"Нарушения аффективного развития ребёнка при формировании синдрома раннего детского аутизма".
статья на тему

Липисвицкая Галина Анатольевна

Краткая аннотация: В статье прослеживаются и анализируются закономерности формирования  синдрома раннего детского аутизма. Выделяются первичные нарушения раннего аффективного развития ребёнка:   трудности эмоционального заражения, совместно разделённого со взрослым переживания впечатлений и, как следствие этого - проблема объединённого внимания.  Показывается, как дефицитарность раннего аффективного опыта ребёнка приводит к ограниченности и искажению способов  его саморегуляции и грубому нарушению адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_affektivnogo_razvitiya.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

КДОУ ВО «ОЦППМСП детям дошкольного возраста»

« Нарушение аффективного развития ребёнка при

Формировании синдрома раннего детского аутизма»

                                                           Выполнила:

                                                                  Воспитатель ВКК

                                                                  Липисвицкая Г. А.

2015г.

Синдром детского аутизма формируется к концу  раннего возраста (2,5-3 года).   На первый план выступают нарушения эмоционального контакта и проблемы произвольной организации поведения. Становятся всё более выраженными и его своеобразие: не увеличивается активный словарный запас; часто отсутствует реакция на обращённую речь. Нередко ребёнок использует своеобразные звукосочетания (высокие звуки, щёлканье, скрип) или не разборчивое бормотание.                    

         В ряде случаев речевая активность к концу раннего возраста затухает, сворачивается.                                  

       Оформляются необычные стереотипные движения или действия с предметами, которые усиливаются в ситуациях, когда ребёнок переживает какое то сильное впечатление (как позитивное, так и негативное). Приобретают стойкий характер проблемы поведения: тревожность, страхи, погружённость в себя, которые могут сочетаться с периодами повышенной возбудимости, расторможенности; агрессия и самоагрессия;  заметные трудности принятия всего нового, в том числе и появление серьёзных ограничений в еде, сложности переодевания, смены маршрута прогулок. Заметна не только особая лёгкость возникновения у ребёнка состояние аффективного дискомфорта (прямым знаком является самоагрессия), но и крайне длительная фиксация на  негативных впечатлениях. При этом ребёнок обычно не жалуется, не обращается к маме за помощью, а, напротив, ещё больше отгораживается от контакта с близкими и прибегает к своим способам успокоения (в эти моменты и могут появляться особые двигательные разряды, раскачивание, закрывание ушей руками). Данные ряда отечественных исследований позволяют выделить специфические трудности аффективного развития, отражающие характерное для аутистического дизонтогенеза  стойкое сочетание нарушение активности  и снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с окружающим, уже на первом году жизни.

          Особенности проявляются в раннем взаимодействии ребёнка с матерью: могут отмечаться или отсутствие антиципирующей позы; трудности приспособления к положению на руках (аморфность, пассивность либо напряжённость, неподатливость), сложности установления глазного контакта либо его непродолжительность. Характерны задержка в проявлении улыбки и её направленность на близкого человека, слабость в инициации  непосредственного эмоционального общения и быстрое перенасыщение, отказ от продолжения взаимодействия;  недостаточная активность в исследовании материнского лица и трудности в различении его выражения; ограничения в дифференциации собственного эмоционального состояния.

Особая сензитивность  к тактильному и зрительному контакту, пассивность в первых взаимодействиях, трудности непосредственного эмоционального заражения закономерно приводят к нарушениям формирования устойчивых избирательных отношений с близкими, то есть к проблемам формирования привязанности. Отсутствует направленный взгляд, не формируется указательный жест, не появляется персональный призыв « мама». Поэтому одной из наиболее ранних очевидных проблем становится формирование объединённого  внимания: ребёнок не прослеживает взором направление взгляда взрослого, игнорирует его указательные жесты и слова.

           Отмечается не выраженность подражания, поэтому родителям бывает трудно чему-нибудь научить своего малыша: часто не получается вовлечь его в даже самые простые игры, требующие элементов показа и повторения (типа « Ладушек»), обучить жесту ручкой «пока», кивания головой в знак согласия, ребёнок не пытается повторить слоги и слова.

              Уже на ранних этапах аутистического дизонтогенеза отмечается повышенная  чувствительность младенца к сенсорным стимулам: непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса и т.д.) и как нелюбовь к тактильному контакту выраженная брезгливость при кормлении, не приятие ярких игрушек. Негативные впечатления не только легко возникают  у такого ребёнка, но и надолго фиксируются в его памяти.

          Наблюдается выраженная, очарованность отдельными избирательными впечатлениями - тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребёнок стремится получить вновь и вновь. Особенно заметны происходящие с малышом изменения, если раньше он был спокоен, «удобен», покорно подчинялся всем режимным требованиям, никуда не лез. Именно в это время становится заметным, что ребёнок может не слышать обращения, не реагировать на собственное имя, игнорировать запреты, не ощущать реальную опасность. На первый план более выходит сверхчувствительность малыша, усиливаются его чрезмерная осторожность( ко всему новому), пугливость и брезгливость.

          Особенности становления его ранних форм с ближайшим окружением указывают, на проблемы в развитии средств его индивидуальной саморегуляции, закономерно происходящие из нарушений первичной, общей со взрослым системы само регуляции активности и поддержания аффективной стабильности.

           Нарушение развития общей системы аффективной саморегуляции может быть рассмотрено и как причина трудностей снятия взрослым перевозбуждения малыша, уменьшения интенсивности его переживаний. Если ребёнок не получает полноценного опыта общего со взрослым переживания, то даже позитивные, но слишком яркие впечатления могут восприниматься им достаточно болезненно. Эти ощущения становятся слишком возбуждающими и захватывающими, поскольку не разделены с близкими- взрослый не может успокоить малыша, ни переключить или отвлечь его, заняв другим, привычным или, возможно новым, прежде нейтральным впечатлением.

           Соответственно проблемой становится и то, что ребёнок не получает поддержку от близких в переживании дискомфорта, негативных, пугающих впечатлений. Родителям трудно передать ему свой позитивный настрой, отвлечь, успокоить, создать то общее ощущение надёжной защищённости, которое получает обычный малыш. Нарушение развития эмоционального контакта не позволяет и подготовить ребёнка к переходу на более сложный уровень освоения и преобразования отрицательных впечатлений.

           В норме полноценное развитие аффективных механизмов в общей системе саморегуляции обеспечивает и возможность их использования в непосредственно адаптивных целях.

          Таким образом, можно предположить, что характерные для раннего возраста предпосылки формирования синдрома детского аутизма связаны с выраженными трудностями в развитии единой с близким взрослым системы организации поведения и сознания ребёнка. Исходно нарушения проявляются в области развития средств регуляции активности и поддержания аффективной стабильности малыша, что неизбежно приводит к тяжёлым нарушениям его индивидуальных адаптивных возможностей.

           Стереотипы поведения, которые складываются у аутичных детей в этом возрасте ограничивают активность ребёнка до жестоко фиксированных форм, выполняя преимущественно функцию защиты- защиты от неожиданного.

           Таким образом, мы видим, что тенденции искажения развития, обусловленные первичными трудностями формирования совместной с близкими системы аффективной регуляции и организации поведения аутичного ребёнка, к концу раннего возраста закономерно оформляются в устойчивый синдром лёгкого аутизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА.

Внимание- это не отдельный психический процесс, а результат определенных межсистемных отношений в ЦНС. (Такой вывод сделали ученые). Своего собственного содержания внимание не имеет, оно тесно ...

Взаимодействие с родителями обучающихся. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом раннего детского аутизма

В статье представлены основные направления работы педагога-психолога с семьей аутичного ребенка...

Ребенок с синдромом раннего детского аутизма (РДА) в дошкольном образовательном учреждении.

Ребенок с синдромом РДА в дошкольном образовательном учреждении. Как распознать? Что делать?...

Сообщение для педагогического совета "Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма"

Своеобразие эмоций, поведения, внешнего облика, речи аутичного ребенка может произвести впечатление чудаковатости, странности, неадекватности. Ребенок  погружен в мир собственных переживаний...

Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с синдромом раннего детского аутизма

В планировании отражены направления работы с детьми с синдромом раннего детского аутизма...

Консультация для родителей на тему: « Нарушение аффективного развития ребенка при формировании синдрома аутизма ».

Консультация для родителей на тему:« Нарушение аффективного развития ребенка при формировании синдрома аутизма »....