Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Алмушкина Юлия Александровна

Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_letney_metodicheskoy_nedele.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования (детский сад).

        

Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».

Подготовил: воспитатель Алмушкина Ю.А.

г. Сызрань 2013г.

Применение проектной технологии

 в экологическом воспитании детей.

          Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является экологическое воспитание детей. Этому уделяется особое внимание в работе педагогического коллектива ОУ.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.

Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

-  Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.

- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Данная работа осуществляется мной через организацию непосредственно образовательной деятельности - Природное окружение – темы: «Деревья и кустарники на нашем участке»; «Плоды фруктовых деревьев»,  «Где ночует солнце?», «Кошка и котёнок» и т.д., режимные моменты – наблюдение во время прогулки за цветником, птицами, насекомыми, животными; индивидуальную работу – все виды продуктивной деятельности: рисование (раскрашивание), лепка, аппликация.  

В прошедшем учебном году я  большое внимание стала уделять экологическому воспитанию, приобщению детей к природе с целью формирования экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности. В своей работе я решаю задачи экологического воспитания через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей.

Чтобы решить поставленную задачу я действовала в нескольких направлениях:

- работала по самообразованию (изучала литературу, Интернет-ресурсы, осуществляла подбор необходимого материала, оформила уголок в помещении группы,  дополнила новыми необходимыми пособиям имеющийся в группе природный уголок, работала над составлением конспектов непосредственно образовательной деятельности тематических недель будущей работы);

- работала с детьми (организация основной деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа);

- работа с родителями (консультации, беседы, оформление папок-передвижек).

Одним из эффективных методов работы я считаю - проектную деятельность, которая является одной из современных образовательных технологий. С её помощью у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, интерес к познанию.

В 2013 году мною был реализован проект «Огород на подоконнике» с детьми младшего дошкольного возраста, который показал на мой взгляд хорошие результаты. Его целью было - формирование экологической культуры у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.

Проект я разделила на три этапа: организационный, деятельный и заключительный.

На организационном этапе я провела беседу с родителями «Знакомство с проектом» с целью привлечения их к реализации проектной деятельности. Оформила родительский уголок, где разместила рекомендации по работе с детьми по проекту.

Так же провела беседу с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт с целью расширения детского кругозора. Дети, проживающие в частных домах, охотно рассказывали о том, как они наблюдали за работой взрослых дома и о том, какую помощь они сами оказывали своим близким.

Затем я осуществляла сбор и рассматривание с детьми семян, которые воспитанники приносили из дома. Совместно с детьми, мы подготавливали почву для посадки, оформляли сам огород, воспитывая трудолюбие и развивая творческие способности.

Во время деятельного  этапа проекта я занималась посадкой семян овощей, косточек фруктовых деревьев (яблоко, лимон) и луковиц совместно с детьми, воспитывая в них желание помогать взрослым. Затем я подготовила фоторепортаж для родителей «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Его целью было привлечение к совместному труду всех детей в группе.

Так же на втором этапе реализации проекта я знакомила  детей с фольклорными произведениями: потешками, пословицами, поговорками, песенками, в которых упоминается об огороде, овощах и фруктах. Я читала детям художественные произведения, связанные с огородной тематикой: русские народные сказки «Репка», «Вершки - корешки», стихотворение С. Михалкова «Овощи» и т.д.

Дети охотно  разгадывали загадки про овощи и фрукты, что способствовало развитию их смекалки, памяти, внимания.

Мы рассматривали иллюстрации, картинки на огородную тематику, муляжи овощей и фруктов, уточняли их форму, цвет, размер.

На протяжении проекта мы занимались продуктивной деятельностью: рисовали овощи и фрукты, раскрашивали раскраски, лепили из пластилина фрукты и овощи, применяя раннее приобретённые умения и навыки, тем самым, я старалась воспитывать в них желание заниматься творчеством самостоятельно. Затем вместе с детьми мы занимались оформлением мини выставки «Наш урожай».

К реализации проекта я старалась привлечь родителей своих воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняли творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.

Когда наши посевы проросли, я учила детей ухаживать за рассадой: правильно поливать, рыхлить почву, прореживать всходы.

Так же я старалась развивать актёрские способности воспитанников, проводя игру-драматизацию по русской народной сказке «Репка».

Когда наша рассада окрепла, мы совместно с детьми высадили её в грядки на общем огороде. В ходе реализации проекта я вела работу по созданию фотоальбома для родителей «Огород на подоконнике», где поэтапно отобразила проделанную мною и детьми огромную работу по реализации проекта.

На заключительном этапе проекта «Огород на подоконнике» была организована выставка  детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями и связанных с  тематикой проекта, а так же  презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».

Дети с большой охотой принимали участие  в весёлой подвижной игре «Огородно-хороводная», где каждый хотел попробовать себя в роли одного из персонажей игры.

К концу проекта  у детей сформировались представления о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах, обогатился их словарный запас, мои воспитанники научились бережно относиться к природе, стали охотно помогать ухаживать за комнатными растениями в живом уголке и за цветочной клумбой на участке детского сада, активно применяя знания, полученные в процессе проектной деятельности.                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно–методическое пособие «Умственное воспитание детей дошкольного возраста».

Мышление — высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Основные виды мышления: наглядно-действенное мышлени...

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

методическая разработкаТема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Методика ознакомления детей с природой»

экологическое воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе....

Индивидуальный план самообразования тема: «Применение дидактических игр в экологическом воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность         Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чис...

Сценарий методического объединения «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Сценарий методического объединения Тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Цель: систематизация знаний педагогов о родном крае, ознакомление воспитателей других уч...

Выступление на педагогическом совете. Деловая игра "Физическое воспитание детей дошкольного возраста"

Игра для воспитателей по физическому воспитанию детей дошкольного возраста...