Сообщение из опыта работы Тема: «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей 2-3 лет»
статья (младшая группа)

Колесникова Светлана Владимировна

 

Тема: «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей 2-3 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

Тема: «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей 2-3 лет»

Выполнила:

воспитатель МБДОУ Детский сад № 58

Колесникова С.В.

г. Дзержинск, 2021 год

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, т.к. дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно речь способствует развитию социальных отношений у детей.

В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших сторон». На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев и др.).

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Вот, что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Е.И. Тихеева пришла к убеждению о ведущей роли социального фактора в развитии речи ребенка. Она пишет: «Язык – продукт и орудие общественности. Он возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка».

Литературное произведение выступает совершенным образцом связной контекстной речи. На это в свое время обращал внимание К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что в литературном произведении ребенок встречается с лучшими формами родного языка, выработанными народом и литературой, где каждое выражение есть результат мыслей и чувств многих поколений.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие лигатурного произведения будут полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспи­тания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обо­гащение речи ребенка. В п...

Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развит...

Сообщение на тему:""Влияние художественной литературы на развитие речи детей"

Сообщение на тему:""Влияние художественной литературы на развитие речи детей"...

«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Доклад«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   НА РАЗВИТИЕ  СЛОВАРЯ  ДЕТЕЙ     ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Своевременное раз- витие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился...