Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»
    статья (младшая группа) на тему

    Самостоятельность должна воспитывается с раннего возраста.

    Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из нас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам, » - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.

    Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Или, кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.

    Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли ми пользу? 

    Но 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vospitanie_samostoyatelnosti.docx27.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»

    «Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

    Самостоятельность должна воспитывается с раннего возраста.

    Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из нас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам, » - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.

    Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Или, кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.

    Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли ми пользу? Разумеется, такие действия взрослых, причиняют большой вред. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Я это сделаю быстрее сама», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. п.

    Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалка для одежды, выделить индивидуальное место для предметов туалета.

    Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным.

    Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его надо научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Как это все донести до непонятливого маленького незнайки? Ну конечно через стихи и сказки. Для малыша лучшим примером всегда являлись сказочные герои, а самым непреложным правилам – детские стихи. Ему трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок он обязательно выучит и с удовольствием будет повторять. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку и т. д.), надо наглядно демонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребёнок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, чтобы пятка сразу оказалась на месте, колки надо надевать с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).

    Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так. 

    Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка, пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

    Постепенное усложнение требований, перевод ребёнка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

    В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребёнок ест, умывается, одевается.

    Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребёнок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста часто применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться. За что можно похвалить ребёнка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь в овладении новыми действиями.

    Оценивая то или иное действие ребёнка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует    конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребёнка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должны быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

    В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Всё выделенное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, взрослые должны быть примером для подражания.

    При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить ребёнку, которому нет ещё трех лет, самостоятельно завязывать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определённого результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это удалось ему не сразу, значит, задача предложена несвоевременно или подана неумело.

    Труд должен причинять ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Ответ придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

    Важно, чтобы ребёнок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребёнка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т. е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

      Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:

    - Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
    - Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
    - Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
    - Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

    - Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
    - Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
    - Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

     «Многое зависит от того, кто вел ребёнка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш…» В.А. Сухомлинский.

    Первые годы жизни ребёнка являются важнейшим этапом в его формировании. Уникальность этого периода состоит в стремительности развития ребёнка, что требует пристального внимания и родителей, и педагогов. Чтобы ребёнок развивался гармонично, важно последовательно формировать умения и навыки, так как на каждом возрастном этапе имеются сензитивные периоды, наиболее благоприятные для закладки тех или иных жизненных функций. Всем известно, что любое занятие будет приносить пользу, если взрослые создадут условия для развития малыша, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность.

     В воспитании самостоятельности у малышей следует начинать с самого простого – самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, убирать игрушки, дружно играть, выполнять несложные поручения взрослых. Активно воздействует на маленьких детей пример взрослых, которым они стараются подражать. Малыши проявляют большой интерес ко всему новому, учатся пользоваться вещами, предметами. Так, если ему не давать возможности самостоятельно пользоваться посудой в боязни, что разобьёт, поранится, или не давать пылесос при уборке комнаты в страхе, что будет бояться шума, то он станет пассивным.

     Не следует забывать и еще об одной особенности – дети любят, когда их хвалят, подбадривают, поощряют. Особенно важна похвала в кругу сверстников: «Молодец! Умница! Помощник наш!» и т.п. Такие слова действуют на ребенка положительно, развивают его достоинство и уверенность в себе и своих силах.

    Чтобы привить детям положительные навыки, необходимо наличие доброжелательной спокойной атмосферы, дети должны чувствовать рядом с собой заботливого, доброго человека. Любой навык формируется не сразу и при незначительном изменении привычных условий быстро исчезает. Поэтому ещё одно важное условие воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста – это постоянство. Только последовательная и систематическая работа ведёт к самостоятельному выполнению детьми установленных правил и норм поведения.

    Бесспорно и то, что только единство требований, правильная организация и активное сотрудничество могут обеспечить успех в воспитании у малышей самостоятельности, формирование навыков самообслуживания и культуры общения.

    Как научить ребёнка одеваться?


      Мы начинаем формировать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в нужной последовательности. Для начала следует понять, что научить ребёнка данному умению - непросто. И тем более не следует ожидать, что малыш в ближайшее время сможет одеваться и раздеваться так же ловко и быстро, как взрослые. Вам понадобится запас времени и терпения.
      Начать процесс обучения легче всего с раздевания, ведь стянуть с себя штанишки легче, чем надеть их.
    Учить нужно от простого к сложному. При этом ребёнка необходимо мотивировать. Например: «Сейчас ты снимешь ботиночки и поставишь их в «домик». Навыки гораздо лучше прививаются в игре, поэтому небольшая история о ботиночках, которые очень устали и хотят домой, поможет малышу сосредоточенно и старательно их вернуть «домой».
      Для того чтобы ребёнку было легче справляться с одеждой и обувью, родителям стоит обратить внимание на то, чтобы она легко расстегивалась (липучки и кнопки вместо шнурков), снималась. Предоставляя крохе возможность раздеваться после прогулки, расскажите ему о том, что малыш будет делать дальше, это может ускорить процесс. Помогайте ребёнку по мере необходимости, не забывая хвалить его. Но не «перегибайте палку», ведь похвала хороша, только когда она искренняя и заслуженная. Если ребёнок очень устал или плохо себя чувствует,не настаивайте.
      Если у малыша что-либо не получается или он и вовсе отказывается раздеваться, постарайтесь не злиться на него. Просто скажите ребёнку, что он ещё слишком мал, чтобы делать это самостоятельно, но скоро подрастет и у него все получится. Такое отношение со стороны родителей дает малышу ощущение, что его любят и верят в его силы.
      После того, как кроха хоть немного научится самостоятельно раздеваться, можно начинать обучать его одеваться. Для этого нужно объяснить ему последовательность надевания тех или иных вещей, рассказать о том, что у вещей, как и у людей, есть лицо и спинка (показать, где спинка у кофты, у штанишек). Следует заострить детское внимание на том, что у кофты, рубашки или платья пуговицы спереди (это и есть «лицо»). Нужно дать ребенку возможность надеть кофточку и правильно, и неправильно, ведь ошибки неизбежны. Выкладывая утром одежду, напоминайте, что после того как ребёнок снимет пижаму, он должен надеть по порядку: трусики, маечку и т.д.
      Многие детки так увлеченно занимаются процессом одевания и раздевания, что порой не слышат комментариев взрослых. В эти моменты постарайтесь не отвлекать кроху, дайте ему возможность испытать собственные силы. Не спешите поправлять и переодевать. Излишняя гиперопека и желание делать все за своих ненаглядных деток приводит к тому, что они теряют инициативу, становятся пассивными в тех процессах, в которых могли бы быть полноценными участниками. Такие дети всегда выделяются в группе: они сидят возле своих шкафчиков и ждут, пока их кто-нибудь оденет или разденет. Некоторые мамы, оправдывая свои действия, говорят о том, что ждать, пока ребёнок оденется сам, невозможно, ведь он вспотеет, пока со всем справится. В таком случае есть два выхода: либо открыть окно, либо начинать обучать одеваться с домашней одежды.
      После того, как первые навыки будут освоены, мы будем учить деток замечать непорядок в одежде, исправлять его самостоятельно или обращаться за помощью.

    Как научить ребёнка умываться?

     Вода, как магнит, притягивает детей всех возрастов, а малышей - особенно, поэтому в мотивации они не нуждаются. Зато нуждаются в организации условий для процесса умывания. Долгое время, моя руки самостоятельно, дети и сами будут вымачиваться. Относитесь к этому, как ко временным неприятностям.          Напоминайте ребёнку о том, что прежде чем мыть руки, нужно закатать рукава (самостоятельно или с помощью взрослого). Далее — открыть кран с водой и отрегулировать его (с помощью взрослого). Но вот намылить самому руки ребёнку вполне под силу, особенно, если в его распоряжении есть жидкое мыло, которое дозируется одним нажатием. Конечно, рядом должен быть взрослый, который на своём примере будет показывать малышу те действия, которые нужно выполнять, чтобы вымыть руки тщательно. Если данную процедуру будет сопровождать какая-либо песенка или стихотворение, это создаст хорошее настроение.
      После того как руки вымыты, их нужно вытереть. Чтобы малыш мог сделать это сам, полотенце должно висеть на крючке на уровне его глаз, на удобной петельке (чтобы его можно было снять и повесить на место). Заканчивается процедура умывания тем, что кроха ставит стульчик на место. Приучайте детей мыть руки всякий раз, когда они пользуются туалетом, пришли с прогулки или садятся за стол, и вскоре для них это станет так же естественно, как дышать.
    Для того, чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребёнка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.
        Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.
    Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребёнка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приёма пищи.

                                                                                               C.Л. Харитонова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей НА ТЕМУ: « ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»

    Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно  важный процесс социализации м...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей НА ТЕМУ: « ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ"

    Консультация о необходимости воспитания культурно-гигиенических навыков детей в раннем возрасте. ...

    Консультация для педагогов на тему: «Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

    Консультация для педагогов на тему:«Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

    Консультация для родителей на тему: «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»

    Cамый важный принцип развития самостоятельности в раннем возрасте – не делать за ребенка то, что он может сделать сам (даже если вы делаете это быстрее и лучше). Помогать ребенку стоит только в ...

    Консультация для родителей на тему :"Воспитание культурно-гигиенических навыков в младшем возрасте".

    Консультация для родителей на тему  :"Воспитание  культурно-гигиенических навыков  в младшем возрасте"....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста».

    Цель: формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природойЗадачиПовысить уровень педагогического мастерства по данной теме.Создать в группе предметно-развивающую среду....


     

    Комментарии

    Серегина Татьяна Сергеевна

    Спасибо!