Главные вкладки

    Статья на тему:
    Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

     Надежда Александровна Суфиева
    Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opytno-eksperim.deyat_.doc146 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

    На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование – это огромный потенциал всестороннего развития личности. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходства и различия разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети рассматривают состояние вещества от температурных условий, или способы приспособлений растений и животных к сезону и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять объекты природы в группы на основе выделения существенных признаков). Расширяя представление детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, учит отображать впечатления о природе в разнообразной деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

    Экологически грамотный ребенок не станет причинять боль живому существу, из-за сиюминутной прихоти.

    Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.

    Под термином «экспериментирование» понимается способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с этическими правилами жизни в обществе.

    В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. В результате совместной опытнической работы педагога и ребенка у детей дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к эксперименту, а воспитатель выступает в роли партнера, соучастника деятельности, мудрого наставника. Постепенно, по нарастанию определенных знаний, умений и навыков в данной деятельности, инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.

    Эксперимент играет огромную роль в жизни любого ребёнка, тайны мироздания скрыты в каждом камешке лежащем на дороге и в каждой дождевой капельке, их нужно только увидеть. Научиться видеть в простых вещах скрытые связи и возможности огромный труд для ребёнка в первые 7 лет его жизни. Эксперимент открывает огромные возможности для познания секретов, помогает развивать аналитическое мышление и умение предсказывать результат.

    Но многие родители, увидев попытку своего ребенка самостоятельно поэкспериментировать на прогулке, сразу бы раскричались и увели ребенка подальше от луж, ручейков, грязи и вообще от мест, где он может проявлять такую вот самодеятельность, а то еще штанишки запачкает или в лужу упадет. Николай Николаевич Поддьяков называет эти действия экспериментированием. Действия ребенка вызваны исключительно природным любопытством, никто не побуждает его к этому, никто не организовывает его деятельность. Подобную деятельность Поддьяков называет «бескорыстным экспериментированием» и считает ее показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагает ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей, в том числе и развитее у ребёнка правильного, бережного отношения к природе и окружающему миру в целом.

    Многие педагоги говорят, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности:

    • ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,

    • осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

    Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

    Опытно-экспериментальную деятельность можно распределить по 3 направлениям:

    1. Живая природа

    2. Неживая природа

    3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

    Процесс становления осознано-правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологического воспитания. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями) .

    Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.

    Одна китайская пословица гласит : «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

    Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех, что получены репродуктивным путём.

    Опытно-экспериментальная деятельность

    в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

    Автор:

    Суфиева Надежда Александровна

    МАДОУ №10


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей.Значение поисково-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

    Значение поисково-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.Поисковая деятельность принципиально отличается от лю­бой другой тем, что образ цели, определяющи...

    . Значение поисково-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

    Поисковая деятельность принципиально отличается от лю­бой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределен­ностью, неустойчивостью. В ход...