным методом обучения дошкольников является игра. Именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в ней ребенок социализируется, развивается, познает,  стремится быть успешным. Мы считаем, что в любой игре присутствуют элементы сказочности, где многое зависит от силы воображения и фантазии.

Мы знаем, что Человечество встречает своё дитя сказками, учит его, развивает, дает ребенку знания из разных областей науки и  жизни. Сказки развивают у малыша память, внимание, поведение, ассоциативное мышление, фантазию, воображение, логику, речь.  Мы уверены, что сказка и игра позволяют ребенку понять и усвоить законы жизни наиболее доступным для него путем.

Используя в своей работе рекомендации ФГОС ДО, мы разработали проект: «Играем в сказку»[1], в котором  знакомили детей с темами из разных образовательных областей, используя разнообразные методики. Три года назад мы приступили к реализации этого проекта. С целью развития артикуляционной, мелкой и общей моторики дети были ознакомлены с циклом сказок по сказкотерапии, которые были взяты из книги Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. [2]. Мы рекомендуем этот цикл сказок, он называется: «Страна Здравоярия». Цель этих занятий: познакомить детей с массажными точками и массажными комплексами. Обучение проходили  не только дети, но и их родители! Результат этих занятий был положительным: в первый год обучения восстановление двигательных функций организма у детей продвигалось с большим успехом. Дети, поддерживаемые родителями, проявили себя и  в продуктивной деятельности: рисовали и лепили героев этих сказок, строили города, замки, башни, драматизировали сказки. Высокую результативность работы по циклу этих сказок мы представляли на районном семинаре «Здоровьесберегающие технологии».

Также мы считаем, что наиболее эффективным методом развития ребенка является «Моделирование сказок».[3] Вместе с детьми мы выделяли  и воспроизводили существенные свойства изучаемого объекта, создавали его заместителя и работали с ним. Мы считаем, что моделирование сказок - эффективный способ развития у детей памяти, внимания, ассоциативного мышления, фантазии, воображения, логики, речи. Моделирование позволило нам познакомить детей с геометрическими формами, счетом и математическими понятиями (больше, меньше, равно, порядковым счетом). Показателями эффективности нашей работы были высокие результаты развития детей, которое мы продемонстрировали на открытом занятии для начинающих педагогов нашего учреждения. Наш опыт стал востребованным не только в рамках нашей группы, но и в образовательном учреждении в целом. На одном из педсоветов мы поделились своим опытом с коллегами.

Мы уверены, что эффективнейшим средством по развитию речи детей является драматизация сказок. Это позволяет решить нам ряд коррекционных задач: развитие речи, обогащение словаря, грамматического стоя речи и просодики. Огромное значение имеют игры - драматизации в социально нравственном воспитании дошкольников. В нашей группе организован уголок для театральной деятельности, который оснащён разнообразными видами театра, чтобы дети могли раскрыть свой духовный и творческий потенциал и адаптироваться в социальной среде.

Одной из замечательных методик по развитию речи мы считаем методику самостоятельного сочинения сказок детьми [4,5] Речь является инструментом познания и  общения.Формирование правильной устной речи детей -важнейшая задача дошкольного учреждения в воспитании личности ребенка и подготовки его к школе. Недоразвитие речевой функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе, т.к. эти дети испытывают трудности в самостоятельном словесном творчестве, им с трудом дается образная, богатая антонимами, синонимами, описаниями речь.

Дети совместно с педагогами и родителями сочиняли сказки, рисовали сюжеты и героев своих сказок. Интересные работы, созданные совместно с родителями, были представлены на выставку: «Сделай книжку сам».  При работе по изготовлению книги у детей интегрируются знания, умения, навыки. Все это создает условия для подготовки детей к школе. У

дошкольников совершенствуется звукопроизношение, развивается грамматический строй речи, связная речь, фонематический слух, накапливается словарный запас, формируется мотивация чтения и грамотного письма, развиваются коммуникативные способности. Результатом нашей работы стало участие наших детей в конкурсе ДДЮТ Фрунзенского района по ПДД, дети сочинили огромное количество сказок по правилам дорожного движения и стали победителями в этом конкурсе.

В подготовительной группе мы провели открытое мероприятие на уровне района, в котором сказка опять оказалась рядом с игрой. Это была интерактивная игра-викторина по сказкам,где дети показали свою готовность к школе, продемонстрировали свои знания о сказках, показали сформированный интерес к литературным произведениям,  

Показателями эффективности нашей работы были высокие результаты участия детей в конкурсном движении. Дети подготовительной группы участвовали в городском конкурсе «Познай-ка!», посвященному году литературы, в котором проявили себя знатоками детских художественных произведений и получили призовое место. Часто в логопедическую группу зачисляются дети, имеющие «средние» интеллектуальные способности, дефицит внимания и синдром двигательных расстройств. Используя различные интеллектуальные игры мы развиваем память детей, учим логически мыслить, прислушиваться к мнению других, умению отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту, проявлять любознательность.

Всему этому дети обучаются без напряжения через сказку и игру. Мы уверены, сказки и игры должны обязательно входить в курс образования и воспитания.

Список литературы:

1. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.

 2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.

3.Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.

4.Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять сказки. – М.: АРКТИ, 2005.

5.Макунина, Е.Б. Придумываем истории и сказки / Е.Б. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2006. – №1. – 2005. – № 6. – С. 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС  ДО....

Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития

Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития в условиях образовательного комплекса...

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника...

Доклад «Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Как часто мы повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это еще и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности в движениях....

Аналитическая справка по проведению тематического контроля: «Организация воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».

Объект поверки: Все возрастные группыЦель проверки: оценка состояния процесса организации и эффективности работы коллектива по формированию основ экологической культуры дошкольников.Проверку проводил:...

«Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Особенности организации работы по физическомуразвитию и воспитанию детей дошкольного возраста всоответствии с ФГОС ДО»...

СТАТЬЯ. «Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В статье рассказывается , что "Говорящая среда" даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную з...