Сообщение из опыта работы.
опыты и эксперименты на тему

Бибарсова Гулия Диганьшеевна

Оказание социально-педагогической помощи в адаптации и реабилитации неблагополучным семьям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы социального педагога МБДОУ ДС№37 компенсирующего вида города Кузнецка Бибарсовой Г.Д.

«Взаимодействие с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ»

Если у родителей рождается ребенок с отклонениями в развитии, это является тяжелым жизненным событием в семье. Трудности, связанные с воспитанием такого ребенка вызывают качественные изменения в жизни семьи. В ней происходят изменения на психологическом, социальном и соматическом уровнях. Отношение родителей к ребенку с ОВЗ может быть адекватным и неадекватным.

 Цель моей работы,  как социального педагога - оказание социально-педагогической помощи в адаптации и реабилитации таким семьям.

В нашем учреждении – 78 семей, в которых воспитываются 79 детей с ОВЗ.

Работу с различными категориями семей на первоначальном этапе я выстраиваю по следующему алгоритму.

На первом этапе - изучаю семьи, где стараюсь найти контакт с родителями, близкими родственниками, самим ребенком, для того, что бы выявить проблемы семьи.

Второй этап -  непосредственная работа с семьей. С целью коррекции выявленных проблем провожу групповые и индивидуальные консультации, беседы, вовлекаю родителей в коллективные творческие дела образовательного процесса.

Третий этап - мониторинг работы с семьей. Но, к сожалению, не всегда дети с ОВЗ воспитываются в благополучных семьях.

И поэтому  красной чертой моей работы является ранее выявление неблагополучия в семье, такие семьи выявлены и в нашем  учреждении . Наш детский сад посещает семья. Внешне семья выглядит благополучной. Мама выполняет  требование педагогов. Но, приводя ребёнка, домой,  может оставить без присмотра дома одну или с бабушкой днем или даже на ночь, где жизни ребенка угрожает опасность. На данный момент эта семья поставлена в банк данных «Десоп». С мамой проводятся профилактическая, образовательная работа. Повышаем её педкомпетентность.

В своей работе я использую  различные формы, методы и приемы: это дискуссии, тематические опросники, написание мини-сочинений « Мой ребенок», где родители описывают своего ребенка, свою семью, взаимоотношения в ней. Выдержки одного из сочинений мне хочется зачитать. Мой ребенок самый хороший! Мой ребенок - мое солнышко! Мой ребенок любит кататься на велосипеде, слушать сказки.

Это выдержки из сочинений проблемной семьи. И нас, это радует, что пусть даже простыми словами, но мама откликнулась на такую форму работы, и с теплотой отзывается о своем ребенке.

Очень нравится всем родителям совместное рисование с ребенком общего рисунка, где происходит эмоциональное сближение и сплочение детей и родителей. Одна из таких выставок на тему: «Моя семья» ежегодно к 1 июня оформляется в фойе нашего сада.

Нетрадиционно проходят  наши совместные встречи с родителями. На таких встречах мы не только беседуем с родителями ,  но и решаем социальные ситуации. Положительный эмоциональный  отклик получила игра «Чудесный   мешочек». Родителям предлагается достать  из мешочка, различные предметы и провести аналогию со своей семьей. Игра развивает  творчество, фантазию, некоторых родителей заставляет задуматься, если выбран угловатый предмет.

В результате проведенной  работы происходит положительная динамика в семьях наших детей. В этом году с банка данных «Десоп(а)» снято 2 семьи, с внутри садовского учета- 1 семья.

Родители видят, что семьи, которые имеют похожие проблемы. Они учатся быть более открытыми, активными не замыкаться на своих проблемах и неудачах.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Занятие по профилактике

вредных привычек

                                                 на тему:

«Привычки полезные и вредные» 

                                                                                                                                                     Подготовила: социальный педагог

                                                                                                                                                                             Бибарсова Г.Д.

                                                                                 

Тема: «Привычки полезные и вредные»

Автор-составитель: Бибарсова Г.Д.

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Цель: формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.

Задачи:

  • дать представления о полезных и вредных привычках, об их воздействии на человека;
  • формировать культуру бережного отношения к своему здоровью;
  • воспитывать чувство неприятия к курению;
  • развивать логическое мышление, речь воспитанников.

Демонстрационный материал: сигнальные карты на каждого ребёнка, мультимедийное оборудование,  презентация, мультипликационный фильм «Тайна жёлтого куста», конфеты, сигареты, корзина для мусора, раздаточный материал для игры «Подбери слово».

Продолжительность: 30-40 мин.

№ п/п

Этап работы, цель

Содержание этапа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Организационный момент

Цель: создание

атмосферы доверия в группе.

Актуализация темы

Цель: введение в тему, развитие познавательного интереса.

Основной этап

Презентация

Игра «Не ошибись!»

Цель:  

Игра «Замени»

Цель:

Физкультминутка

Цель: снятие мышечного напряжения.

Мультипликационный фильм «Тайна жёлтого куста»

Цель: развитие усидчивости, внимания.

Игра «Продолжи пословицу»

Цель: развитие логического мышления.

Игра «Подбери правильно»

Цель: развитие умения подбирать слова к определённым понятиям.

Рефлексия.

Цель: Подведение итогов.

- Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово. Что они  желают друг другу? (здоровья). Вот и я обращаюсь к вам здравствуйте, уважаемые участники сегодняшнего занятия.

Ребята,  сегодня  я  собрала  вас  для  того, чтобы поговорить о  привычках. Кто  знает,  что  такое привычка? Трудно ответить,   правда?

Привычка – это потребность человека совершать определённые действия, поступать именно так, а не иначе. Привычки бывают разные: полезные и вредные. Сейчас мы попытаемся в этом разобраться.

Полезная привычка – ведёт к формированию у человека положительных черт характера, способствует сохранению здоровья.

Вредная привычка – это вредоносные действия для блага окружающих или здоровья человека.

Мне  интересно  можете   вы  отличить полезные привычки от вредных?   А вот  мы  сейчас и  проверим.  Я   предлагаю  вам немного  поиграть.    Игра   называется:  «Не ошибись!»   (всем  детям  раздаются   сигнальные  карточки).  Ребята,  посмотрите: на них два цвета, назовите какие?  (ответы    детей:   красный  и   зелёный).  Правильно,   полезную привычку   мы   обозначим зелёным  цветом,  а  вредную – красным. На экране  будут  появляться картинки с изображением людей,  вы должны определить    и     показать   с   помощью  сигнальной   карты,   какие   у

них привычки.   Итак, внимание!

«Есть много сладостей». «Делать зарядку». «Смотреть допоздна телевизор».

«Мыть руки перед едой». «Читать лёжа». «Гулять на свежем воздухе». «Чистить зубы». «Долго играть в компьютер». «Обливание холодной водой».  «Курить».

Сейчас мы поиграем в игру «Замени». На экране будут  появляться слова, обозначающие вредные привычки, а вы постарайтесь заменить их  полезными:

Лень – трудолюбие; трусость – храбрость; безделье – труд;  курение – спорт; болезнь – здоровье.

Молодцы,   я    рада,   что   вы   справились с заданием.  Но  у  меня   возник  к    вам   вопрос:  «А   вы   всегда   используете     только полезные привычки?» (Да).

Просмотр мультипликационного фильма «Тайна жёлтого куста».

- Как вы думаете, о какой вредной привычке идет речь в этом мультфильме?

- Полезно ли курить детям? А взрослым? Почему?

Я предлагаю вам поиграть еще в одну игру «Продолжи фразу!»:

- Покурил я один раз, заслезился от дыма … (глаз).

- Закурил я опять, стало трудно мне … (дышать).

- Закурил я снова, заболело … (горло).

- Курить мне надоело, уже …(сердце) заболело.

- И запомни истину эту – здоровью нашему враг … (сигарета).

 

Ребята вы поняли,   привычка курить очень вредна? (Да).  Это хорошо, тогда для закрепления предлагаю поиграть ещё   в   одну   игру. Для   этого    мне   нужно   набрать  две    команды,  которые   будут   подбирать   подходящие  слова к  понятиям «курящий человек»  и  «некурящий человек»  (у каждой команды лист с одним из  «понятий»   и   набор   слов.   Дети     должны     прочитать,  определить  

подходящие  слова  и  наклеить  их   под  своим   «понятием»).

«Курящий человек»                                                   «Некурящий человек»

       рассеянный                                                                   внимательный

      забывчивый                                                                 сообразительный

     медлительный                                                                       ловкий

      болезненный                                                                      здоровый

          слабый                                                                            сильный

Молодцы! Я надеюсь, что после нашей встречи вы, ребята, сможете отличить полезную привычку от вредной,  и вредными привычками никогда не будете пользоваться. С помощью сигнальных карт покажите мне, пожалуйста: если вы сегодня узнали что-то новое, интересное и полезное для вас, то покажите зелёный сигнал, а если вам было не интересно и скучно – красный сигнал.

                                  Я вижу, что сегодня мы собрались не напрасно,

                                     Хочу для вас открыть один секрет:

                                     Чтоб жизнь свою прожить вам не опасно –

                                     Вы откажитесь от куренья сигарет!

   



Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ «Я - ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

Цель. Определение круга проблем во взаимоотношениях с подростком, развитие навыка выявления своей позиции и позиции ребенка по методу транзактного анализа, получение правовой информации об ответственности родителей в воспитании детей.

  1. Знакомство.
  2. Знакомство с целями групповых занятий.
  3. Принятие правил работы в группе.
  4. Упражнение «Реальность и убеждения».
  5. Информационная часть «Стили воспитания».
  6. Упражнение  «Обвинитель».
  1. Информационно-правовая часть «Ответственность родителей».
  2. Домашнее задание.
  3. Рефлексия.

Занятие 2

Цель. Развитие умения разделять события, связанные с поведением ребенка, на те, за которые ответственен он сам, и те, ответственность за которые несут родители. Обучение способам передачи ребенку ответственности за свои поступки, получение информации об ответственности родителей за правонарушения несовершеннолетних.

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Да и нет».
  1. Информационная часть «Что это такое — принятие ответственности на себя».

4. Визуализация «Погружение в детство».

5. Информационно-правовая часть «Ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних детей».

6. Рефлексия.

Занятие 3

Цель. Выработка у родителей умения различать проблемы, возникающие при передаче ребенку ответственности за его поступки, и отстаивать свою позицию; повышение самооценки, предоставление информации о правовой ответственности несовершеннолетних.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Скажи "нет"».

  1. Информационная часть «Передача ответственности — это свобода выбора».
  2. Упражнение «Мои сильные стороны».
  3. Информационно-правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетних».
  4. Рефлексия.

Занятие 4

Цель. Определение способов разрешения конфликтов, знакомство с методами беспроигрышного разрешения конфликтов, получение информации о соблюдении прав несовершеннолетних при их задержании и опросе.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Ассоциации».

  1. Информационная часть «Способы разрешения конфликтов».
  2. Информационно-правовая часть «Соблюдение закона при задержании и опросе несовершеннолетних».
  1. Рефлексия.

Занятие 5

Цель. Предоставление информации о правах родителей, обучение равноправным взаимоотношениям с ребенком, формирование адекватной самооценки в роли родителя.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Я — хороший родитель».

3. Информационная часть «Родители тоже люди».

4. Релаксация «Сад моей души».

5. Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Определение круга проблем во взаимоотношениях с подростком, обучение навыку выявления своей позиции и позиции ребенка по методу транзактного анализа, повышение правовых знаний об ответственности родителей в воспитании детей.

Необходимые материалы. Бланки опросников ШРО и АСВ (см. раздел «Диагностические методики, используемые в работе с подростками и их родителями»), магнитофон, аудиокассета с записями релаксационной музыки.

ЗНАКОМСТВО С ЦЕЛЯМИ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Цель. Предоставление информации о целях, которые предполагается достигнуть в процессе групповой работы.

Содержание. Ведущий знакомит родителей с целями и задачами групповых занятий.

ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ

Цель. Знакомство участников между собой.

Содержание. Родители по кругу называют свое имя и имя ребенка, объясняя, почему они так его назвали.

Замечания для ведущих. Некоторые родители могут не вспомнить,

почему они именно так назвали своего ребенка. Нужно успокоить их, сказав, что, возможно, это было спонтанное решение, поэтому и не запомнилось.

ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ В ГРУППЕ

Цель. Выработка и принятие правил групповой работы.

Содержание. Участники самостоятельно формулируют правила работы в группе. После совместного обсуждения они записываются на листе ватмана и сохраняются на видном месте до окончания курса занятий. В их число обязательно должны быть включены следующие пункты:

  • конфиденциальность;
  • уважение партнеров;
  • каждый говорит в круг;
  • нельзя переносить игровые ситуации на дальнейшие взаимоотношения.

Замечания для ведущих. Очень хорошо, если родители будут сами

предлагать пункты правил. Тем самым они уже на первых шагах включаются в интерактивный режим работы.

УПРАЖНЕНИЕ «РЕАЛЬНОСТЬ И УБЕЖДЕНИЯ»

Цель. Осознание различий между реальными событиями и интерпретацией этих событий, достижение понимания того, что видение ситуации зависит от субъективных концепций.

Содержание

Ведущий: «Сколько недоразумений происходило и происходит в жизни из-за того, что люди неправильно истолковывают чьи-то поступки и жесты, слова или выражения. Как часто люди воспринимают мир не таким, какой он есть, а таким, каким хотят его видеть исходя из реальности идей, установок и концепций. Именно наши установки и убеждения мешают нам увидеть реально сложившуюся ситуацию и найти правильный вариант ее разрешения».

Родителям предлагают отделить реальное положение дел от своих представлений и убеждений. Например, задается следующая ситуация: «Вы твердо убеждены, что ваш ребенок лжет вам. Подросток опаздывает домой к назначенному времени, объяснив, что застрял лифт. Ранее была заключена договоренность, что за опоздание он лишается прогулок. Вы не верите ему, и подросток подвергается наказанию».

В группе обсуждается сложившаяся ситуация — такая, какой видят ее участники в соответствии со своими убеждениями. После этого им
дается задание решить, какой должна быть ситуация, чтобы они все же поверили бы ребенку. Зависит ли это от сложившегося мнения о правдивости ребенка или от конкретного случая?
Замечания для ведущих.        Некоторые родители не хотят сдавать своих позиций в собственных убеждениях. Не нужно настаивать на этом. Им необходимо время, чтобы признать свою ошибочную установку: «Родитель всегда прав», а может быть, они хотят это сделать в одиночестве.

Цель. Предоставление информации о стилях воспитания в соответствии с основными положениями метода транзактного анализа.

Содержание. Ведущий объясняет, что взаимодействие с ребенком складывается на основе стиля воспитания, которого придерживаются родители.

Родителям предлагается вспомнить проблемы, которые возникали у них во взаимоотношениях с детьми, и связать их с одной из фраз:

  • «Ваш ребенок становится хуже».
  • «Вы оказались плохим родителем».
  • «Ребенок не любит вас».

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ «СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ»

Далее ведущий подробно рассказывает о том, что многие проблемы возникают из-за неправильно выбранного родителями стиля взаимоотношения с подростком.

В каждом человеке существуют три эго-со-стояния: «родитель», «взрослый», «дитя». В различных ситуациях общения люди думают, поступают и чувствуют, находясь в одной из этих позиций.

В позиции «дитя» человек чаще просит, обижается, боится. Его жесты умоляющие, интонации — игривые или заискивающие. Поведение спонтанно, импульсивно, он может как подчиняться, так и бунтовать, если его потребности не удовлетворяются. Основная направляющая его поведения — «Я хочу».

«Адаптированное дитя» взрослого человека сформировано в соответствии с родительскими требованиями, часто это состояние побуждает делать вещи, которые делать не хочется. Иногда это состояние заставляет себя почувствовать неблагополучным, неуверенным или агрессивным.

«Маленький профессор» проявляет себя как пытливый и живой ребенок, интересуется всеми сторонами жизни взрослых людей.

«Натуральное дитя» делает человека эмоциональным и импульсивным. Он ведет себя, как капризный ребенок, которому нужно все «здесь и сейчас», он не умеет слушать других и пытается добиться желаемого любыми способами.

В позиции «родителя» человек проявляет опеку, заботу, контроль («заботливый родитель») или ругает, наказывает, выговаривает («свинский родитель»). Его взгляды надменны, снисходительны, жесты указующие или угрожающие. Он может игнорировать или быть навязчивым. Основная направляющая поведения — «Я должен».

«Свинский родитель» (принятый в психологии термин, предложенный К Стейнером) — это фиксированное эго-состояние, не чувствительное к изменениям. Вместе с тем возможно уменьшить его относительный объем, развивая состояние «заботливого родителя».

В позиции «взрослого» человек стремится разобраться в ситуации. Он отвечает на вопросы «Зачем?», «Что происходит?», «Каковы перспективы?», «Какие точки зрения есть еще?». Он берет ответственность за происходящее на себя. Основная направляющая поведения — «Надо».

Пребывание родителя в эго-состоянии «взрослый» дает возможность ребенку почувствовать психологическое равенство с матерью или отцом, способствует развитию логики и здравого смысла.

В различных ситуациях общения люди, благодаря эго-состоянию, в котором они находятся, задают позицию своему партнеру: поведение «ребенка» задает у другого позицию «родителя», и наоборот. Поведение «взрослого» способствует проявлению этой же позиции у партнера. Каждая из позиций делает наше поведение гибким и приспосабливаемым к обстоятельствам.

По окончании этой части информационного блока следует предложить родителям оценить по пятибалльной системе степень выраженности у себя следующих эго-состояний:

  • «Заботливый родитель».
  • «Свинский родитель».
  • «Взрослый».
  • «Адаптированное дитя».
  • «Маленький  профессор».
  • «Натуральное дитя».

То, с какой позиции родители общаются со своим ребенком, и определяет их взаимоотношения. Принято делить все виды отношений на:

1. Сотрудничество — идеальный вариант взаимоотношений, основанный на взаимопонимании и взаимоподдержке.

2. Паритет — ровное отношение, основанное на взаимной выгоде.

3. Соревнование — желание добиться большего и лучшего в соперничестве.

4. Конкуренция — стремление главенствовать над другим, подавлять его.

5. Антагонизм — резкие противоречия.

Участникам группы дается задание определить, на каких позициях строится общение в этих стилях.

Явные или, наоборот, скрытые конкуренция и антагонизм «разъедают» эмоциональные связи родителей и детей, приводя к конфликтам, стычкам и проблемам. Стержневая проблема во взаимоотношениях (начиная примерно с 12 лет) — это реакция на эмансипацию.

Выделяют следующие виды эмансипации:

  • эмоциональная — когда связи с родителями разрываются или вытесняются связями с другими (дружба, любовь);
  • поведенческая — когда родители оказываются не в состоянии регулировать поведение ребенка;
  • нормативная — когда нормы и ценности, на которые ориентируются родители, становятся чуждыми для их детей и вырастает стена непонимания.

Позиция родителей в этой ситуации часто сводится к тому, ЧТО ОНИ:

  1. Убеждают себя, что власть над детьми дана им от Бога, и продолжают деспотически навязывать свои мнения, суждения и оценки.
  2. Начинают побаиваться своих детей, отступают перед ними, боясь получить упрек

То есть, как правило, они переходят на авторитарный или попустительский стиль общения. Смягчить или устранить проявление эмансипации можно только путем демократического общения, то есть тогда, когда родитель помогает ребенку научиться быть ответственным за свои поступки и свою жизнь.

К равноправным взаимоотношениям можно прийти только шаг за шагом, сначала предоставляя ребенку его права, а только потом отстаивая уже имеющиеся свои.

Вот здесь родителям необходимо поверить в
свои силы, прежде чем воздействовать на ребенка.
Замечания для ведущих. Не всегда человек «на людях» принимает

неправильность своих взглядов на воспитание ребенка. Это и не нужно. Главное — заставить думать, для чего им и предоставляется вся необходимая информация.

УПРАЖНЕНИЕ «ОБВИНИТЕЛЬ»

Цель. Моделирование ситуации переживаний подростка в момент обвинения и идентификация с ними.

Содержание. Группа разбивается на пары. Разыгрывается ситуация опоздания подростка с прогулки. Внутри пары один выступает обвинителем, он должен каждое предложение формулировать как обвинитель; другой — обвиняемый, задача которого молча выслушать нарекания, прислушиваясь к своим переживаниям. Потом партнеры меняются ролями.

По окончании участники делятся своими переживаниями в роли обвинителя и в роли обвиняемого.

В результате родители должны прийти к
выводу, что и в той и другой позиции проигрывают оба: нарушаются отношения, и уровень доверия друг к другу падает.
Замечания для ведущих. У некоторых родителей может произойти «инсайт», озарение, они могут вдруг начать понимать чувства своих детей, которых «приковывают к позорному столбу». Нужно поддержать их, сказав, что это здорово, что они поняли своего ребенка.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ»

Цель. Информирование об ответственности родителей за своих несовершеннолетних детей.

Содержание. Ведущий знакомит родителей со статьям Семейного кодекса, определяющими права и обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1.        Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2.        Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье,
насколько это возможно, право знать своих родителей, право
на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1.   Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2.        Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3.        Должностные лица организаций и иные граждане, которым
станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о на-
рушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить
об этом в орган опеки и попечительства по месту фактическо-
го нахождения ребенка. При получении таких сведений орган
опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по
защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1.        Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2.        Родители обязаны обеспечить получение детьми основного
общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Замечания для ведущих.        У участников могут возникнуть вопросы.

Нужно на них ответить, если есть необходимая информация. Если Вы

не сможете ответить сразу, запишите вопросы и подготовьте ответы на

них к следующему занятию.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Цель. Получение материала для проведения последующих занятий.

Содержание. Родителей просят заполнить опросники АСВ и ШРО (см. раздел «Диагностические методики, используемые в работе с подростками и их родителями»).

РЕФЛЕКСИЯ

Цель. Получение обратной связи.

Содержание. В группе обсуждается, что понравилось в занятии, а что нет.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель. Развитие умения разделять события, связанные с поведением ребенка, на те, за которые ответственен он сам, и те, ответственность за которые несут родители. Обучение способам передачи ребенку ответственности за свои поступки, получение информации об ответственности родителей за правонарушения несовершеннолетних.

Необходимые материалы. Заполненные бланки опросника ШРО, магнитофон, аудиокассета с релаксационной музыкой.

ПРИВЕТСТВИЕ

Цель. Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Содержание. Участники по кругу здороваются друг с другом, говоря, что в соседе слева им наиболее симпатично.    

Замечания для ведущих. У некоторых участников могут возникнуть

затруднения, ведь они встречаются только во второй раз. Пусть назовут внешние признаки, которые они находят привлекательными в соседе.


УПРАЖНЕНИЕ «ДА И НЕТ»

Цель. Осознание тех ощущений, которые возникают в момент отстаивания своей позиции.

Содержание. Участники разбиваются на пары: один произносит слово «да», другой — «нет», их голос должен постепенно повышаться. При этом каждый занимает позу, в которой чувствует себя уверенно. Задача — убедить партнера.

Обсуждение. Удалось ли переубедить партнера, не крича и не изменяя позы? Какая у вас была поза? Помогла ли она вам? А как ее воспринял партнер? Как вы думаете, захочет ли вновь этот человек встретиться с вами? Как, на ваш взгляд, выглядит уверенный человек? Можно ли отказать человеку и при этом сохранить с ним хорошие отношения? Как можно достойно отказать?

Замечания для ведущих. Некоторые родители не могут рефлексировать. Нужно помочь им наводящими вопросами.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ «ЧТО ЭТО ТАКОЕ - ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА СЕБЯ»

Цель. Выработка умения безболезненно для обеих сторон передавать ответственность за поступки своему ребенку.

Содержание.

Ведущий:  «Принятие ответственности на себя означает, что вы стремитесь предвидеть последствия ваших действий и определяете в каждой конкретной ситуации, совместимы ли эти поступки с вашими собственными ценностями. Ответственность предполагает, что человек в состоянии ответить за то, что происходит. Поэтому крайне важно, чтобы ваш ребенок был достаточно информирован для того, чтобы отвечать за свое поведение».

Родителям предлагается выбрать из списка ШРО то, что, по их мнению, имеет последствия для жизни ребенка, но иногда влияет и на отца с матерью: это обычно то, с чем они ничего не могут поделать.

Наиболее часто встречающиеся пункты:

  1. Поздно ложится спать. На следующий день у ребенка слипаются глаза, сонливость, вялость. Это сказывается на жизни ребенка, но некоторые моменты могут влиять и на жизнь родителей: ребенок ворчливый и раздражительный, не дает им покоя.
  2. Носит вызывающую или неряшливую одежду, злоупотребляет косметикой. Некоторые моменты могут влиять на жизнь родителей: им не хочется появляться на людях с ребенком, который выглядит, как бродяга или проститутка.
  3. Гуляет допоздна. Главная забота родителей — безопасность ребенка, которая является важным фактором его жизни, влияющим и на их жизнь, поскольку они испытывают беспокойство.
  4. Не заботится о личных вещах. Необходимо провести четкую грань между вещами ребенка и его родителей, и тогда этот момент можно отнести к жизни ребенка.
  5. Общается с нежелательными приятелями. Над этим пунктом родители не имеют прямого контроля, но получают хорошую возможность найти взаимопонимание с ребенком.
  6. Не делает уроков, прогуливает занятия, плохо учится. Все это влияет, прежде всего, на жизнь ребенка, но некоторые моменты влияют и на жизнь родителей: они вынуждены выслушивать нарекания педагогов.
  7. Закатывает истерики, угрожает, когда ему перечат. Вспышки раздражения не имеют реальных последствий для жизни родителей. Они возникают в двух случаях: в ответ на их запреты и на уступки.
  8. Не убирает  в своей комнате.   Ребенок имеет право жить в своем «свинарнике» и т. д.

После того как родители составят свой список, их просят проделать следующее:

  1. Отказаться от ответственности за эти пункты.
  2. Поверить, может ли ребенок самостоятельно принимать правильное решение в этих ситуациях, продемонстрировав таким образом ему свое доверие.

Сделать это на первых этапах очень трудно, так как родителей не покидает страх дать право ребенку на ошибку. Оберегая ребенка от неудач, ошибок, жертвуя ради него своими интересами, родители предопределяют для своего ребенка судьбу беспомощного и безынициативного создания. Контроль родителей важен, когда ребенок маленький и у него мало опыта для принятия собственного решения. В этом случае контроль может быть во благо, но чем ребенок старше, тем меньше смысла в подобной опеке. Запреты могут привести к подавлению инициативы и неумению позаботиться о себе в будущем или к реакции протеста.

В заключение родителям дается задание вспомнить свое собственное детство и ситуации, когда им была предоставлена ответственность за
собственный выбор. При любом исходе ситуации
необходимо вспомнить собственные ощущения -        и соотнести их с ощущениями своего ребенка.

Замечания для ведущих.        Некоторые «закостенелые» в своей правоте родители могут испытывать трудности в передаче ответственности своему ребенку. Не нужно принуждать сделать это сразу, им требуется время для раздумий.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ «ПОГРУЖЕНИЕ В ДЕТСТВО»

Цель. Предоставление родителям возможности осознать переживания ребенка.

Содержание. Упражнение проводится на фоне спокойной музыки.

Ведущий: «Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза и прислушайтесь к вашему дыханию. Оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5,6 или 7 лет, представьте себя в возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице... Посмотрите, что на вас надето, какая одежда, какая обувь. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это... Вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в комнату, и, когда вы будете готовы, вы сможете открыть глаза».

Замечания для ведущих.        В этой визуализации актуализируется чувство привязанности и переживание потери. У некоторых участников эта визуализация может вызвать тягостные переживания и слезы. Видимо, в детстве они не раз переживали потерю родителей. Нужно дать им время успокоиться и ни в коем случае не расспрашивать, почему появились слезы, этим можно усугубить их переживания.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ

«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Цель. Информирование об ответственности за правонарушения несовершеннолетних.

Содержание. Ведущий знакомит родителей со статьями УК РФ, определяющими ответственность за правонарушения несовершеннолетних детей.

Статья 19. Общие условия уголовной ответственнее Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельства, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему

1.   При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а)        предупреждение;

б)        передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих,
либо специализированного государственного органа;

в)        возложение обязанности загладить причиненный вред;

г)        ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «6» и «г» части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм
досуга, в том числе связанных с управлением механическим
транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без
разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование
возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.
Замечания для ведущих.        У участников могут возникнуть вопросы.

Нужно на них ответить, если есть необходимая информация. Если Вы не сможете ответить сразу, запишите вопросы, подготовьте отв1еты к следующему занятию.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель. Получение обратной связи.

Содержание. Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель. Выработка у родителей умения различать проблемы, возникающие при передаче ответственности ребенку за свои поступки, и отстаивать свои позиции, повышение самооценки, предоставление информации о правовой ответственности несовершеннолетних.

Необходимые материалы. Заполненные родителями бланки опросника ШРО.

ПРИВЕТСТВИЕ

Цель. Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Содержание        Участники ходят по комнате и по команде ведущего здороваются левой пяткой, правым локтем, правой щекой, большим пальцем левой руки

Замечания для ведущих. Упражнение очень веселое, хорошо бы и ведущим принять в нем участие.

УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ "НЕТ"»

Цель. Тренировка умения давать достойный ответ.

Содержание. Выбирается водящий, он идет по кругу, и каждый участник, напротив которого он останавливается, высказывает ему свои просьбы, пожелания, приказы в любой форме, исключающие оскорбления. Задача водящего — дать достойный отказ.

Можно это упражнение проделать с другим
водящим. В конце обсуждается, в какой форме легче было высказать свои пожелания и когда было легче отказать.
Замечания для ведущих.        Некоторые люди в силу своих личностных

качеств не могут отказывать, даже создавая этим себе проблемы.

Нужно настаивать на том, чтобы они все-таки сказали «нет».

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ «ПЕРЕДАЧА ОТВЕТСТВЕННОСТИ - ЭТО СВОБОДА ВЫБОРА»

Цель. Развитие способности отстаивать свои позиции при передаче ответственности за проступки ребенку.

Содержание. Родителям предлагается дискуссия на тему: «Что такое "свобода"».

В результате обсуждения их необходимо подвести к понятиям «свобода от» и «свобода для».

Не каждый человек может ответить на вопрос: для чего нужна свобода. Следует предложить родителям вспомнить свое детство и ситуации, когда они пытались уйти из-под контроля, и объяснить, для чего они этого добивались. Часто дети, получив свободу, не знают, что с ней делать и для чего они так ее упорно отстаивали, поэтому меняется их настроение и характер. Зачастую они становятся мрачными, агрессивными, начинают вести себя хуже, пытаясь поставить родителей перед необходимостью вернуться к контролю над ними. Чувства страха и тревоги овладевают ребенком, и он совершает поступок, который, как он знает, затронет родителей и вынудит принять решение за него. Когда ребенку удается перенести ответственность на родителей, он становится свободен от необходимости принимать собственные решения, и ему можно снова начинать возмущаться творимым над ним диктатом, делать все, что хочется, не обременяя себя чувством ответственности. Ребенок вновь манипулирует родителями, чтобы они оставались рядом, используя различные хитрости и провокации. Что же делать родителям при ухудшении поведения ребенка в ответ на передачу ему ответственности? Можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1.        Вашей реакцией может быть вспышка гнева,
досады и т. п. Попытайтесь остановиться и  ничего не предпринимать.

  1. Своим поведением ребенок не делает вам ничего плохого. Это поведение влияет на его жизнь, а не на вашу, поэтому успокойтесь и рассмотрите ситуацию в перспективе.
  2. Оставайтесь твердыми в своем решении не забирать рычаги управления в свои руки. Постарайтесь удержать в памяти мысль о том, что вы поступаете верно и проблемы не у вас, а у другого человека, который ничего плохого вам не сделал.

Необходимо настроить родителей на то, что после передачи контроля поведение ребенка может ухудшиться. Не нужно бояться этих вспышек, они прекратятся. Самое главное — не сдаваться и думать о том, что на самом деле вы не отрекаетесь от своего ребенка, а помогаете ему.

Затем внимание родителей можно еще раз
обратить на список проблем из ШРО, предложив
уточнить его: есть ли в нем действия, которые
нужно рассматривать как провокацию со стороны детей при передаче им ответственности за свои поступки. Следует познакомить родителей
с интерпретацией шкал родительской озабоченности (см. раздел «Диагностические методики, используемые в работе с подростками и их родителями»). После этого следует обсуждение.
Замечания для ведущих. Некоторые родители, возможно, пробовали передавать ответственность за поступки своему ребенку, получив негативный результат. Нужно объяснить, что одна проба — это еще не показатель, нужно пробовать еще и еще, пока они не добьются желаемой цели.

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»

Цель. Выявление своих сильных сторон, активизация умения мыслить о себе в положительном ключе.

Содержание. Каждый участник по кругу называет 3-5 своих сильных сторон, которые помогают ему справляться с трудными ситуациями в воспитании ребенка. Остальные участники поддерживают его, добавляя: «А еще ты можешь...»
Замечания для ведущих. Участники с заниженной самооценкой могут испытывать трудности в выполнении этого упражнения, нужно им помочь.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ •ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗА СОВЕРШЕННЫЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЯ»

Цель. Предоставление информации по правовой ответственности несовершеннолетних.

Содержание. Ведущий знакомит участников со статьями УК РФ, определяющими ответственность несовершеннолетних за совершенные противоправные деяния.

Статья 105. Убийство 1.   Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

Убийство, совершенное с отягчающими обстоятельствами:

а)  двух или более лиц;

в)        лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии;

г)        женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

д) совершенное с особой жестокостью;

е)        совершенное общеопасным способом;

ж)        совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

з)        из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом;

и)        из хулиганских побуждений;

к) с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера;

л) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.

Статья 110. Доведение до самоубийства Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

1.   Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, - наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

2.  Те же деяния, совершенные:

б)        с особой жестокостью, издевательством или мучениями
для потерпевшего, а равно в отношении лица, заведомо
для виновного находящегося в беспомощном состоянии;

в)        общеопасным способом;

г)        по найму;

д)        из хулиганских побуждений;

е)        по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, - наказываются лишением свободы на
срок от трех до десяти лет.

Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего тяжелых последствий, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, - наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

То же деяние, совершенное:

а)   в отношении двух или более лиц;

в) с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, а равно в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии;

г) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору
или организованной группой;

д) из хулиганских побуждений;

е) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью

Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, - наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

То же деяние, совершенное из хулиганских побуждений, -наказывается обязательными работами, либо исправительными работами, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 116. Побои

  1. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших тяжелых последствий, - наказываются штрафом, либо исправительными работами, либо арестом на срок до трех месяцев.
  2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, - наказываются обязательными, либо исправительными работами, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 117. Истязание

  1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло за собой смерть или длительное расстройство здоровья потерпевшего, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
  2. То же деяние, совершенное:

а)   в отношении двух или более лиц;

в) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

г) в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, за-
ведомо для виновного находящегося в беспомощном со-
стоянии либо в материальной или иной зависимости от
виновного, а равно лица, похищенного либо захваченного в качестве заложника;

д) с применением пытки;

е) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору
или организованной группой;

ж) по найму;

з)по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, - наказывается лишением свободы на
срок от трех до семи лет.

Примечание. Под пыткой в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях.

Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, -наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 130. Оскорбление 1.   Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме> - наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.


Очень часто родители задают вопрос: «Почему какого-то парня или девушку привлекли к уголовной ответственности за то, что они защищали себя?» Существуют статьи, определяющие наказания в таких случаях.

Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта

Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравми-рующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на срок до одного года.

Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

Ответственность несовершеннолетнего устанавливается судом соответствии с Уголовно процессуальным кодексом.

Замечания для ведущих.        У участников могут возникнуть вопросы.

Следует на них ответить, если есть необходимая

информация. Если вы не сможете ответить сразу, запишите вопросы и подготовьте ответы к следующему занятию.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: Получение обратной связи.

Содержание. В группе обсуждается прошедшее занятие.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель. Определение способов разрешения конфликтов, знакомство с методами беспроигрышного разрешения конфликтов, пре-. доставление информации о соблюдении прав несовершеннолетнего при задержании и производстве опроса.

ПРИВЕТСТВИЕ

Цель. Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Содержание. Каждому участнику предлагается поздороваться со всей группой фразой из трех слов.
Замечания для ведущих.   Ведущий может первым показать группе

пример.

УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИИ»

Цель. Осознание чувств, появляющихся при возникновении конфликта.

Содержание. Участникам задается вопрос, какие ассоциации возникают у них при слове «конфликт»: с каким животным, цветом, погодой он связан в их воображении.

Далее ведущий просит членов группы встать и с закрытыми глазами удержать перед собой образ того, что является конфликтом, прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом то, что хочется.

По окончании проводится обсуждение тех чувств, которые испытывали члены группы в этой ситуации.

Замечания для ведущих. Очень интересно узнать, почему у участников конфликт ассоциируется именно с тем предметом или явлением, который они называют. Можно поговорить об этом.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

 «СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ» 

Цель. Формирование умения разрешать конфликты с детьми без потерь с обеих сторон.

Содержание. Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Но не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию. Для нее характерно эмоциональное напряжение сторон, выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом. Между детьми и родителями конфликты могут возникать по самым различным мотивам.

Участников группы просят привести пример одного из конфликтов, которые происходили у них с ребенком, а затем проанализировать поводы, мотивы и исходы этих конфликтных ситуаций. Можно адресовать им следующие вопросы: кто в предложенной ситуации выиграл, а кто проиграл? Чего бы вам хотелось в этой ситуации: одержать победу, сдаться или найти иной способ ее разрешения?

В каждом возникающем конфликте любая сторона желает одержать победу. Нередко любыми путями, даже если страдают собственные интересы. На примере деления яблока родителям следует показать, как происходит разрешение конфликтов.

Двум соперникам необходимо разделить яблоко. Существуют следующие исходы этого дележа:

  • Яблоко делится пополам. В этом случае обе стороны идут на компромисс и страдают обе стороны, ведь каждый хотел получить целое яблоко.
  • Яблоко получает противник, но в этом случае ущемляются собственные интересы.
  • Яблоко присваивается себе, что ущемляет интересы противника.

В двух последних случаях конфликт неразрешен, так как может последовать его продолжение. Компромиссное решение приводит к ущемлению обеих сторон, но конфликт все-таки разрешается. Существует еще и четвертый вариант — нахождение других способов разрешения. Может быть, родители знают, в чем он может заключаться?

На примере деления яблока можно разобрать любую конфликтную ситуацию. Главное осознать, чего хотите в этой ситуации вы и ваш противник, и обсудить с ним это. Когда вы говорите о конфликте, то его уже не существует, вы только обсуждаете его.                                                                              

Конфликты происходят не только между родителями и ребенком, но и между другими членами семьи или между самими родителями. Как чувствует себя подросток, когда наблюдает ссору между родителями? Ведь, наблюдая, он испытывает какие-то чувства и совершает поступки.

Родителям можно предложить поделиться своим опытом: когда они ссорятся между собой, как ведет себя их ребенок?

Необходимо показать родителям наглядно на добровольцах несколько ситуаций, организовав ролевую игру. Примеры ситуаций:

1. Отец с матерью ссорятся, и каждый пытается перетянуть ребенка на свою сторону.

2. Отец грубо разговаривает с матерью, применяет, физическую силу, а мать пытается спрятаться за ребенка.

3. Мать обвиняет в чем-то отца, привлекает внимание подростка и говорит, что он вырастет точно таким же.

4. Отец с матерью ссорятся и не обращают внимания на ребенка.

Нужно обсудить в группе, какие чувства испытывали участники ролевой игры и наблюдатели. Какие поступки может совершить подросток после наблюдения подобных сцен? Как можно выйти из подобной ситуации?
Замечания для ведущих.        У некоторых могут возникнуть трудности в осознавании собственных чувств, таким участникам нужно помочь.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ И  ОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Цель. Предоставление информации о законах, охраняющих права несовершеннолетних при задержании и производстве опросов.

Содержание. Ведущий знакомит родителей с УПК РФ, определяющим порядок задержания и опросов несовершеннолетних. Желательно на это занятие пригласить инспектора Подразделения по делам несовершеннолетних.

Несовершеннолетние могут задерживаться представителями правоохранительных структур: нарядами милиции, участковыми инспекторами, инспекторами Подразделений по делам несовершеннолетних, если й\ действия определяются как нарушения Основных Законов РФ и постановлений территориальных органов власти. В соответствии со ст. 423 Уголовно процессуального кодекса РФ «0 задержании, заключении под стражу или продлении содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого» незамедлительно извещаются его законные представители (родители, опекуны). Если несовершеннолетний подозреваемый берется под стражу из общеобразовательного учреждения, ответственность за него несет администрация до появления законного представителя, которого о задержании ребенка должны известить немедленно.

В соответствии со ст. 424 УПК РФ: «Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей. к прокурору, следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, если же несовершеннолетний

находится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого .учреждения». В соответствии со ст. 425:

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого участвует защитник.

В допросе несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающим психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

В соответствии со ст. 426:

Законный представитель несовершеннолетнего допускается к участию в уголовном процессе с момента первого допроса.

Законный представитель вправе:

а) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

б) присутствовать при предъявлении обвинения;

в) участвовать в допросе несовершеннолетнего или в следственных действиях;

г) знакомиться с протоколами и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных записей;

д) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействия) и решения прокурора, следователя,
дознавателя;

е) представлять доказательства.

3. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб несовершеннолетнему.

Замечания для ведущих. У участников могут возникнуть вопросы. Нужно на них ответить, если есть необходимая информация. Если вы не сможете ответить сразу, запишите вопросы, подготовьте ответы к следующему занятию

РЕФЛЕКСИЯ

Цель. Получение обратной связи

Содержание.В группе обсуждается прошедшее занятие.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель. Предоставление информации о правах родителей, обучение равноправным взаимоотношениям с ребенком, формирование адекватной самооценки в роли родителя.

Необходимые материалы. Заполненные бланки опросника АСВ, магнитофон, аудиокассета с записью релаксационной музыки.

ПРИВЕТСТВИЕ

Цель. Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Содержание Участникам предлагается поздороваться со всей группой, как после долгой разлуки

Замечания для ведущих. Одному из ведущих нужно самому подать пример участникам.

УПРАЖНЕНИЕ «Я - ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ»

Цель Повышение самооценки в роли родителя.

Содержание . Участникам по кругу предлагается продолжить предложение: «Я — хороший родитель по- тому, что...»

Замечания для ведущих. При возникновении у участников затруднений, следует*помочь им найти в себе положительные родительские черты.

«ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ • РОДИТЕЛИ ТОЖЕ ЛЮДИ»

Цель. Предоставление поддержки в стремлении к формированию позитивных установок в воспитании детей.

Содержание. Ведущий напоминает родителям, что они рождены для счастья и главная их задача — быть счастливыми и видеть, что их ребенок — ответственный за свое поведение и порядочный человек. Когда у родителей возникают конфликты с ребенком, им необходимо сохранять только положительную установку в отношениях. Только тогда они смогут устранить существующую между ними проблему. Когда супруги начинают контролировать друг друга или ребенка, то их позиции из более-менее равных превращаются в неравноценные, в результате чего их отношения уподобляются взаимодействию «раб — господин». Часто от родителей можно услышать следующие высказывания: «Я должен заботиться о нем»; «Я должен мириться с этим, ведь он мой ребенок»; «Я займусь собой, когда дети вырастут». Дети также думают и ведут себя согласно родительским представлениям об их правах, а именно: родители должны терпеть все их выходки, пока они не станут взрослыми. Часто дети даже возмущаются, если родители не удовлетворяют их требования, и считают, что имеют право требовать, чтобы им давали все, не ожидая благодарности или шагов на встречу.

Родителям предлагается рассмотреть следующие положения, которые помогут изменить приведенные выше установки:

  • Я и мои дети как свободные личности имеем равные права.
  • Ребенок отвечает за свои потребности и счастье, я — за свои.
  • Главное, чего я хочу, — это довериться своему внутреннему «Я», только тогда я смогу принести пользу своим близким.
  • Хороший родитель — не раб и не господин, а обычный свободный человек
  • Лучшее, что я могу дать своим детям, — это свое представление о том, как быть счастливым.

Каждое предложение необходимо обсудить до полного его принятия. Затем следует предложить родителям рассмотреть заполненные бланки опросника АСВ. (Каждому родителю нужно раздать информацию по интерпретации шкал «АСВ».) По какому типу складываются отношения с детьми? Можно соотнести ответы с анализом отношений по Э. Берну: «дитя», «взрослый», «родитель». Многие родители заблуждаются, думая, что их родительские права даны им от рождения. Права родителей есть не что иное, как установки, то есть фактически родители сами для себя их установили. Если они не удовлетворены установленными ими же правами, пусть определят для себя новые права, которые в изменившихся условиях будут удовлетворять их больше:

•        право побыть одному;

  • право иметь собственные отношения с супругой (супругом);
  • право чувствовать безопасность в отношении своего имущества;
  • право на уважительное обращение;
  • право на личное время;
  • право чувствовать, что каждый несет свою ношу и не содержать иждивенцев.

Можно предложить родителям продолжить
этот список
 исходя из их реальных проблем.
Главное, чтобы они смогли убедиться, что предо-
ставили ребенку права, тождественные тем, которые желают иметь сами. Отношения должны быть равными.        ,

Необходимо преодолеть страх перед возможными столкновениями с ребенком после провозглашения своих прав, потому что нет такого ребенка, который принял бы законные права родителей просто так. Они могут заявить: «Ты не заботишься обо мне», «Я ненавижу тебя», «Я сбегу из дому», «Мне хочется умереть» и т. п. Дети могут терроризировать родителей молчанием,
закатывать истерики, ломать вещи. Но чем меньше родители боятся этого, тем меньше вероятность того, что пугающее их поведение будет
иметь место. Ведь поведение такого рода — шан-
таж. Ребенок предпринимает определенные дей-
ствия для того, чтобы вынудить пойти на уступ-
ки. Несколько раз твердо настояв на своем,
родители способствуют тому, что эти проявления
станут реже и слабее. Не нужно бояться столкно-
вений: чем скорее они преодолеют рабское по-
клонение, тем скорее получат облегчение и ощу-
щение радости и свободы. Необходимо
воспринимать ребенка как человека, заслужива-
ющего доверие и отвечающего за свои поступки.
Замечания        Родители обычно испытывают трудности в

для ведущих признании своих собственных ошибок в воспитании ребенка. Не нужно заставлять делать это вслух. Пусть они, просто прочитав интерпретацию шкал опросника АСВ, сделают для себя выводы.

РЕЛАКСАЦИЯ «САД МОЕЙ ДУШИ»

Цель        Осознание своей ценности и значимости,

вне зависимости от внешних ситуаций, обучение технике снятия напряжения и восстановления гармоничного состояния.

Содержание        На фоне спокойной музыки ведущий чита-

ет текст: «Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и теплая волна расслабления растекается по мышцам. Сейчас вы будете представлять образы, но не заставляйте себя, а просто позвольте себе понаблюдать за собой.

Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота. Вы протягиваете руку и от-

крываете их. За ними виден прекрасный сад. Вы идете по дорожке и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение легкости и свободы. Вы гуляете по дорожкам, и впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете что-то близкое и родное. Подойдите и всмотритесь в него. Он единственен и неповторим, он прекрасен. Поговорите с ним, скажите ему о том, что вы испытываете. А теперь взгляните на этот мир так, как его видит этот цветок, узнайте, что он чувствует, как он думает, как ему в этом мире.

Раз, два, три. Сейчас вы опять — это вы. Что сейчас вы испытываете к миру, к цветку? Скажите об этом. Скажите, что вы его любите.

А теперь попрощайтесь с цветком и возвра-
щайтесь к воротам. Оглянитесь на сад. Этот сад —
сад вашей души, и вы в любой ситуации можете
получить поддержку, вспомнив это место».
Замечания        Не следует торопиться выводить группу из

для ведущих состояния релаксации. Если позволяет время, пусть участники побудут в «Саду» еще несколько минут.

ч

РЕФЛЕКСИЯ

Цель        Получение обратной связи.

Содержание        Участникам предлагается поделиться впечат-

лениями обо всех занятиях в форме телеграммы другу. Необходимо в трех словах дать информацию о проведенном тренинге и порекомендовать другу — поучаствовать или, наоборот, избегать посещать подобные занятия.

ЗАВЕРШЕНИЕ. НАПУТСТВИЕ РОДИТЕЛЯМ

Цель        Подведение итогов и завершение цикла за-

нятий.

Содержание        Ведущий: «Уважаемые родители! Наши за-

нятия завершились. Вы очень много узнали на них про своих детей и про самих себя, а некоторые уже начали разрешать проблемы, связанные с воспитанием. Пусть эти знания и в дальнейшем помогают вам. Ведь очень важно, вырастить детей полноценными и самодостаточными людьми, чтобы вы, родители, гордились ими. Это нелегкий, но благодарный труд. Удачи вам в нем!

Продолжая и дальше жить со своими детьми, не забывайте, что они любят вас, несмотря на любые проблемы, возникающие между вами, не смотря на то, что они доставляют вам огорчения. Да, они споткнулись, вступая во взрослый мир, не зная, как жить в нем и каким законам следовать. Им хочется побыстрее стать взрослыми, как хотелось и вам когда-то. Только вы и прежде всего вы сможете вовремя подставить свои добрые родительские руки, чтобы ваш ребенок, споткнувшись, не упал в пропасть. Только ваше любящее родительское сердце будет светочем на их жизненном пути, ведь авторитет для них именно вы. А ваши дети всегда остаются верны вам и будут любить вас также бескорыстно, как любите их вы!»


Памятка для родителей, педагогов: Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии 

 Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно.  

Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.  

Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».

 Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.

 Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.  Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше.

 Обещайте ребенку свою поддержку.  Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги.

 После окончания разговора сделайте подробную запись.

Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми без насилия и агрессии:  

Не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для начала возьмите себя в руки и успокойтесь. Отстранитесь от ситуации и постарайтесь взглянуть на нее со стороны.

 Все решения принимайте в спокойном состоянии.  Вспомните о своих интересах, уделите себе внимание. Успокоившись и расслабившись сами, Вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком.

 Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым.  Будьте последовательны в своих действиях.

 Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах, которые Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием.

Применяйте технику Я- сообщения.  

Позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий.  Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.

  Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание.

  Учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется.

 Если Вы чувствуете, что вы не правы – имейте мужество признаться ребенку в этом.

Профилактика конфликтов с детьми

Рекомендации для родителей: 

 Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.  

Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.  

Выбирайте наказание, адекватное проступку.

  Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».

 Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.

  Развивайте в ребенке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

  Научите ребенка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

 Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.  

Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов экстренной психологической помощи, «телефона доверия» для детей и подростков.

 Объясните ребенку: для чего люди ходят к психологу?

 Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 

Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях

Опросник № 1 (для ребенка)

1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:

А) кричат на тебя;

Б) пытаются уговорить убедить;

 В) обижаются и ждут твоей реакции;

Г) дают подзатыльник;

Д) не обращают на тебя внимания;

 Е) пугают избиением, ремнем;

Ж) могут ударить, избить;

З) пытаются объяснить, что ты не прав;

И) другое

2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию («разрядиться») на тебе?

 А) часто;

Б) иногда;

В) трудно сказать;

Г) никогда;

 Д) другое

 3. Укажи причины, которые на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

А) стремление тебя воспитать;

Б) «разрядка» их стрессовой ситуации ( не зависящей от твоего поведения);

 В) ссора родителей

Г) когда ты чего-нибудь просишь, требуешь;

Д) когда огорчаешь родителей;

Е) желание убедить тебя в своей точке зрения;

Ж) не можешь объяснить;

З) другое

4. Как часто появляется у родителей желание похвалить тебя, обнять, поцеловать:

А) часто;

 Б) редко;

В) никогда

Г)Трудно сказать

Д) другое

5. Или же наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в темной комнате и т.п.

А) часто

 Б) редко

В) никогда

 Г) трудно сказать

 Д) другое

5. При тяжелых провинностях какой вид наказания выбирает мать отец

Опросник № 2 (для родителей)

1. Когда ребенок вас не слушается, вы обычно:

А) Кричите на него

Б) Разговариваете, уговариваете

 В) не реагируете на его оправдания, молчите

Г) можете избить

 Д) даете подзатыльник

Е) пытаетесь объяснить, что он не прав

Ж) другое (что именно)

2.Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на ребенке

 А) Да, часто

 Б) иногда

В) Трудно сказать

Г) никогда

Д) другое (что именно)

 З. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка:

А) стремление воспитать

Б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка

В) ссора с супругой (супругом)

 Г) когда он чего-нибудь требует, просит

 Д) когда огорчает

Е) избиение ради избиения

Ж) желание убедить в своей точке зрения

З) не могу объяснить

И) другое (что именно)

4.Появлялось ли иногда у вас желание избить ребенка, выгнать его из дома, запереть в темной комнате (подчеркните)

А) да

Б) нет

 В) иногда

Г) трудно сказать

 Д) другое (что именно)

 5.Какой вид наказания вы выбираете при тяжелых провинностях ребенка?

6. Укажите, пожалуйста Сколько вам лет Сколько детей в семье Укажите их возраст

7. Когда вы были ребенком и не слушались родителей, они чаще

 А) кричали

 Б) пытались убедить, уговорить

В) молчали

Г) использовали подзатыльники

Ж) пугали избиением

Ж) другое

8. Опишите ситуацию радости, праздника в доме Спасибо!







-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....