Взаимодействие с родителями обучающихся. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом раннего детского аутизма
статья по коррекционной педагогике по теме

Орлова Наталья Анатольевна

В статье представлены основные направления работы педагога-психолога с семьей аутичного ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_seme_autichnogo_rebenka.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время проблема аутизма привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Такой интерес вызван, с одной стороны, достижениями в области  научного изучения, а с другой - неотложностью и сложностью практических вопросов оказания психологической помощи детям и их родителям. Ранний детский аутизм как вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую очередь с близкими людьми, ставит перед педагогом-психологом задачу адекватной помощи семье аутичного ребенка в целом.

        Согласно  специально проведенным исследованиям, посвященным проблемам психологического функционирования семей, имеющих аутичного ребенка, каждая такая семья испытывает хронический стресс, тяжесть которого зависит от тяжести состояния и возраста ребенка. Мамы таких детей не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени, но и демонстрируют очень низкую самооценку в связи с тем, что недостаточно хорошо, по их мнению, выполняют свою материнскую роль.

Напряженностью своих переживаний семьи аутичных детей выделяются даже на фоне семей, имеющих детей с другими тяжелыми нарушениями развития. Семья аутичного ребенка часто лишена  поддержки знакомых и близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить им причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице.

        Согласно исследованиям, в последнее время количество детей с аутистической симптоматикой значительно увеличилось. И в наш детский сад все чаще стали попадать такие дети. В связи с этим возросла необходимость в разработке системы оказания помощи семье. 

В работе с  родителями    можно условно выделить несколько составляющих: 

  • Информационная поддержка
  • Обучение взаимодействию
  • Коррекция взаимоотношений в диаде «мама-ребенок»
  • Психологическая помощь матерям

1. Информационная поддержка

Родители получают информацию об особенностях развития ребенка, способах оказания помощи.

На индивидуальных консультациях родители получают помощь в вопросах воспитания и организации развивающей среды дома.

 В данном случае необходимо понимание особенностей и потребностей ребенка, создание у родителей установки на совместную работу.

2. Обучение взаимодействию

В первую очередь необходимо провести диагностику детско-родительского взаимодействия, попросив родителей воспроизвести типичные игровые действия. Психологу следует обратить внимание на выбранные родителем способы привлечения внимания ребенка, особенности эмоционального реагирования. Важно определить,  соответствует ли предложенная игра его возможностям, каким образом родитель осуществляет контроль  поведения, какие педагогические приемы использует.

Психолог на данном этапе демонстрирует адекватные способы взаимодействия, показывает доступные ребенку задания и игровые упражнения, включает родителя в коррекционный процесс, осуществляет помощь в подборе игровых средств. Родитель (как правило, мама ребенка) присутствует на занятиях, являясь их полноценным участником.

3. Коррекция взаимоотношений в диаде «ребенок-родитель»

В некоторых случаях можно наблюдать неконструктивный стереотип взаимоотношений матери и ребенка. Возникновение данной проблемы обусловлено особенностями реагирования мамы на поведение ребенка в раннем возрасте, когда маме еще непонятно, что ее ребенок страдает слабостью развития аффективной сферы, и она пытается организовать его поведение, исходя из привычных представлений. Мама с помощью психолога в данном случае обучается адекватным способам реагирования на различные поведенческие  акты ребенка, а также учится способам выражения поддержки и любви. Маме аутичного ребенка  сложно установить тесный контакт с ним, так как ребенок не подкрепляет ее инстинктивное поведение: не смотрит ей в глаза, не улыбается в ответ на улыбку. Таким образом, ребенок недополучает такие необходимые для развития вещи, как контакт глазами, голосом, телесный контакт. Мама часто не может помочь такому ребенку пережить травмирующие события, успокоить, когда больно или страшно, так как он не сообщает об этом матери, не ищет утешения и защиты у нее на руках. В некоторых случаях необходимо применение элементов  холдинг-терапии – удержания ребенка до его расслабления, установления контакта с родителем.

Многие родители, воспитывающих аутичных детей, сталкиваются с проблемами воспитания. Родителям аутичного ребенка очень важно устанавливать границы дозволенного и недозволенного, при этом необходимо проявлять твердость и последовательность. Идя на поводу у его желаний, жалея его, родители не до конца понимают, с какими проблемами они будут сталкиваться по мере роста ребенка, ведь чем старше он будет, тем труднее будет поставить заслон неприемлемым формам поведения.

Во многом решение проблем, встающих перед семьей аутичного ребенка, зависит от того, насколько конструктивна позиция родителей и других членов семьи.

Родители должны научиться понимать и реально оценивать возможности ребенка, сформировать адекватный уровень требований к нему. Если уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности. Заниженные требования, наоборот, снижают чувство ответственности за свои поступки, не дают сформироваться навыкам саморегуляции поведения.

4. Психологическая помощь матерям

Родитель становится помощником своему ребенку только тогда, когда понимает и принимает его. Для подобного отношения к проблеме многим родителям требуется психологическая помощь.

Некоторым мамам требуется длительное время для внутреннего проживания ситуации. Оптимальным способом помощи матерям аутичных детей становится создание групп поддержки.
Получая профессиональную помощь и имея возможность общения с семьями, попавшими в такую же ситуацию, родители становятся более открытыми, не замыкаются при возникновении трудностей
. Посещение  группы способствует положительному самоотношению, осознанию себя как личности. Работа психолога в такой группе направлена на личностное развитие мамы, преодоление симбиоза в детско-родительских отношениях, принятие ребенка на новом уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА.

Внимание- это не отдельный психический процесс, а результат определенных межсистемных отношений в ЦНС. (Такой вывод сделали ученые). Своего собственного содержания внимание не имеет, оно тесно ...

"Нарушения аффективного развития ребёнка при формировании синдрома раннего детского аутизма".

Краткая аннотация: В статье прослеживаются и анализируются закономерности формирования  синдрома раннего детского аутизма. Выделяются первичные нарушения раннего аффективного развития ребёнка: ...

Ребенок с синдромом раннего детского аутизма (РДА) в дошкольном образовательном учреждении.

Ребенок с синдромом РДА в дошкольном образовательном учреждении. Как распознать? Что делать?...

Сообщение для педагогического совета "Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма"

Своеобразие эмоций, поведения, внешнего облика, речи аутичного ребенка может произвести впечатление чудаковатости, странности, неадекватности. Ребенок  погружен в мир собственных переживаний...

Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с синдромом раннего детского аутизма

В планировании отражены направления работы с детьми с синдромом раннего детского аутизма...

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма.

Статья в которой раскрыта проблема детей с синдромом раннего детского аутизма....