Методическая разработка по экологическому воспитанию и образованию
методическая разработка (средняя группа) на тему

 

Методическая разработка

по экологическому воспитанию и образованию

Конспект экскурсии в парк детей дошкольного возраста в детском саду

«Наш лес полон сказок и чудес»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_fedoseeva_yu.k.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

Федосеева Юлия Константиновна

Методическая разработка

по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста в детском саду

Конспект экскурсии в парк

«Наш лес полон сказок и чудес»

 

Автор: Федосеева Юлия Константиновна, воспитатель МБДОУ №11

«Теремок» город Киржач Владимирская область.

Киржач 2017 г.

Пояснительная записка.

 «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В.Сухомлинский

        Один из самых интересных видов занятия – это экскурсия. В ходе экологического проекта «Узнаем мы деревца, что у нашего крыльца», был разработан конспект экскурсии. Огромное преимущество экскурсии в том, что она помогает в естественной обстановке познакомить и закрепить знания детей о красоте и разнообразии природы.

Экскурсия требует большой предварительной работы. Большую помощь оказало сотрудничество с родителями. Совместная работа с родителями, направленна на достижение общей цели:

1.Дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.

2. Во время экскурсии у детей формируется первичные представления о взаимосвязях, существующих в природе.

3.Экскурсия в лес представляет возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работе в группе, в уголке природы и для работ с родителями в домашних условиях.

4.Экскурсия поможет родителям вместе с детьми развивать интерес к природе.

5. Экскурсия вызовет у родителей и детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, которые способствуют развитию эстетических чувств.

6.Экскурсия поможет воспитать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.

Сотрудничество с семьями воспитанников по экологическому образованию дошкольников очень помогло в осуществлении поставленных целей.  Так как работа велась родителями дома до начала экскурсии:чтение  художественной литературы и разучивание стихотворений, изготовление открыток. И после экскурсии: при изготовлении поделок из природного материала.

Конспект экскурсии для детей среднего возраста детского сада.

Экскурсия с детьми средней группы на тему «Наш лес полон сказок и чудес»

Автор: Федосеева Юлия Константиновна МБДОУ №11 «Теремок» город Киржач.

Участники: воспитатель, дети средней группы, родители.

 26  августа 2016 год.

Описание материала: данный конспект предназначен для детей 4-5 лет. Конспект может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию. Экскурсия является особой формой организации познавательно — практической деятельности детей в природе.

Программное содержание:

  1. Учить наблюдать явления природы, анализировать их, делать выводы о закономерности.
  2. Развивать знания детей о деревьях, о пользе растений.
  3. Воспитывать у детей потребность оберегать природу, бережное отношение к деревьям.

Цель: Развивать познавательную активность детей, укреплять физическое здоровье детей.

Задачи: 

Воспитательные:

-эстетическое воспитание;

-воспитание патриотизма, любви к природе;

-воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;

- воспитание бережного отношения к природе.

Развивающие:

-развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;

- развитие умения сравнивать и анализировать;

-развитие интереса к изучению природы;

Образовательные:

- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;

-формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде;

-проверка теоретических знаний на практике;

- приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;

Словарная работа: ствол, плоды, растительность, кусты, береза, осина, ель, – активизировать в разговорной речи

Демонстрационный материал: карточки, корзинки для природного материала, игрушка солнышка.

Структура занятия и методические приемы:

I. Вводная часть.

а) установка.
б) вспомнить с детьми как вести себя на природе.

II. Основная часть.

а) загадка про лето.
б) называние детьми летних примет.

в) коллективное наблюдение

г) индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

д) сбор материала

е) игры детей с собранным материалом

ж) дидактическая игра “С какого дерева лист и плод?”
з) работа по закреплению словаря.
и)
 демонстрация собранного материала

III. Заключительная часть.

а) вопросы: “Куда ходили?”, “Что узнали?”
б) обобщение “Природу надо беречь”.
в) анализ занятия.

 Взаимодействие с родителями:

  • Помощь родителей в организации развивающей среды группы;
  • Оформление экологической газеты «Берегите лес».
  • Анкетирование родителей;
  • Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»; «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»
  • Беседа с родителями «Сбережем родную природу»;
  • Рекомендации для родителей;
  • Оформление выставки рисунков «Лес полон сказок и чудес»
  • Литературный материал для чтения и заучивания.

Этапы:

Работа педагога

Подготовительный.

  1. Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о деревьях, кустарниках и животных обитающих в нашей местности.
  2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений.
  3. Повышение компетентности педагога и родителей по знанию данной темы,  анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений.
  4. Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по данной теме.
  5. Составление плана работы.
  6. Создание предметно-развивающей среды в группе: оформление уголка, который должен содержать различный дидактический  материал для рассматривания детьми

(альбомы, буклеты, наборы открыток и пр.), так и игровой (дидактические   игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Развивающая среда должна полностью соответствовать требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.

1. Подбор художественной литературы для детей.

2. Изготовление дидактических игр.

Разработка цикла бесед и конспектов тематических занятий по данной теме.

Основной

1.Помощь родителей в организации развивающей среды группы;

2.Оформление экологической газеты «Берегите лес».

3.Анкетирование родителей;

4Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»; «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»

5.Беседа с родителями «Сбережем родную природу»;

6.Рекомендации для родителей;

7.Оформление выставки рисунков «Лес полон сказок и чудес»

           8.Литературный материал для чтения и   заучивания.

           9.Экскурсия в лес.

         10.Выпуск буклетов.

Заключительный

Разучивание стихотворения Г. Лебедева 

Коллективная работа «Коллаж»

Продуктивная деятельность «Деревья и обитатели нашего леса»

Итоговое диагностирование детей.

Повторное анкетирование родителей.

Интеграция с образовательными областями

Задачи по образовательным областям.

Социально - коммуникативное развитие 

  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе совместной продуктивной и игровой деятельности;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование представлений о правилах поведения в лесу, бережном отношении к растительности леса;

Познавательное развитие 

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • знакомить с разнообразием пород деревьев в нашем лесу;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений об деревьях, как объектах окружающего мира, о их значении в природе и пользе для человека;
  • развитие восприятия, внимания, наблюдательности, умения сравнивать деревья по строению кроны, листьям, плодам, выделять характерные признаки разных пород деревьев;
  • формировать умение получать сведения о свойствах древесины в процессе его практического исследования

Речевое развитие 

  • владение речью как средством общения;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  •  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам

            художественных произведений;

  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие 

  • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а также правильным (не наносящим ущерба организму) выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  •  становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Ход экскурсии

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Методы и приемы

Время проведения

1.Процесс вовлечения в деятельность

Воспитатель: У меня сегодня замечательное настроение, потому что ярко светит солнце, весело щебечут птицы. Я рада всех вас видеть.  А какое у вас сегодня настроение и почему?
Дети поочередно рассказывают о своем настроении.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? (ответ детей - лето). Ребята, а какой месяц? (ответ детей - август)

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости пришло лучистое солнышко. Дети, поздороваемся с солнышком. Дети: «Здравствуй, солнышко лучистое!

Здравствуй, лето золотистое!»

Дети читают стихи:

В голубую реченьку

Солнце окунулось,

К солнышку горячему

Небо потянулось.

 

 Блики солнца ясного

В речке растворились,

Белые лебедушки

В небо воротились.

 

Покатилось солнышко

Да за лес-лесок.

Удержи нам ведрышко,

Золотой рожок.

Автор: Т. Маршалова

Воспитатель: Солнышко  приглашает нас с вами в небольшое путешествие в парк.

 Ребята, вы готовы отправиться в путешествие вместе с солнышком? (ответ детей).

Воспитатель: перед тем как отправится в интересное путешествие нужно вспомнить правила поведения на дороге и в лесу (ответы детей).

Воспитатель: Теперь мы с вами готовы к настоящему путешествию. Ребята, а сопровождать нас в нашем путешествии будут ваши родители.

(Дорога в парк).

Игровой приём

- появление игрушки солнышка

-создание игровой ситуации.

5 минут

2.Процесс целеполагания

Воспитатель: Вот мы и пришли с вами в парк. Посмотрите вокруг, что вы видите? (ответ детей – деревья). Воспитатель: Ребята, мы с вами зашли в ту часть парка ,где много деревьев. Сколько чудес в нашем лесу. Ребята, вспомните, кто живет в лесу? (Ответы детей). А мы живем в лесу? (нет). Это значит, что мы пришли сюда… (в гости).

- Совершенно верно, а как ведут себя в гостях? Лес не любит суеты и шума, здесь протекает своя, размеренная жизнь, нарушать законы которой мы просто не можем.

Но, прежде чем, пустить вас в свой лес, я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу. Сейчас я раздам вам карточки (красная и зеленая).

Наглядный метод-наблюдение

Игровой приём. Вопросы.

3 минуты

3.Процесс проектирования и планирования деятельности

У меня в лесу есть знаки, и я хочу, чтобы вы рассказали, что они означают.

Я задаю вопрос, если этого делать нельзя, то показываете красную карточку.

Но если можно, то зеленую.

1. «Нельзя шуметь в лесу»

(ответы детей)

Правильно, старайтесь не шуметь, а то, лес испугается, затаиться и вы не узнаете ни одной тайны.

2. «Не ломать»

(ответы детей)

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни цветок зря не рвите.

3. «Не разорять и не трогать руками»

(ответы детей)

Птицы, звери, насекомые в лесу всякие нужны и важны.

Каждый из них выполняет в природе своё важное дело.

4. «Не оставлять мусор»

(ответы детей)

Мусор скапливается, и мешает расти траве, деревьям, они погибают.

5. «Не жечь костры»

Почему нельзя? «ответы детей»

Дети, а можно собирать и сжигать листья, мусор? Дым засоряет воздух,

людям становиться тяжело, дышать, особенно больным людям. Поэтому есть

такой закон в нашем городе, который запрещает сжигать любой мусор.

А ещё лучше листья перекапывать с землёй, они сгниют, и будет хорошее

удобрение для земли, для растений.

Воспитатель: Ребята, что мы с вами должны делать, если увидим мусор? (ответы детей-будем мусор убирать)

Воспитатель: правильно , для этого у нас есть мусорные мешки).

Словесный метод и наглядный

Игровой прием

4 минуты

4.Процесс осуществления деятельности

Родители читают стихотворение:

Верхушки сосен и берёз

Луч солнышка коснется,

И сразу сонный, тихий лес

От чар ночных очнётся.

И этот лучик увидав,

Споёт одна пичужка.

Ей тут же, песню услыхав,

Откликнется подружка.

И вот уже весь птичий хор

На все лады поёт

О том, что новый день настал,

Что солнышко встает.

Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим по сторонам и понаблюдаем за тем, что же происходит сейчас в лесу. Детям дается возможность разойтись на некоторое расстояние, рассмотреть деревья, кустарники, понаблюдать за насекомыми, птицами. Через несколько минут все собираются вместе. Ребята, закройте глаза и послушайте звуки и запахи. Какие звуки услышали? ( шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)
Какие запахи почувствовали?

(листвы, травы)

Воспитатель: Ребята, а знаете, какие деревья растут в лесу?

Поисковые задания.
1. Выберите самое красивое дерево для вас.
2. Найдите дерево у которого самый толстый ствол.
3. Найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?
4. Найдите деревья, на которых: плоды-крылатки, плоды-ягоды, плоды-желуди, плоды-шишечки и т.д. Вокруг хвойного дерева поем « Детскую – лесную песенку»

Словесный метод и практический

8 минут

5.Процесс рефлексии

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть с родителями (Игры на выбор):

П/и «К названному дереву беги»

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

Д/и “Узнай дерево по описанию”

Стоит в белой одежке, свесив сережки. (Береза.)

Стройная, прекрасная, на ней ягоды красные. (Рябина.)

Листочек как сердечко, а семена пухом разлетаются. (Тополь.)

П/и «Найди листок, как на дереве»

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку; развивать наблюдательность

Игра «Поймай листок» 

Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.

Воспитатель: Набегались, напрыгались, наигрались?

А сейчас немного отдохнём, посидим на скамейках и будем отгадывать загадки:

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

(Береза)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(Ива)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

(Елка)

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг,

Хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

(Лес)

А сейчас мы с вами соберем шишки. Кто больше соберет.

Вы большие молодцы.

Воспитатель: А сейчас нам пора идти в детский сад. Дети, вам понравилась

экскурсия? (да).

Воспитатель: А вам родители понравилось? ( ответы родителей).

И солнышку понравилось с вами играть.

вопросы: “Куда ходили?”, “Что узнали?”

Игровой приём.

5 минут

После экскурсионная работа.

Разучивание стихотворения: 

Галина Лебедева 

Посадила девочка
Около крылечка
Маленькое деревце,
Листики сердечком.
Посадила, убежала,
позабыла, что сажала.

В жаркие денечки
Все сидят в тенечке.
А деревце во дворе
Засыхает на жаре.

Я смотрю из окна:
Помощь деревцу нужна!


 Творческая работа:

Изготовление коллажа «Декоративное панно из листьев»

Выставка из природного материала «Чудеса леса»

   Продолжаем тему ив продуктивной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сезонные наблюдения - первые шаги в экологию (экологическое воспитание и образование дошкольников)

В данной статье представлен подход к экологическому образованию и воспитанию дошкольников, соответствующий Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной ...

Методическая разработка «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Городское методическое объединение « Экологическое воспитание». Конспект экологической сказки «Уроки Айболита».

Цель: - развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире; - формирование стремления проявлять заботу о сохранении природы; - воспитывать культуру поведения в природе и б...

Проект по экологическому воспитанию и образованию Сценарий экологической сказки "Как Капелька искала Чистоград"

Сценарий экологической сказки "Как Капелька искала Чистоград". Ознакомление детей с элементарными экологическими представлениями с помощью экологических сказок ,формирование экологической ку...

Методическая разработка по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста. Квест-игра «Друг природы»

Методическая разработка конспект квест-игры «Друг природы» расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами совреме...