Выступление на городском методическом объединении ""Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем" с докладом из опыта работы: Тема: "Влияние речи на экологическое развитие ребенка"
статья (подготовительная группа) на тему

Иванова Валентина Семеновна

Выступление на городском методическом объединении

""Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем"

с докладом из опыта работы:

Тема: "Влияние речи на экологическое развитие ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_kmo_-2szh.docx674.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида № 58"  НМР РТ

Выступление на городском методическом объединении

""Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем"

с докладом из опыта работы:

Тема: "Влияние речи на экологическое развитие ребенка"

Составила:

воспитатель

Иванова Вален-

тина Семеновна

высшая квалифи-

кационная категория

декабрь

2016г.

Татарстан

г. Нижнекамск

Влияние речи на экологическое развитие ребенка.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учиться рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

  В нашей группе создана соответствующая развивающая среда. Экологический уголок, где сконцентрированы разные комнатные растения программные и внепрограммные, календарь природы. Имеется соответствующий  материал  для поисково-исследовательской деятельности, опытов и наблюдений. Различные дидактические игры экологического содержания. Мини – библиотека, где собраны разнообразные познавательные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей  природоведов Пришвина, Бианки я использую на занятиях, тематических чтениях. Читаем с детьми  стихи о природе наших известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина и других.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому и духовно-нравственному  воспитанию.  На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными, насекомыми . Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе, и охрана природы. Находясь с ребятами на экскурсии по нашему городу, ребята видели красоту города, памятников, они наблюдали за деревьями, кустарниками и определяли для чего нужно городу деревья и кустарники, и правильное отношение к ним. Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических  и духовно-нравственных чувств.

Прогулки широко используем для экологического и речевого воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке детей  знакомили со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использовала разнообразные игровые упражнения ” Найди по описанию”, “Что, где растёт?”, “Узнай и назови”, “Вершки – корешки”, “Чудесный мешочек”, “Угадай животное”, “Отгадай и нарисуй”, “Когда это бывает? “, “Загадки о животных” на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных .  Детям очень нравится  играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром “Султанчики”, ” Разноцветные ленточки”. Через игры они научились определять силу и направление ветра.

На занятиях   по формированию экологических представлений и речевого развития использовала   художественную  литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводила беседу, или дети задавали  вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: “А его кто-нибудь спасёт?”, “А они не замёрзнут?”, “А почему ему никто не помог?” В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.

Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений,  знакомила детей с конкретными видами комнатных растений, они узнавали их названия, характерные особенности. Узнавали, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения.

Также детям давала понятие о том, что комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения.  Дети узнавали, что листья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит, очищая листья от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно   ребенок узнавал, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво. Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут.    

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

За время пребывания в детском саду ребенок учиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений.

В средней группе знакомила детей с  явлениями характерные  для каждого времени года, учила выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья.

В старшей группе дети могли самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знали  последовательность времен года; устанавливали  зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе учим детей уже объяснять некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

 Большое значение для решения в единстве задач умственного и нравственного воспитания имеют эстетические беседы о природе. Материалом для таких бесед являются  художественные произведения, рассказы воспитателя, конкретные случаи из жизни детей. Цель этической беседы – не только закрепить знания о нормах поведения, но и соотнести конкретную ситуацию, описанную в произведении, с жизненным опытом ребенка. После такой беседы дети  хорошо представляют, как нужно поступить в подобной ситуации в жизни. Также наряду с вопросами для обсуждения содержания произведения намечаем и такие, которые активизируют опыт ребенка, заставят его подумать, поразмыслить о том, как он сам ( а не герой произведения) поступит в подобном случае.

Умелое педагогическое руководство этической беседой подводит детей к выводу, что правильный выбор решения зависит от конкретного случая, что гуманное отношение к животным должно присутствовать в любой ситуации.

Развитию творческого мышления детей и формированию у них нравственно- эстетического отношения к природе способствует творческое рассказывание. Особенно ценны в этом отношении занятия, на которых дети придумывают рассказы на тему, предложенную воспитателем («Расскажи о мальчике или девочке, которые помогли природе»). Содержание и форма проявления этого творчества могут дать интересный материал для оценки детских представлений, характеристики отношения дошкольников к природе, для выявления их эмоционального настроя (положительного или отрицательного) по отношению к тому, что ребенок говорит и слушает.

Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Мир окружающий ребенка, это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, именно природа является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как все, что есть в речи логического, вытекает из наблюдений человека. Также, природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.

Список использованной литературы

1.Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.,1980.

 

2.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М., 1982

 

3.Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска

Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...

Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"

Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"...

"Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем!.."

Познавательное экологическое занятие для детей старшей логопедической группы....

Сообщение из опыта работы Тема: «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей 2-3 лет»

Тема: «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей 2-3 лет»...