Викторина по эколгическому воспитанию дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

«Природа –наш дом!» 

Цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней, совершенствовать память, внимание, словесно – логическое мышление. 

Задачи: 

1. Систематизировать знания по экологии 
2. Формировать целостное представление о живой и неживой природе. 
3. Обучать дошкольников способам познания окружающего мира. 
4. Воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы; 
5. Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру; 
6. Развивать познавательный интерес к миру природы; «Природа –наш дом!»


 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_viktorina_po_ekologii.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Конспект ООД по экологии

                                                                                                          Воспитатель: Петрова О.В.

Викторина по экологическому воспитанию  дошкольников .

«Природа –наш дом!» 

Цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней, совершенствовать память, внимание, словесно – логическое мышление. 

Задачи: 

1. Систематизировать знания по экологии 
2. Формировать целостное представление о живой и неживой природе. 
3. Обучать дошкольников способам познания окружающего мира. 
4. Воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы; 
5. Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру; 
6. Развивать познавательный интерес к миру природы; 

Материалы и оборудование: эмблемы для участников команд, картинки с изображением деревьев, листья разных деревьев, иллюстрации плохих и хороших поступков по отношению к природе, иллюстрации со следами животных, «лепестки» цветка с картинками диких и домашних животных, картинки с изображение перелетных и зимующих птиц. магнитофон, запись из телепередачи «В мире животных», «Голоса птиц», «Как прекрасен этот мир», спокойная музыка. фонограмма звуков леса; картинки «Времена года»; правила поведения в лесу.

 Ход викторины: 

Воспитатель: Ребята у нас сейчас идет неделя экологии. В эти  дни все кто любит и ценит природу, выходят на улицы городов и посёлков, убирают мусор, спасают попавших в беду животных и птиц. Земля - наш дом, а в доме всегда должно быть чисто и уютно! 

Чтение стихотворения «Наша Земля»


Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живём!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

Воды в пустыне не найдёшь!

А где – то снег лежит горой,

А где – то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть –

Леса и горы, и моря, всё называется Земля!


Сегодня устроим праздник-викторину – о природе. 
-Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред! 

-Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными. 

Итак, начнем нашу викторину. Разделимся на две команды: мальчики и девочки. Придумаем название, кричалку или девиз.

Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать смайлики. Та команда, у которой окажется большее количество смайликов и выигрывает. 

-Начнем викторину с разминки команд. 

Разминка . Вам надо ответить по очереди на мои вопросы, первую букву каждого ответа мы с вами будем крепить на доску и в конце получим слово. 

1. Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный ...!» (Помидор)

2. Солнце светит, дождик льется

Луч сияет золотой

Через речку брошен мостик

Семицветный расписной. (Радуга) 

3. Ранним утром во дворе

Лёд улёгся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает … (Иней) 

4. Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются
(Река)

5. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка. (Одуванчик) . 

6. Кто всю ночь по крыше бьет,

да постукивает, 
И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь) 

7. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

(ключевое слово получается – ПРИРОДА) Каждую букву дети прикрепляют с помощью магнитов на доску.) 

Воспитатель:-Молодцы, ребята справились с заданием. Ключевое слово у нас получилось – ПРИРОДА. 

И первый конкурс у нас посвящен
«Знаниям правил поведения в лесу» . 

Дидактическая игра «Угадай правило».

Воспитатель:-Я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да!», если плохо – «Нет!»
Слушайте внимательно:

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да!)
Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет!)
Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет!)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)
Молодцы, ребята! 

Воспитатель: 
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны,
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой!
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растёшь.

Конкурс 2: «Деревья».

Игра с загадками «Назови дерево».

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (берёза)


Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная! (Елка) 

Что же это за девица: 
Не швея не мастерица, 
Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год. (ёлка)

У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут. (Ива)

 

И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет 
То, что жёлуди на нем! (Дуб)
 

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (дуб)

Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (рябина)

А теперь, ребята, следующий конкурс.

Конкурс 3: «С какого дерева листочек?» 

Каждый ребенок вынимает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы каждой команде смайлик. 

Далее мы с вами будем беседовать о птицах - « В гостях у птиц » 

Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей) 

Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт, за правильный ответ получаете смайлик. ( Прослушивание записи пения птиц. Ответы детей: кукушка, грач, соловей, сова и др.) 

Ребята, вы – молодцы, можете узнать птиц по голосу, за правильные ответы получайте по смайлику. 

Конкурс 4: Вопросы викторины: 

— Какие бывают птицы? ( Перелётные и зимующие). 

— Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей) 

— Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей) 

— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей) 

Загадки о птицах.

На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его? (Скворец)

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет. (Петух)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.(Сорока)

Воспитатель: -Давайте поиграем в игру. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать, захлопать) и поправить меня. 

Прилетели птицы: 

«Голуби, синицы, 

^ Мухи и стрижи… 

Прилетели птицы: 

«Голуби, синицы, 

Аисты, вороны, 

Галки, макароны… 

Прилетели птицы: 

«Голуби, синицы, 

Галки и стрижи, 

Комары, чижи… 

Прилетели птицы: 

«Голуби, синицы, 

Аисты стрижи, 

Галки и чижи!» 

Конкурс 5:  « Звериное царство » 

Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё – отгадайте: 

Куцехвостик, длинноушка, На спине его иголки, 
На пеньке ты как игрушка. Удивительно как колки, 
Лапки ты свои поджал… Их руками не возьмёшь,

От лисички убежал? (заяц) Потому что это…(ёж) 


Разбойник он серый, нет ему веры. 

Всё клыками щёлк, кто же это?…. (волк) 

У кого из всех зверей 

Хвост пушистей и длинней? (лиса) 

Дети, как одним словом мы можем сказать – кто это? (ответы детей) 

Вопросы викторины: 

— Как заяц готовится к зиме? 

— Где живёт белка? 
Физкультминутка «А теперь на месте шаг» 

А теперь на месте шаг.Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставимИ рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) 

 Воспитатель: -Ребята, вы знаете времена года?

Конкурс 6: Времена года.


Игра «Когда это бывает?»

Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы будете искать картинки с отгадками.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят … (Осень)

Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
движения полна, зовут меня …. (Весна)

Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима)

Воспитатель:
 Молодцы, и с этим заданием вы справились. Продолжаем нашу викторину.



Конкурс 7: Насекомые.

Д/упражнение: «Собери картинку»

Дети парами собирают из разрезных картинок изображение насекомого. Побеждает та пара детей, которая быстрее соберёт картинку.

Конкурс 8: Дикие животные. 

Игра «Кто здесь лишний?»

Из разложенных картинок выбрать только диких животных и выставить на мольберт.

Словесная игра «Кто кем был в детстве?»

Медведь – могучий великан,

Был в детстве … медвежонком
А этот хищный волк – 
Маленьким … волчонком.
А хитрющая лиса- 
Рыженьким … лисенком,
Длинноухий быстрый заяц
В детстве был… зайчонком.

Подвижная игра «Ручейки и озера»


Дети строятся друг за другом, руки кладут на пояс или плечи впереди стоящему – это «ручейки». По сигналу: «ручейки бегут!» - дети бегут (с высоким подниманием колен, в полуприседе) каждый в своей колонне за ведущим. По сигналу: «Озеро!» - каждая команда, взявшись за руки, образует круг – «озеро». Выигрывает команда, которая быстрее построила круг.


Воспитатель:
 -Наша викторина подошла к концу. Побеждает та команда , у которой больше всего смайликов.

Воспитатель читает стихотворение.


Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучу и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!

Воспитатель:
 - Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашей планеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эколгическое воспитание дошкольников

Влияние игры на воспитание экологической культуры дошкольников....

Методическая разработка: Викторина по правовому воспитанию дошкольников " Я имею право"

                        Данная методическая разработка, является открытым, итоговым мероприятием по правовому воспитанию старших дошк...

Викторина по правовому воспитанию дошкольников

Уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение...

Картотека дидактических игр по эколгическому воспитанию.

Дидактические игры помогают детям лучше освоить материал. Материал предоставлен для проекта по экологическому воспитанию "Цветы на подоконнике"....

Конспект викторины по экологическому воспитанию дошкольников «Земля - наш общий дом»

Конспект экологической викторины в старшей группе «Земля — наш общий дом»...