Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска
статья на тему

Гафурова Нурфия Василовна

Выступление в городском методическом объединении

по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска

 

«Роль природы в экологическом и духовно-нравственном воспитании детей,

или путешествие по родной природе по страницам авторских книг» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_vystplenie_gmo_v_58_d.s.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

 «Детский сад общеразвивающего вида №25» 

Нижнекамского муниципального района РТ  

«Роль природы в экологическом и духовно-нравственном воспитании детей,

или путешествие по родной природе по страницам авторских книг»

Выступление в городском методическом объединении

по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска

Составила:

воспитатель высшей квалификационной

категории

Гафурова

 Нурфия Василовна    

г. Нижнекамск

2016г.

    Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.  

С малых лет детей учу

Беречь природы красоту,

Деревьев ветки не ломать,

Животных, птиц не обижать.

          Учу понять язык природы, 

          Как сберечь чистоту воды,

          Что как растёт, кому что нужно,

          Что часть природы – я и ты.

    «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Чарльз Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях, а ещё вероятнее на нравственных качествах»

      Дошкольный возраст очень важный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот  период  закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.  Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого,  дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. 

  Каких бы образовательных концепций воспитатель ни придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания ни работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.   Поэтому в каждом занятии  которые я провожу, будь это грамота, математика, изобразительное исскуство, ознакомление с окружающим, есть задачи экологического и духовно-нравственного воспитания. Свои занятия, или говоря современным языком ООД, я люблю проводить в форме путешествий. Есть разработки ООД в форме путешествий: путешествие в зимний лес,   необыкновенное путешествие по сказке Колобок, по сказке Гуси-лебеди, путешествие с Красной Шапочкой, путешествие на Борковскую дачу, на Лебяжье озеро.

В своей работе широко использую сказки и рассказы о природе, книги из серии “Путешествие в природу”, авторскую игру “Дерево-дом”, дидактические игры “Береги живое”, “Времена года”, экологическую игру “Лунтик и его друзья” и  др. В группе имеется уголок живой природы, где находятся комнатные растения;  экспериментальный уголок «Хотим всё знать», где имеются схемы, карты, дидактические игры, магниты, микроскоп, лупы, трубочки, стаканчики, весы и т.д.

        Тема моей многолетней работы: «Играя, познаём природу». Основным                                содержанием которой является, не только ознакомление детей с природой в игровой форме путём экспериментирований и наблюдений, но формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают.  Работая по этому направлению, я задалась вопросом: а знают ли наши дети реки и озёра, леса и поля, животный мир, обитающий близ  родного города и района, есть ли у них хоть какое-то представление о заповедниках, национальном парке, о памятниках природы Нижнекамска и  Нижнекамского района? Провела опрос среди детей и родителей, и анализируя данные отметила низкий уровень знаний. Я думаю, что дети конечно же должны иметь хоть какое-то представление о родном крае. Поэтому мы решили составить план воспитательно-образовательной работы и разработать пособия по этому направлению. В ходе работы мы  связались  с эколого-биологическим центром Нижнекамска, изучили методические пособия других авторов (программы С. Н. Николаевой «Юный эколог», «Экологическое воспитание дошкольников», Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» и др.) и составили план работы по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с заповедниками, природными памятниками, национальным парком Нижнекамского района.  

Темы по плану такие:

  1. Экскурсия в эколого-биологический центр Нижнекамска
  2. Родная природа
  3. Я – Нижнекамец
  4. Река Кама
  5. Общая информация о памятниках природы и заповедных местах Нижнекамского района.
  6. Лебяжье озеро
  7. Борковская дача
  8. Национальный парк “Нижняя Кама”

     Вашему вниманию хочу предложить изданные в соавторстве книги-пособия по ознакомлению с родной природой и животным миром Нижнекамского района:   "Весёлое путешествие по родной природе", “Путешествие на Борковскую дачу” (Борок дачасына  сәяхәт).

 (Обращаю внимание на экран)

       По первой книге в путешествие мы отправляемся вместе любопытным весёлым мышонком и его друзьями солнцем, каплей и помощником в путешествии компасом. Знакомимся с лесом, с рекой, озером и их обитателями, отдыхаем на полянке.

       Вторая книга о Боркоской даче, которая имеет статус памятника природы. Создавая эти книгу мы-воспитатели сами о многом узнали  и старались поднести весь материал в доступной для детей форме. Здесь дети узнают о том, где находится Борковская дача, что там растёт и кто там обитает. Так же имеется информация об озере Прость, какая она и т.п.

       В книгах есть цветные фотографии, иллюстрации показывающие всю красоту  рек, озёр, лесов нашего края; есть стихи и загадки физминутки о природе, животных, птицах, насекомых в том числе и собственного - авторского сочинения; рисунки-раскраски, объяснения, интересные задания.

         Содержание книг направлена на развитие познавательной активности, на формирование бережного и правильного отношения к природе, на развитие желания больше узнать о природе родного края.

   Книги предназначены для работы с детьми 5-7 лет.

       Реализуя в жизнь разработанный план  работы по ознакомлению с заповедниками, природными памятниками, национальным парком Нижнекамского района детей старших и подготовительных групп,  в ближайшее время хочу написать книжку “Экология в стихах” и методическое пособие о Национальном  парке “Нижняя Кама” на татарском языке, которые будут направлены на экологическое и духовно-нравственное    воспитание. Ведь где природа, там экология, а где экология, там нравственность.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Выступление на городском методическом объединении ""Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем" с докладом из опыта работы: Тема: "Влияние речи на экологическое развитие ребенка"

Выступление на городском методическом объединении""Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем"с докладом из опыта работы:Тема: "Влияние речи на экологическое развитие ребенка"...

"Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем!.."

Познавательное экологическое занятие для детей старшей логопедической группы....

Методический материал "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на тему: «Круговорот воды в природе»"

Данный методический материал по экологическому воспитанию, «Круговорот воды в природе», предназначен для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему...

Выступление «Использование здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников....