Проект "Сегодня - мы вместе, завтра - я сам" в подготовительной к школе группе
проект (подготовительная группа) на тему

Бутова Светлана Ивановна

Цели  проекта: оказание помощи родителям по вопросу подготовки детей к школе в процессе совместной деятельности.

Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их педагогической компетентности в области подготовки дошколят к школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Проект

Подготовительная группа

                                                                             

                                       

                                           

                                      «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,  

                                                                          что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

                                                                            от этого в решающей степени зависит,

                                                                                каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                                                                              В. А. Сухомлинский

Цели  проекта: оказание помощи родителям по вопросу подготовки детей к школе в процессе совместной деятельности.

Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их педагогической компетентности в области подготовки дошколят к школе.

Целевая группа:

  • родители, дети;
  • педагоги ДОУ;
  • специалисты  начальной школы (учитель, психолог)
  • учитель - логопед;

Планируемая деятельность по  проекту

планирование мероприятий с учетом цели, с вовлечением родителей, и детей, специалистов в совместной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Участники проекта смогут обменяться положительным опытом подготовки ребенка к школе. Получить ответы на многие вопросы, связанные с предстоящим обучением.

Родители :

уточнят и пополнят знания: о современной школе, о новых требованиях федерального государственного стандарта к детям, поступающим в школу, о возрастных психофизиологических особенностях 6-7 летных детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;

смогут своевременно проконсультироваться по насущной проблеме со специалистами (психологом, учителем - логопедом, педагогом).

Педагоги и специалисты:

смогут привлечь родителей к активному участию  в образовательный  процесс ДОУ.

получат необходимую  дополнительную информацию о детях и их родителях, знания о школе;

 освоят новые виды совместной деятельности с родителями.

Постановка проблемы

 

            Выбранное мною направление деятельности не является  для меня случайным, это результат анализа социокультурных условий, заказа родителей, школы и государства. Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Я глубоко убеждена, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие я рассматриваю как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

              Не секрет, что у родителей, приход ребёнка в первый класс вызывает опасение, страх, вопросы: В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет? По какой программе обучать ребенка?  Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Найдёт ли друзей в новом коллективе?  Как сложатся отношения с учителем? Эти вопросы беспокоят родителей и педагогов, будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам и школьным специалистам. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Вызывает тревогу тот факт, что в последнее время в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Это происходит отчасти потому, что далеко не все занятия родителей с детьми предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств, которые прямо или опосредованно определяют успешность освоения знаний на ранних этапах обучения. К сожалению, не все родители учитывают, что понятие "готовность к обучению в школе" включает в себя 3 составляющие (физиологическую, психологическую и социальную или личностную), которые тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них, так или иначе, сказываются на успешности адаптации и дальнейшего обучения в школе. Именно поэтому данный проект предполагает повышение родительской компетентности в отношении знаний, составляющих готовность ребенка к школе, особенностей периода адаптации и создания совместными усилиями семьи и школы условий для успешности ребенка.

            В нашем городе достаточно образовательных служб, где родители могут проконсультироваться по вопросам готовности ребёнка к школе: школа, методическая служба детского сада, внешкольный центр (предшкольная подготовка детей), найти рекомендации в литературе, интернете, но я знаю, нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и "приложишь" к своему ребенку, надо хорошо знать особенности и понимать внутренний мир своего ребёнка.. Для работы с родителями я отобрала очень интересный и необходимый материал и стараюсь разнообразить формы работы с родителями.

        Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, пониманием его проблем и переживаний.

            Важно, чтобы  родители не только овладели психолого-педагогической информацией, но и могли грамотно ее использовать в семейном воспитании, учитывая индивидуально-личностные особенности своего ребенка. На помощь родителям  и детям придём мы- воспитатели, учителя, учителя - логопеды, психологи, врачи -  специалисты.

Описание деятельности в ходе проекта

При проведении мероприятий участники проекта будут придерживаться правил:

  • предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
  • все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
  • ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

         Содержание мероприятий построено на материале рекомендаций для работы с детьми старшего дошкольного возраста, с целью использования родителями с детьми дома. Тематика мероприятий подобрана  таким образом, чтобы были рассмотрены вопросы, которые в большей степени вызывают у родителей затруднения. В основе каждого мероприятия  совместная деятельность родителей с детьми,  коммуникативные игры.

          Проведение мероприятий будет проводиться два раз в месяц, в пятницу.

          Каждое мероприятие начинается с постоянного ритуала («Волшебный клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты»), чтобы участники могли настроиться на совместную деятельность, общение.  Главное для нас на каждом мероприятии - эмоциональное раскрепощение, активность каждого участника.

Заседание участников проекта . «Давайте познакомимся».

Цель: знакомство участников проекта, установления эмоционального контакта.

  • знакомить слушателей с планом работы по проекту, провести анкетирование по вопросу  «Что я знаю о подготовке ребёнка к школе»
  • проведение рисуночного теста с детьми «Моя семья»

 

Ведущий проводит серию упражнений, в которых принимают участие и взрослые и дети: «Как меня зовут», «Дотронься  до..», «Ветер дует на…», игра-беседа «Узнай по описанию»

Участникам проекта предлагается оформить газету с фотографиями, высказываниями, семейными историями и т. д. (свободная форма), и познакомить участников со своей семьёй.

2. Семинар-практикум для родителей

“Как подготовить ребенка к школе?”

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным учреждением в подготовке к школе.

План:

  1. Семья – первая ступень в жизни человека.
  2. Традиции, воспитательная линия членов семьи, влияющие на будущего школьника.
  3. Роль семьи в развитии познавательной активности, эмоционально-волевой сферы детей.
  4. Создание условий: сотрудничество, совместная деятельность, собственный пример, искренняя заинтересованность, руководство, поощрение.
  5. Система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.
  6. Значение, направления, перспективы.
  7. Готовность отдать ребенка в школу: личные требования к ребенку воспитателю, учителю…

В ходе семинара старший воспитатель ДОУ отметит, насколько велика роль семьи в становлении ребенка как личности, а также, в подготовке его к школьному обучению.

  • Воспитатель и учитель начальных классов определит  роль семьи в развитии познавательной активности.
  • Дадут ряд практических рекомендаций, ответив на вопрос: Чему должны учить ребенка родители, чтобы у него сформировать интерес к учебе?
  • Тест «Пирамида»
  •  Подведение итогов теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)
  • Решение педагогических ситуаций .

3.Семейный спортивный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки».

Цель:  

повысить интерес детей и родителей к спорту, доставить детям и их родителям удовольствие  от совместного мероприятия.

Задачи:

-формирование здорового образа жизни семей группы ;

-развитие спортивных и двигательных навыков у детей и взрослых;

-способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.

- воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.

Участники: семейные команды (папа, мама и ребенка)

Оформление: музыкальный зал  оформлен шарами, плакатами «Мама, папа, я – спортивная семья» ,«Спорт помогает нам везде: в семье, учебе и труде»,

 «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит», «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Оборудование: мячи (большие), скакалки, обручи, кегли, шары, конфетки, 3ложки, 3 ведёрки

  1. 4. Развитие речи и обучение грамоте детей 6-7 лет (речевой тренинг)

Цель: Познакомить родителей с игровыми упражнениями по речевому развитию детей и подготовки их к обучению грамоте.

Оборудование: зеркала на каждого ребёнка, картинки, методические пособия.

Приглашённые: учитель- логопед Устинова С.Г.

Участники: родители, дети.

Консультация учителя-логопеда, практические игры с детьми и родителями.

5.Консультация: «Профилактика школьных страхов. А если Я не справлюсь…»

  1. 6.КВН «Играя, развиваемся»

Цель:

 Закрепить знания детей, полученные на занятиях .

ЗАДАЧИ:

Познакомить родителей с методами и приёмами речевого развития, в игровой форме;

Упражнять детей в умении воспринимать и правильно произносить все звуки речи.

  Упражнять в правильном употреблении грамматических категорий, подборе слов с противоположным значением.

Упражнять в умении составлять слова из слогов, букв, ориентируясь на цвет, форму, величину. Закреплять навыки чтения.

  Развивать логическое мышление.

Воспитывать у детей культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи.

МАТЕРИАЛЫ: магнитофон, , ребусы, кроссворды, конверт, буквы на ниточках.

Подготовка: заранее участники проекта (дети и родители)  делятся на две команды, обсуждают название, выбирают капитана, придумывают девиз, изготавливают эмблемы.

7.Практикум: «Готовим к школе... родителей»

Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия; дать опыт родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом,  представления  об особенностях работы детского сада в подготовительной группе.

1.Встреча начинается с экскурсией по подготовительной группе, с комментариями воспитателя и детей. Назначением той или иной зоны (игровой, учебной и т.д.), пособия, наглядности.

2.Тренинговая часть встречи.

  • Проводятся игровые упражнения: придумывания метафоры семейной жизни на пороге школьного обучения ребёнка:
  • Игра с мячом в кругу «Закончи фразу».(с родителями) С поступлением ребёнка в школу я мечтаю, чтобы… С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится.. и тд
  • Рисование детей на тему «Моя школа»
  • Придумывание родителями в парах какой-либо развивающей игры из предметов домашнего обихода: крупа, верёвка, газета,  и тд.

3.Обмен мнениями о составляющих общения-диалога.

4.Вручение родителям памятки «Первые шаги по выбору школы»

8.Консультация: Как выбрать школьную  программу?

Приглашённые: учителя разных школ. Каждый учитель рассказывает о школьной программе. Дискуссия.

9.  Игра - практикум: Играем в выдающихся математиков

Цель: побуждать родителей к участию в образовательной работе детского сада; формировать интерес к интеллектуально-познавательному общению с ребенком; знакомить с содержанием образовательной работы по математике, игровыми способами развития навыков счёта, логического мышления, воображения.

Оборудование: сётные палочки, конфеты, орешки, нарисованные на листе круги, квадраты и тд.

В игровой форме, привлекаем внимание ребёнка к таким предметам, которые в обычных условиях их не интересует. Их можно включить в игровое пространство. Вместе с родителями, в игре, дети решают учебные задачи: «Посчитаем», «У кого больше..», «Назови число», «Что выше» и тд. Эти игры можно назвать домашними.

  1. 10. Консультация: «Как помочь ребёнку сохранить здоровье»..

Обсуждение вопроса о сохранении здоровья ребёнка в первые школьные годы

Приглашённый: педиатр Безпалова Л.Ф.

  1. 11. Презентация канцтоваров: «Это нужно для школы».

Цель: познакомить родителей с канцелярскими товарами необходимыми к школе, их практичность, качество.

Приглашённые: продавец магазина канцтоваров

                               учитель начальных классов (эксперт)

  • Презентация канцелярских товаров продавцом.
  • Ведущий предлагает детям выбрать то, что он с собой возьмёт в школу (школьные принадлежности, с различным оформлением), а затем предлагает поиграть родителям.
  • Беседа учителя с детьми и родителями, о целесообразности выбранного товара.

.

12. Заседание участников проекта

Провести повторное анкетирование по вопросу «Что я знаю о подготовке ребёнка к школе».

Дискуссия на тему: Проект это хорошо или плохо?

Творческий отчет о реализации проекта «Сегодня мы вместе, а завтра я сам».

Календарный план реализации проекта

Вид деятельности

Срок реализации проекта в месяцах

  1. Заседание участников проекта . «Давайте познакомимся».

.2. Семинар-практикум для родителей

“Как подготовить ребенка к школе?”

Декабрь

  1. Развитие речи и обучение грамоте детей 6-7 лет (речевой тренинг)

2. Консультация: Профилактика школьных страхов «А если Я не справлюсь…»

Январь

  1. КВН «Играя, развиваемся»

2. Семейный спортивный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки».

Февраль

  1. Практикум: «Готовим к школе... родителей»

2.Консультация: Как выбрать школьную  программу?

Март

  1. Игра - практикум: Играем в выдающихся математиков.

2.Консультация: «Как помочь ребёнку сохранить здоровье»..

Апрель

  1. Презентация канцтоваров: «Это нужно для школы».

2. Заседание участников проекта .

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной к школе группе Тема: «Физкультура вместе с мамой и папой»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни детей должно начинатьс...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Интеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе "Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники"

Интеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе"Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники"...

Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники Интеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе

Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьникиИнтеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе...

Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников.  Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда ...