РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МОРДОВСКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ
статья по теме

Маркина Светлана

Речь – важное средство самовыражения ребенка.

Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом. Именно в этот период развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь.

В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования произведений устного народного творчества стала весьма актуальной темой для обсуждения в научных педагогических трудах. Важными источниками развития речевого творчества являются  фольклорные произведения. «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в дошкольном воспитании является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Поэтому в качестве литературного материала в работе по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте используем мордовские народные сказки. Мордовский фольклор содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас. 

Мордовские народные сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Маркина Светлана Васильевна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ  С МОРДОВСКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

Речь – важное средство самовыражения ребенка.

Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом. Именно в этот период развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь.

В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования произведений устного народного творчества стала весьма актуальной темой для обсуждения в научных педагогических трудах. Важными источниками развития речевого творчества являются  фольклорные произведения. «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в дошкольном воспитании является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Поэтому в качестве литературного материала в работе по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте используем мордовские народные сказки. Мордовский фольклор содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас.  

Мордовские народные сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Мордовские народные сказки - «Бойкие саночки», "Девушка березка", «Виреня», «Лыковый кошель», «Медведь-песельник», «Черная корова», «Три брата», «Куйгорож», «Ведява»...

Работа с мордовской народной сказкой носит поэтапный характер:

1. Подготовка к восприятию произведения устного народного творчества.

Чтобы подготовить детей к восприятию мордовской сказки, необходимо провести беседу; рассмотреть иллюстрации с изображениями героев сказки; показать предметы, о которых упоминается в сказке, и объяснить их назначение. В мордовских народных сказках встречается  много незнакомых слов: это и названия предметов национальной одежды мордовского народа (сюлгамо – застежка и нагрудное украшение мордовских женщин; пулай – поясное украшение мордовских женщин; руця – верхняя рубашка и др.), и  мифологические персонажи (Ведява – русалка, богиня воды и деторождения; Вирява – богиня леса и плодородия; Паксява – хозяйка поля; Юртава –  покровителница двора, хозяйства;  Варда – злое сказочное существо, ведьма; Куйгорож – мордовский гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой; Варма – ветер и др.)  

2. Знакомство со сказкой.

Основными методами знакомства со сказкой являются:

- чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста с сохранением языка автора);

- рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, замена их, толкование);

-  инсценирование (метод вторичного ознакомления с художественным произведением).

3. Беседа по сказке.

После прочтения сказки задается ряд вопросов по ее содержанию и форме: «Что вы прослушали? Как вы догадались, что это сказка? О чем рассказывается в этой сказке? Как сказка начинается? Как сказка заканчивается? Что вам больше всего понравилось в сказке? Почему? Какие слова и выражения в сказке вам понравились и запомнились? Объясните, что они означают».

С целью актуализации читательского опыта, можно предложить детям провести параллели между мордовскими и русскими сказками (например, мордовская сказка «Три брата» и русская народная сказка «Сивка-бурка») и ответить на следующие вопросы: «Что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?».

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности. В ходе занятий по речевому развитию осуществляются следующие основные виды деятельности детей:

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

3. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

4. Придумывание продолжения к сказке или другого конца сказки.

5. Рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов с последующим обсуждением иллюстраций и поделок.

6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр).

Итак, в процессе ознакомления с мордовской народной сказкой у детей старшего дошкольного возраста развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными изобразительно-выразительными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Конечно, знакомство с мордовской сказкой не ограничивается только непосредственно организованной деятельностью.  Вся работа с детьми по данной теме была представлена перед родителями, коллегами в различных формах. Это консультации, беседы, мастер-классы, открытые показы, мультимедийные презентации, стендовые доклады, литературные викторины, поэтические гостиные.

Для родителей были проведены беседы «Читаем каждый день», «Положи твое сердце у чтения», «Обогащаем словарь детей». Консультации «Домашняя библиотека: какие книги читать ребенку дома», «Развиваем речь детей, читая художественную литературу», «Как приобщить ребенка к миру детской литературы». Настоящим фольклорным праздником для детей и родителей стала литературная гостиная «В гостях у Вирявы».

Вышесказанное еще раз убеждает нас в том, что обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для речевого развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Развитие речи детей младшего возраста посредством ознакомления с русской народной сказкой.

Доклад о влиянии русских народных сказок на развитие речи дошкольников....

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с фольклором с использованием методов мнемотехники

Использование метода мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками"

Семинар - практикум      Развитие связной речи у  детей дошкольного возраста         через знакомство с  русско-народными сказками ...

Развитие речи детей раннего возраста через знакомство с русской народной сказкой.

Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, учат детей передавать свое настроение с помощью мимикой лица, эмоций,жестов,учат детей добру. Быть дружными, работать в команде. Поэтому для реш...