Главные вкладки

    НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА.
    статья

    Андреева Ольга Викторовна

      Внимание- это не отдельный психический процесс, а результат определенных межсистемных отношений в ЦНС. (Такой вывод сделали ученые). Своего собственного содержания внимание не имеет, оно тесно связано с познавательными процессами (восприятие, память, мышление).

      Развитие внимания тесно связано с формированием познавательной, волевой и эмоциональной сферой психики ребенка. Уровень сформированности внимания, безусловно, влияет на эффективность обучения детей, дальнейшее развитие познавательной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ

    У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

    РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

    Внимание- это не отдельный психический процесс, а результат определенных межсистемных отношений в ЦНС. (Такой вывод сделали ученые). Своего собственного содержания внимание не имеет, оно тесно связано с познавательными процессами (восприятие, память, мышление).

    Внимание – процесс, когда деятельность ребенка сосредотачивается в определенный момент времени на определенном объекте. Известно, что если внимание сосредоточено на объекте внешнего мира, говорят о внешнем внимании; когда ребенок сосредотачивается на объектах субъективного мира (образ, рассуждения) говорят о внутреннем внимании. Поэтому внимание является динамической составляющей других психических процессов. При внимании сознание ребенка направлено на объект и сосредоточено на нем с целью его отражения.

    Развитие внимания тесно связано с формированием познавательной, волевой и эмоциональной сферой психики ребенка. Уровень сформированности внимания, безусловно, влияет на эффективность обучения детей, дальнейшее развитие познавательной деятельности. Следует определить особенности внимания ребенка:

    • Концентрация взгляда на объекте.
    • Объем внимания.
    • Устойчивость внимания.
    • Переключаемость с одного вида деятельности на другой.

    Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушение внимания у детей с РДА (далее: «Ранний детский аутизм») – отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная подвижность и инертность.

    Под нарушением внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при утомлении или органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда ребенок может воспринимать небольшое число объектов; в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается отвлекаемость на побочные раздражители.

    К нарушениям внимания относятся:

    • Неспособность сохранять внимание. Ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
    • Снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточится на предмете;
    • Повышенная отвлекаемость. Когда при выполнении задания дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
    • Снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

    Виды нарушения внимания:

    Отвлекаемость, рассеяность, гиперподвижность, инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания, нарушение концентрации внимания.

    Отвлекаемость.

    Отвлекаемость (отвлечение внимания) –это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии раздражителей на ребенка, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

    Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.

    Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным.

    Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.

    Возможные причины отвлечения внимания у ребенка с РДА:

    • Не полная нагрузка;
    • Недостаточная сформированность волевых качеств;
    • Привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсутствием серьезных интересов, поверхностное отношение к предметам и явлениям);
    • Повышенная утомляемость;
    • Плохое самочувствие;
    • Наличие психотравм;
    • Монотонная, неинтересная деятельность;
    • Неподходящий темп деятельности;
    • Наличие интенсивных посторонних раздражителей.

    Рассеяность

    Рассеяность внимания—это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течении длительного времени. Термин «рассеяность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеяность может проявляться:

    • В неспособности к сосредоточению;
    • В чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

    Рассеяность бывает двух видов: мнимая и подлинная.

    Мнимая рассеяность—это невнимание ребенка к окружающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании.

    «При сосредоточенном думании, -пишет И.П.Павлов,- и увлечении каким-либо делом, мы не видим и не слышим, что около нас происходит – явно отрицательна интуиция».

    Механизмом рассеяности является наличие мощной доминанты-

    Очага возбуждения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы, поступающие извне.

    Сходное явление рассеяности наблюдается в состоянии депрессии и тревоги, когда мышление ребенка долго и непрерывно занято повторяющимися и бесплодными мыслями, и образами.

    Рассеяностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомляемости. У болезненных, ослабленных и детей с РДА подобный вариант рассеяности встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале занятия или игры, но вскоре устают, и внимание слабеет.

    Дети с РДА нередко «выключаются» из занятия, уносясь в иллюзорный мир.

    Причин подлинно рассеянного внимания много.

    Наиболее распространенные причины рассеяности:

    • Синдром раннего детского аутизма.
    • Общее ослабление нервной системы (неврастения).
    • Ухудшение состояния здоровья.
    • Физическое и умственное переутомление.
    • Наличие тяжелых переживаний.
    • Травмы;
    • Эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений, как положительных, так и отрицательных.
    • Недостатки воспитания. Например, в условиях гипер опеки ребенок, получающий слишком много словесных указаний, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится поверхностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания.
    • Нарушение режима;
    • Нарушение дыхания. Причиной нарушения правильного дыхания могут быть аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д.. Ребенок, который дышит ртом, дышит неглубоко, поверхностно, его мозг не снабжается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность, мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеяность.
    • Чрезмерная подвижность. Чрезмерная подвижность внимания – это постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

    Инертность.

    Инертность внимания- малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

    У детей с РДА очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные признаки проявляются у ребенка в течении шести и более месяцев6

    • Неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности.
    • Неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки допускает по невнимательности.
    • Частая отвлекаемость на посторонние раздражители.
    • Беспомощность в доведении задания до конца.
    • Отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения. Забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения). Потеря предметов для выполнения задания.

    Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить интерес к содержанию и результатам деятельности.



    Предварительный просмотр:

    Образовательная среда как условие полноценного развития личности ребенка.

    Воспитатель 1 категории

                                                                                                                                     Андреева

    Ольга Викторовна

    Образовательная среда в любом дошкольном учреждении, особенно в коррекционном, играет главную роль в успешном обучении, воспитании и развитии детей. Это такое окружение, которое соответствует естественному процессу развития детей, формирует мотивацию к деятельности и способствует познавательной активности.

    Развивающая среда – это реально существующее взаимодействие социального окружения друг с другом и с предметами, явлениями и процессами, в результате чего появляется возможность для увеличения опыта ребенка.

    Цель развивающей образовательной среды - личностное развития ребенка, обеспечение физического, психического и социального здоровья.

    Перед педагогами стоит трудная цель по создании развивающей среды.

        Особое место в полноценном развитии ребенка мы отводим развивающей среде, которая его окружает.      

    Развивающая среда в группе способствует реализации основных задач воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей, она соответствует возрастным особенностям, возможностям физического развития детей. Эта среда дает детям возможность познавать мир, двигаться, творить, исследовать. При создании развивающей среды мы опираемся на модель взаимодействия педагога и ребенка, старались использовать более гибкие педагогические технологии, позволяющие ребенку жить и развиваться в собственном темпе, в соответствии со своим развитием и способностями.

        Расположение мебели, игрового и прочего оборудования отвечает требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, соответствует росту детей, позволяет им свободно перемещаться в пространстве. В группе создаются условия для активного целенаправленного действия не только в игровой, но и других видах деятельности. Нашим воспитанникам предоставляется право выбора деятельности и реализация индивидуальных интересов, возможностей.

        Материалы для свободного пользования подбираются с учетом пройденного материала, индивидуальных возможностей и интересов детей. Педагогами группы постоянно ведется работа по изготовлению пособий, наглядного материала, дидактических игр. Накопленный методический и игровой материал помогает нам работать с детьми качественно и продуктивно. Групповая комната визуально поделена на центры.

    Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Особое внимание мы уделили созданию игрового центра.

    Игровой центр состоит из набора детской мебели, расписанной в русском народном стиле, кухонной посуды для кукол, чайных сервизов, кукол и мягких игрушек, кукольного постельного белья и одежды, машин различного вида и назначения. Педагоги группы своими руками изготовили атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Доктор», «Магазин», «Парикмахерская».         

    Коррекционный центр. Здесь подобран методический материал, дидактические игры, пособия, специальная литература.

    Центр физического развития. Оснащен спортивным оборудованием и инвентарем: «шведская стенка», ребристые дорожки, кольцебросы, наборы гимнастических палок, мячей, кеглей, веревок, мешочков с песком и т.д.

    Речевой центр. Здесь подобран и систематизирован наглядный материал и иллюстрации по лексическим темам, дидактические игры, направленные на развитие речи и фонематического слуха.

    Центр по формированию элементарных математических представлений. С учетом Программных требований дети могут использовать счетный материал, сравнивать предметы по величине, форме, количеству, учиться ориентироваться на плоскости и в пространстве.

    Театрализованный и музыкальный центры мы объединили. Дети имеют возможность самостоятельно выбрать для игры музыкальный инструмент (дудки, металлофоны, маракасы, бубны, барабаны, музыкальные треугольники, деревянные ложки и другие). В костюмерной театрализованной зоны есть сарафаны, косынки, жилетки, сшитые педагогами и родителями, маскарадные костюмы и маски.

    Центр изобразительной деятельности включает в себя подбор разнообразного материала и оборудования для лепки, рисования, аппликации. Для каждого вида изо деятельности выделено определенное место, материал подобран по назначению. С целью закрепления полученных навыков на занятиях, педагоги составили фото - картотеку работы по рисованию, лепке, аппликации.

    Центр конструирования - это одна из самых востребованных зон. В связи с тем, что основной контингент детей в группе - это мальчики, как все мальчишки, они любят строить из строительного материала и собирать конструктор. Педагоги приучают детей обыгрывать свои постройки.

    Экологический центр и центр естественно – научных представлений тоже совмещены, т. к. они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это и прекрасный живой уголок, и календарь природы, и отрывной ежедневный календарь, и собранный детьми вместе с родителями природный материал.

      Добиться хороших результатов в работе с детьми невозможно без активного участия родителей. Мы стремимся к тому, чтобы и педагоги и родители заимствовали друг у друга наиболее ценные стороны воспитательной деятельности.

    Накануне родителям дошкольных групп 1 корпуса были розданы анкеты с целью ознакомления педагогов с условиями проживания детей, организации образовательной и развивающей среды дома.

    Анализируя ваши анкеты можно констатировать что из 14 опрошенных родителей только у троих детей есть своя отдельная комната.

    Десяти детям родители смогли выделить отдельный уголок.

    И только у одному ребенку родители не смогли организовать детский уголок.

    Это очень печально, но на то, видимо, существуют объективные причины.

    На вопрос об организации личного пространства (Наличие спального места, места для игр и уединения) положительно ответили 12 человек. У двоих детей нет отдельного спального места. Здесь хочется заметить, что спать ваши дети должны отдельно от взрослых, на своих, оборудованных для сна, местах. В этом же вопросе мы интересовались есть у ребенка место для уединения. Что это за место и для чего оно необходимо знают далеко не все.

    В ваших ответах на вопросы анкеты вы, уважаемые родители спрашиваете для каких целей надо отводить ребенку место для уединения?

    Разве вам никогда на хотелось побыть одному?

    Дети наши «особенные». Они быстро утомляются, легко возбуждаются, часто раздражаются, могут проявлять агрессию к окружающим и к самому себе.

    В такие моменты ребенку необходимо побыть одному, успокоится. Уголок уединения должен быть в таком месте где ребенок вас не видит, а вы его видите. Можно отгородить уголок в комнате невысокой ширмой, или каким-то предметом мебели. Подойдет невысокий комод, стул с накинутым на спинку покрывалом, кресло. Вспомните, как вы сами в детстве любили строить «домики», накрывая стол покрывалом до пола, и просто сидеть под столом в уединении. Вот и нашим малышам необходимо иногда побыть одним. Идеальный вариант — это когда в углу комнаты сделан шатер из прозрачной ткани или тюля. Внутри это шатра на полу лежит теплый ворсистый коврик, на котором малыш может сидеть или лежать, любимая его игрушка.

    Радует то, что у ребят есть необходимый материал для занятий творчеством. Почти все ответили, что их дети любят рисовать, конструировать из строительного материала, играть конструктором. Из анкет видно и то, что вы не жалеете средств для приобретения игрушек и пособий.

    Многие родители позволяют своим деткам пользоваться бытовой техникой, и большинство детей успешно владеют компьютером и другим арсеналом техники, который есть в доме.

    Правда, родители признались, что режим дня в выходные дни они соблюдают редко, а то и совсем его не придерживаются. Вот почему в понедельник ребятишки особенно возбуждены и в тихий час быстро засыпают и трудно просыпаются.

    Замечательно, что вы не жалеете своего свободного времени для детей стараетесь интересно и с пользой его проводить.

    Надеюсь, родители понимают, что каждому малышу необходим в доме, где он проживает, свой уголок.

    Но не все могут ответить: «зачем нужен и как его обустроить?».

    Вашему малышу нужен свой уголок, чтобы ему было проще ориентироваться в пространстве комнаты. Именно разделение комнаты на зоны дает ребенку возможность разобраться в том, что и где он должен делать. Например, спальная зона (там, где стоит кровать), должна ассоциироваться у него со сном и ему будет проще засыпать. Игровая зона (там, где все игрушки) ассоциируется с развлечениями, играми. Ребенок научится убирать за собой игрушки в определенное место, не разбрасывать свои игрушки по всей комнате. А уголок для творчества – это там, где стол и полка с необходимым оборудованием.

    Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребёнка?

    Многие родители, к сожалению, вообще не задаются такими вопросами. Возраст от трёх до шести-семи лет считается «дошкольный».

    В это время развивающая среда вашего ребенка должна отделиться от домашней обстановки в целом, сконцентрироваться в особом пространстве, где ничто не помешает ребёнку заниматься своим делом, а он сам не будет мешать взрослым. Значит, пора организовывать игровой уголок.

    Игровой уголок-это личное пространство ребёнка, где он имеет возможность свободно действовать.

    Как его устроить, чтобы ребёнку было удобно, и он мог полноценно развиваться?

    Прежде всего, для игрового уголка понадобится детский стол - простой, незатейливый, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонный, без рисунков и орнаментов), достаточно большой (оптимальный размер- 50*70 см.) для свободного размещения настольной игры. Бумаги для рисования, конструктора и т.п. Нужны 2 детских стула (один для ребёнка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребёнку).

    Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

    Обязательные элементы игрового уголка - открытый низкий стеллаж или этажерка (из 2-3 полок, по высоте доступных руке ребёнка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребёнок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков. Оставить всё это на какое-то время (без помех для окружающих). Эту «напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком (примерно 70*70 см). Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребёнок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости), а взрослый освобождается от личных хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребёнка «высот» или извлекать из «глубин» шкафов). В игровом уголке ребёнок вправе и разбросать игрушки. И навести порядок.

     Наличие игрового уголка - противовес тяге многих родителей к гиперопеке, к стремлению держать ребёнка в зависимости от своей воли и настроения.

    Есть несколько типичных ошибок в отношении родителей к личному пространству ребёнка. 1-отрицание необходимости такового по принципу: «Он везде может играть. Мы ему не запрещаем». Вроде бы это хорошо, но в какие-то моменты жизни присутствие ребёнка «везде» становится неудобным для взрослых, которым надоедает натыкаться на разбросанные повсюду игрушки. Ребёнок не может сконцентрироваться на своих занятиях, или, напротив, когда он сосредоточился на игре, от него требуют, чтобы он убрал игрушки, навёл порядок и т.п.

    Иногда ребёнку отдают настоящий письменный стол, по принципу: «Он уже есть, зачем что-то ещё, ведь к школе всё равно понадобится».  Следуя такой логике «на вырост», родители не отдают себе отчёта, что этот предмет мебели неприспособлен к детским занятиям: большая высота стола, невозможность пристроиться к нему с разных сторон, действовать не только сидя, но и стоя.

    Чем же наполнить пространство игрового уголка?

    «Начинка» игрового уголка связана с занятиями, которым может предаваться ребёнок в возрасте от 2 до 6-7 лет, один или с близким взрослым, или с другом-сверстником.

    Само название «игровой уголок», конечно, условно, ведь он должен вмещать в себя материалы не только для игры как таковой, но и для «родственных» ей видов деятельности ребёнка.

    «Играть, создавать, исследовать» - вот девиз, под которым должно происходить развитие наших детей. Этот девиз объединяет игру, исследовательскую деятельность, сравнение свойств реальных объектов, классификацию символических объектов-картинок, установление пространственных, причинных, временных связей между явлениями окружающего мира.

    Первоначально одухотворяет игрушки и вещи детского уголка, расшифровывает их культурный смысл, их возможности всё же взрослый, эмоционально включающийся во взаимодействие с ребёнком. Поэтому время от времени игровой уголок должен становиться пространством сотрудничества взрослого и ребёнка (особенно при появлении новых игрушек и развивающих материалов).

    Стержневые материалы, составляющие основу уголка:

    • Для сюжетной игры - это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребёнка) и мягкое животное (плюшевый медвежонок). Такие игрушки-персонажи обычно становятся своеобразными компаньонами ребёнка, объектами его эмоциональной привязанности. Непременный приклад к этим персонажам - игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика).
    • Для конструирования понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал (к тому же очень прочный), который ничто не может заменить и который пригодится ребёнку вплоть до школы.
    • Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны всё время пополняться по мере расходования).
    • Материалы для лепки, рисования и конструирования (то есть для продуктивной деятельности) - это одновременно и объекты для практического исследования (для постижения свойств и качеств предметов).
    • Дополните уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детским лото с картинками, складными (разрезными) кубиками.
    • На стеллаже отведите место для детских книг (слушание книг и рассматривание иллюстраций даёт мощный импульс развитию ребёнка).

    Игрушки, которые ребёнок явно перерос, убрать. Игровые материалы, которые ещё привлекают ребёнка и полезны для его развития, можно сложить в один из контейнеров в игровом уголке.

    Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребёнка, необходимо пополнять игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение.

    • Для сюжетной игры это настольные макеты: кукольный дом (для девочки), крепость (для мальчиков) с прикладом в виде разнообразных транспортных средств, утвари, мелких человечков и животных, наборов солдатиков и роботов, которые будут «населять» эти макеты и позволять выстроить целый «игровой мир». Эти игрушки открывают неисчерпаемые возможности для творческой игры.
    • Для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа «Лего» (сооружения из него пригодятся ребёнку и для «игрового мира»).
    • На выходе в школу должны появиться материалы для освоения письменной речи и счёта: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая математическая тетрадь.

    Нужны и более сложные настольные игры, например, шашки.

    Практика показывает, что кроме специально подобранных развивающих игрушек и материалов, накапливается очень много случайного.

    Как обычно появляются у ребёнка новые игрушки? Чем руководствуется при их покупке взрослый?

    У любого взрослого человека сохраняются хотя бы отрывочные, эпизодические воспоминания о своём дошкольном детстве. Но чаще всего в памяти запечатлеваются игрушки: собственные любимые или увиденные у друзей, в магазине, которые очень хотелось бы иметь, но их не было. И когда в семье появляется ребёнок, родители очень часто в выборе игрушек исходят из своих детских предпочтений или нереализованной мечты о заветных игрушках. В результате взрослый выбирает игрушки как бы «для себя», а не для ребёнка, и выбор не всегда оказывается удачным.

    Также выбор игрушки может быть определён прихотью ребёнка, которому понравилось что-то в витрине магазина. Очень часто гости приносят в подарок игрушку, совершенно не подходящую возрасту ребёнка или не имеющую никакой развивающей ценности.

    В результате можно увидеть в игровом уголке удручающую картину: два-три десятка мягких игрушек-животных или огромное количество разнообразных автомобилей свалены в кучу на полке, на столе; ребёнок уже счёт им потерял, почти не притрагивается к ним.

    Надо иметь в виду, что избыток игрушек плохо сказывается на развитии ребёнка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия ребенка.

    К тому же есть количественные пределы вместимости игрового уголка (или даже детской комнаты). Нельзя набить его как мешок даже очень полезными игрушками.

    Оборудуя игровой уголок, нужно стараться с самого начала смотреть в перспективу, ориентироваться на то, что часть из них будет «долгосрочной», перейдёт и в следующий возраст. Таким образом, надо следовать принципу «наращиванию костяка» и частичной замены случайных или дублирующих друг друга игрушек.

    Как же быть, когда накапливается слишком много ненужного? Время от времени стоит вместе с ребёнком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что-то отнести в детский сад, раздарить, отвезти на дачу. Все эти рекомендации годятся для любого игрового уголка, независимо от того, встраивается ли он в общую комнату или размещается в отдельной «детской».

    Если у ребёнка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплексом.

    Главное, надо помнить, что игровой уголок – личное пространство ребёнка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации.

    Но чем же руководствоваться родителям при подборе игрушек для дошкольника?

    Конечно, любая игрушка должна быть эстетичной (радовать глаз), безопасной (в плане краски, материала и т.п.), развлекать ребёнка, поскольку игра – это, по определению, деятельность, доставляющая удовольствие.

    И вместе с тем, учитывая эти требования, необходимо при подборе игрушек руководствоваться соображением их полезности для развития ребёнка.

    Подбирать игрушки для ребёнка следует, исходя из следующих принципов:

    Игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами), т. е. должны соотноситься со спецификой деятельности;

    Игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности.

    Игрушки должны соотноситься с полом ребёнка (навязывание игрушек, соответствующих противоположному полу, например, кукол мальчикам, а ковбойского снаряжения девочкам, начиная с четырёх лет, может привести к искажённому личностному развитию, нарушению полоролевой идентификации ребёнка).

     

    Из выше сказанного следует, что развивающая образовательная среда – это созданная педагогами, детьми и родителями атмосфера свободы, интеллектуального поиска и творческой деятельности в процессе общения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие с родителями обучающихся. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом раннего детского аутизма

    В статье представлены основные направления работы педагога-психолога с семьей аутичного ребенка...

    "Нарушения аффективного развития ребёнка при формировании синдрома раннего детского аутизма".

    Краткая аннотация: В статье прослеживаются и анализируются закономерности формирования  синдрома раннего детского аутизма. Выделяются первичные нарушения раннего аффективного развития ребёнка: ...

    Ребенок с синдромом раннего детского аутизма (РДА) в дошкольном образовательном учреждении.

    Ребенок с синдромом РДА в дошкольном образовательном учреждении. Как распознать? Что делать?...

    Сообщение для педагогического совета "Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма"

    Своеобразие эмоций, поведения, внешнего облика, речи аутичного ребенка может произвести впечатление чудаковатости, странности, неадекватности. Ребенок  погружен в мир собственных переживаний...

    Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с синдромом раннего детского аутизма

    В планировании отражены направления работы с детьми с синдромом раннего детского аутизма...

    Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма.

    Статья в которой раскрыта проблема детей с синдромом раннего детского аутизма....