Выступление «Значение поисково-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
статья

Восчечкова Анна Александровна

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение поисково-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей дошкольного возраста этот переход осуществляется через организацию различных форм поисковой, экспериментальной деятельности.

Под экспериментальной деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть, в процессе познания мира.

Использование экспериментальной деятельности в системе экологической работы с детьми имеет огромное значение.

Во-первых, элементарная экспериментальная деятельность дошкольников является важнейшим средством удовлетворения естественной детской любознательности, пытливости, потребности «докопаться» до сути причин природных явлений.

Во-вторых, как было указано выше, эксперименты рассматривают как элементы развивающего обучения, применяемые в работе с дошкольниками, поскольку экспериментная деятельность предполагает активное познание ребенком окружающей действительности, тех закономерностей, которые ей присущи.

В-третьих, в процессе проведения экспериментов, раскрывая для себя причины тех или иных явлений в природе, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, что способствует развитию их мыслительных процессов и операций, в эксперименте ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности. Кроме того, эксперименты способствуют развитию речи, т.к. детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы.

Вопрос об использовании элементарной исследовательской деятельности в процессе ознакомления дошкольников с миром природы ставился учеными достаточно давно. После прошедшего в 1924 году 3-го съезда по дошкольному воспитанию одним из основных принципов работы с детьми выдвигается принцип активности и всю работу по ознакомлению дошкольников с природой предлагается строить на основе исследовательских методов.

Фундаментально вопрос об использовании исследовательской деятельности в работе с детьми изучался Л.М.Маневцовой.

В процессе экспериментирования совершенствуются познавательные умения, познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе, что позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт, это придает его деятельности гуманный характер, повышается уровень экологической воспитанности. Развитие элементарных естественнонаучных представлений играет важную роль в подготовке ребенка к школе.

Детское экспериментирование помогает педагогам развить у детей наблюдательность, любознательность, сформировать трудовые навыки, научить четко выражать свою мысль, а также планировать и анализировать свою деятельность, отбирать и готовить материалы и инструменты. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры – все это способствует формированию элементарных математических представлений.

Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые признаются обществом, приводят к экологической депривации. В современных условиях даже малейшее ограничение потребностей детей в общении с природой недопустимо и может привести к серьезным осложнениям не только в решении задач экологического образования подрастающего поколения, но и развития личности ребенка в целом.

Существует несколько подходов к определению понятия – эксперимент. Психологи отмечают, что эксперимент – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности.

По определению педагогов - эксперимент – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...

Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска

Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...

Выступление «Современные педагогические технологии и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.  Экологическое воспит...