методическая разработкаТема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Методика ознакомления детей с природой»
методическая разработка

экологическое воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» Корсаковского городского округа Сахалинской области

Методическая разработка

Тема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Методика ознакомления детей с природой»

Выполнила воспитатель:

Юн У Суни

г. Корсаков

2019

Оглавление

Введение        3

Глава 1 Теоретические основы экологического воспитания детей        6

дошкольного возраста.        6

1.1 Понятие экологического воспитания.        6

1.2 Средства экологического воспитания дошкольников.        9

1.3 Формы и методы экологической работы в ДОУ:        12

Глава 2 Игра как средство формирования экологического воспитания у детей дошкольного возраста        18

2.1 Связь игры с экологическим воспитанием детей        18

Глава 3 Выявление степени сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.        21

Заключение        31

Список используемой литературы:        33

Приложение1        34

Приложение 2        38

Введение

Актуальность темы экологического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе. В наше время атмосфера слишком ухудшилась особенно в ХХ, XXI веке. Слишком много свалок, заводов, загрязненных рек, озер, прудов и т. д.

По утверждению ученых, человечество идет  к экологической катастрофе. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное использование привели к разрушению экологического равновесия.

В настоящее время из приоритетов педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации непрерывного экологического воспитания, и культуры, которая поможет быть обеспеченным созданием определенной системы. Педагогической наукой достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды. С  выходом в свет законов РФ (об охране окружающей природной среды) и постановлений (об экологическом образовании обучающихся в обучающих учреждениях РФ), экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разработанных форм и методов работы.

Обратимся к повседневной жизни: не закрыли плотно водопроводный кран – всю ночь текла вода. Ходили на прогулку с детьми в лес, принесли охапку цветов – и тут же выбросили завядшие букеты. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством – один шаг. А формируются эти экологические невежества в семье, в детском саду, школе, институте. Вот почему современные ученые исследуют проблему экологии комплексно, изучают разные ее аспекты, в том числе и педагогические ».

Так Г. А. Ягодин говорил о том, что «нынешняя ситуация характеризуется тем, что в области экологии три поколения находятся на одном и том же уровне знания, а вернее незнания своей среды обитания. Получается, что дед, отец и внук оказываются на одной линии старта».

«Усугубление экологической проблемы в стране обостряет необходимость просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы образования» - так говорила Николаева С.Н. в своей «программе экологического воспитания дошкольников», она же предлагает решать эту проблему «как можно раньше и до конца жизни, именно так можно определить возрастные границы важнейшей в наше время проблемы – экологическое воспитание людей».

В концепции дошкольного воспитания период дошкольного детства определяется как начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность детям дошкольного возраста знаний в зависимости от роста и развития живых организмов, от факторов среды. Наличие экологических представлений, эмоционального положительного отношения к природе и организации полезной деятельности, по мнению ряда авторов, является основой бережного отношения к природе.

Доцент Кондратьева Н.Н. разработала программу экологического воспитания и образования детей и пути ее реализации в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Она считает, что экологическое миропонимание ребенка развивается в процессе освоения им экологического мира.

        Проблема исследования – поиск эффективных форм, методов и средств экологического воспитания детей дошкольного возраста.

        Предметом исследования является экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

        Объектом исследования является процесс воспитания в дошкольном возрасте.

        Цель исследования: раскрыть пути.

        Гипотеза исследования: эффективность экологического воспитания может быть достигнута при следующих условиях:

  • создание уголков природы;
  • создание комнаты природы;
  • наличие площадки природы;
  • создание экологической тропы;

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятие об экологии, экологическом воспитании, экологической культуре;
  • выявить изменения в степени сформированности экологических знаний у дошкольников, в ходе опытов экспериментальной работы;

Для реализации задач будут использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

  1. Изучение литературы по проблеме;
  2. Анализ и обобщение собственного опыта по данной проблеме;
  3. Изучение педагогического опыта;
  4. Наблюдение, беседа с целью изучения особенностей овладения знаниями;
  5. Анализ детских работ с целью выявления отношения к животным объектам;
  6. Практическая работа.

Глава 1 Теоретические основы экологического воспитания детей

дошкольного возраста.

1.1 Понятие экологического воспитания.

В переводе с греческого «экология»-это наука о доме («ойкос»-дом, «логос»-наука). Именно отсюда - название программы и учебно-методического комплекта – «Наш дом – природа». Изначально экология определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Но в нашем столетии экология вышла за рамки биологии, стала и социальной наукой. Появились социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология (или охрана природы). Все эти направления учитывались нами и при отборе содержания экологического образования дошкольников. Экология как наука появилась ещё в конце прошлого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине нашего столетия экология обрела широкую известность, среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков не тронутой природы, когда состояние среды обитания уже сказалось отрицательно на здоровье огромного количества людей. Сейчас мы получаем достаточно много экологической информации, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно её оценить. Иногда обычная информация о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывает панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных).

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ней. Осознанное, правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных формах взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ними.

Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без самым серьезным способом организованного экологического образования и воспитания людей, поскольку действительность любых мер, применяемых к защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому дошкольный и ранний школьный возраст должны стать объектами пристального внимания психологов и педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания.

«Экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя как части мира позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой».

Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля. Мы – часть природы и целиком зависим от нее.

Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях с ней и способах ее сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблема ее охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения, а так же мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируется на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людей и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которых достигается эффект – очевидное проявление начала экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Они сводятся к следующему:

  • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  • создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
  • систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
  • осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
  • выявление уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

1.2 Средства экологического воспитания дошкольников.

В основе любой цивилизации лежит образование – передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. В нынешних условиях жестокого экологического кризиса, только преодоление, которого может обеспечить сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания и образования человека становится, прежде всего, разработка принципов  взаимоотношений человека и природы. В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают большое значение.

Компоненты экологической культуры:

  • экологические знания и умения;
  • экологическое мышление;
  • ценностные ориентации;
  • экологически оправданное поведение.

Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, целостных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.

Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой.

Экологическое образование имеет несколько аспектов:

  • знание экологических проблем и способы их разрешения;
  • развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
  • воспитание целостных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
  • стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Весьма важной и наиболее распространенной формой деятельности являются экскурсии в природу. Сама по себе экскурсия достаточно традиционная форма учебной работы. Вместе с тем она весьма эффективна и способствует выработке определенных практических умений у учащихся, конкретизации теоретических знаний.

Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Учащимся можно поручить выполнение какой-либо полезной работы, направленной на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнения территории, по которой проходит экскурсия, состояние растительного покрова, следов человеческой деятельности и т.д. Предварительные беседы перед экскурсией поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личностного участия в деле охраны природы. Им необходимо рассказать о растениях, формирующих облик сообщества и в значительной мере определяющих облик сообщества, наличие тех или иных животных. Можно рассказывать детям о Красной книге и объяснить, что в природе все взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительный и многообразный мир.

Общение не может строится по принципу «воспитатель всегда прав, а ребенок всегда не прав». Именно поэтому целесообразно (а если точнее, то - нельзя!) говорить ребенку слова: «Неправильно!»; «Не учил!»; «Не знаешь!».

Как же быть? Ведь ребенок действительно отвечал неправильно. Педагог привлекает к оценке ответа других детей. Он говорит ребенку так: «Это твое мнение? Ты так думаешь? А теперь давай послушаем, что думают другие». И тогда истина выявляется не на основе авторитарности и не посредством безапелляционного суждения учителя, а в процессе обсуждения. И ребенок постепенно осознает, в чем он не прав. Если «ненужные слова» все же вырвались у учителя, он должен постараться объяснить дошкольнику, почему его ответ не правильный. И сделать это следует тактично, чтобы не обидеть ребенка.

Важно уметь выслушать детей, давать возможность каждому высказывать свое мнение, не лишать ребенка права на ошибку.

Основным способом ознакомления детей с природой остается непосредственное наблюдение за изменениями в живой и неживой природе. Для активизации мышления им предлагается ответить на поставленные воспитателем вопросы, сравнить, сопоставить, сделать выводы.

Чтобы закрепить впечатления, воспитатель использует художественное слово, народные приметы, загадки, предлагает ежедневно заполнять календарь погоды.

Календарь лучше вести по месяцам. Кроме кармашка с рисунками, на ней имеется кармашек для карточки. Каждый день клеточка заполняется условными знаками, обозначающими погоду данного дня. В конце месяца подводится итог: сколько было дней солнечных, сколько пасмурных, дождливых и т.д., каких дней больше. Так дети наглядно определяют, какая погода в этом месяце преобладала.

1.3 Формы и методы экологической работы в ДОУ:

  • экологические занятия;
  • экологические экскурсии;
  • уроки доброты;
  • уроки мышления;
  • экологические кружки;
  • экологические конкурсы;
  • КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;
  • экологические акции;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • трудовой десант;
  • зеленый патруль;
  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;
  • составление экологических карт;
  • ведение «Панорамы добрых дел»;
  • ведение фенологических календарей природы;
  • коллекционирование;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • экологические музеи;
  • день (неделя) экологического творчества;
  • экологические праздники и фестивали;
  • экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т.д.);
  • экологические сказки;
  • экологические тренинги;
  • инсценировки, театрализация и т.д. ( Рассмотрим некоторые из них.)

Уроки доброты проводятся индивидуально или с небольшой группой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботится о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений. Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).

Темы уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Что такое бережливость?»; «Когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «гармония красок»; «Гармония звуков»; «Что значит быть ответственным?»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Когда они боятся?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Любит – что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что та чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Обсуждение и проигрывание ситуаций - эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации:

  • Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?
  • Дети принесли в живой уголок маленького у беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.
  • Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проше наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
  • Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т.д.

Уроки мышления: усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребенка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?».

Например, «Почему у елки зеленые иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит береза?»; «Где ночуют птицы?»; «Почему муравейники окружены зарослями крапивы, чистотела, малины, шиповника?».

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений, способствует формирования у детей чувства природы.

Экологические экскурсии-экспедиции: основная цель этой формы работы – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследования близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т.д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа, карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т.д.

Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы «Исследование природы».

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Коллекционирование - это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносит вред природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, известняк и т.д.).

Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита?»; «Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он используется?»; «Как его добывают?» и т.д.).

Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы… открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Экологические выставки и экспозиции: цель – ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Экологические наблюдения: их цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.


Глава 2 Игра как средство формирования экологического воспитания у детей дошкольного возраста

2.1 Связь игры с экологическим воспитанием детей

Природа – единственная книга,

каждая страница, которой

полна глубокого содержания.

И.В.Гёте

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой  в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т. е. Он физически и морально не ограничен в этой деятельности.

Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании

Сюжетная игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения) служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых.

Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией.

Игровая обучающая ситуация – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для специально организуются пространства и предметная среда;

- в содержание игры заложены дидактическая  цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.


Глава 3 Выявление степени сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Основная цель раздела, связанного с ознакомлением, - «мир, в котором мы живем» - сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным для ребенка; формировать у него чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов и сопричастности к событиям, проходящим в своем городе и в своей стране.

В основе ознакомления детей с живой и неживой природой (Природа и ребенок) лежит не только и не столько задача передачи знаний, сколько формирование действенного, бережного и ответственного отношения к ней, что составляет первооснову экологического воспитания.

Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года отчетливые результаты в каждой возрастной группе. Опытный воспитатель их замечает «на глаз», но специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. Что и как целесообразно проверять диагностикой?

В программе «Юный эколог» основными категориями являются две – «экологические знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена на выявление у детей и того, и другого компонента. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам; во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

При составлении перспективного плана по экологическому воспитанию дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни я опиралась на следующие источники: программа развития и воспитания в детском саду "Детство" В. И. Логинова, Т. И. Ноткина, М. В. Крулехт и др.; программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: "Наш дом - природа" Н. А. Рыжова; "Юный эколог" С. Н. Николаева; "Мы" Н. Н. Кондратьева; "Программа экологического воспитания старших дошкольников" Л. Бобылева, О. Дупленко; "Семицветик" В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова.; методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004), В. Зебзеева (1998), Т. Зенина (2000), С. Н. Николаева (2002, 2004), Л. Павлова (2002) и др.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к красоте родной природы. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали внимание на их шелест. Мало кто из детей любовался, только что распустившимися цветами, их яркими красками. Поэтому я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению я использовала интегрированный подходпредполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. Поэтому важное внимание в своей работе я уделяла экологическим занятиям. Очень помогли мне книги "Игровые экологические занятия с детьми" Молодовой Л. П., "Добро пожаловать в экологию!" Воронкевич О. А., "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве" Николаевой С. Н. Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. В работе с детьми я использовала различные типы экологических занятий: первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные и игровые. На экологических занятиях я знакомила детей с внешним видом животных и растений, учила их распознавать, узнавать о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения, так же знакомила их с сезонными изменениями, происходящими в природе (смена времен года).

На занятиях, основной моей задачей являлось раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы.

Мною были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Были проведены занятия на темы: "Кто живет в реке и в озере", "В гостях у Гриба - Лесовика" и др.

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому я постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Например, была проведена целевая прогулка "Зима на участке детского сада".

В ходе прогулок я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы вместе с детьми организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на нашем участке имеется такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через такие игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

Например, наблюдая за изменениями, происходящими в природе осенью, я пыталась сформировать представление об осени у детей на основе трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений в живом мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении всей работы у детей накапливаются конкретные знания о том, что происходит с природой осенью. В старшем дошкольном возрасте важно осознание того, что преобразования происходят постепенно. Именно поэтому обобщенное представление об осени у дошкольников формировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости.

В своей работе с детьми я также использовала следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке (январь - февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль - март); за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель - май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время). При проведении таких циклов наблюдений я заметила, что у детей создается прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.

При формировании экологических знаний у детей я придавала большое значение исследовательской деятельности проведению опытов. Опыты я всегда строила на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В ходе обучения я обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям я заметила, что у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, в парке, на берегу реки во время экскурсии дети собирали природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы, исследовали растения, почву, воду, камни и т. д. С нашими детьми были организованы очень интересные экскурсии в природу: "Осенний лесопарк", "Весна - красна" и многие другие. Красота природы, окружающая детей, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Важное внимание при формировании экологических знаний у детей я уделяла прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использовала литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми я проводила беседу, задавала вопросы, видела в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Очень приятно, когда дети сами задают вопросы, где видно, что у них проявляется забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.

Большое значение при закреплении экологических знаний у детей я придавала ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Для удобства использования экологических игр на занятиях мною были изготовлены картотеки экологических игр по возрастам. С детьми мы играли в различные экологические игры: "Что сажают в огороде", "Найди листок, как на дереве", "Вершки - корешки", "Огонь, вода, земля, воздух", "Знаешь ли ты грибы?", "Узнай и назови", "Путешествие по лесу" и многие другие. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы, например "Приготовь лекарство", "Построй домик животному".

Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов. Всем детям очень понравилось такое занятие как выращивание цветов на нашем участке. Ведь это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. На территории нашего участка имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии.

В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине требующие разнообразных приемов ухаживания. Я заметила, что при получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства.

Хорошей традицией у нас стала забота о зимующих птицах. Еще с младшей группы я проводила различные занятия, беседы с детьми о птицах. Я рассказывала детям о том, как птицам тяжело в зимнее время, о том, как люди могут им помочь пережить холодную зиму. Вместе с детьми на прогулках зимой мы всегда подкармливали птиц, наблюдали за тем, как они клюют корм, как перемещаются по нашему участку. У детей это вызывало огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах. А в старшей группе мы с ребятами даже приняли участие в городской природоохранной акции "Поможем птицам". Целью этого мероприятия явилось формирование гуманного отношения к обитателям природы - зимующим птицам, а так же воспитание интереса и желания заботиться о них: делать домики, подкармливатьЕще больший интерес и желание помогать зимующим птицам у детей вызвало это мероприятие.

Большое значение я придавала работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии).

В начале работы я выяснила, как родители относятся к проблемам экологического воспитания детей, и провела анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей", которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Оказалось, что многие родители думают, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому мною проводились групповые, индивидуальные беседы с родителями, давались краткие советы и рекомендации.

Мною было проведено родительское собрание на тему "Экологическое воспитание дошкольников", где я поставила перед родителями следующие задачи:

Приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья; учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным, при необходимости оказывать им помощь; систематически в доступной форме объяснять детям взаимосвязь природы и человека; воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

Я советовала родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы, объясняла, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это отводить специально не надо, достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как блестит снежок, как сверкает иней на деревьях.

Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада, выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое. Для родительского уголка я подобрала и оформила следующие консультации:

В ходе работы я предлагала родителям сходить с детьми в лес, к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советовала родителям, какие книги можно прочитать с детьми, какие стихи разучить. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

В результате проделанной работы есть положительные результаты: повысился уровень экологической культуры у детей; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по охране её; развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.


Заключение

Природа влияет на всестороннее развитие личности, правильно организованные работы в природе развивают ребенка умственно (расширяют круг знаний о природе, воспитывают интерес к природе).

Через природу мы воспитываем коллективизм, взаимопомощь, доброе чувство по отношению ко всему живому, уважение друг к другу влияет на физическое развитие ребенка. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Экологическое воспитание – это формирование осознано правильного отношения детей к объектам природы. Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Вы первыми вводите малыша в этот прекрасный мир природы, раскрываете перед ним его тайны и законы, воспитываете правильное отношение к природе (доброе, милосердное, гуманное), потребность в ее познании.

Наблюдение – сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как сознательная деятельность взрослого и ребенка. Наблюдения за цветущими растениями многократно повторяются, так как каждая новая встреча со знакомым предметом радует детей. Эта радость узнавания и есть познание.

Животные привлекают ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Большинство детей пытается вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что это живые существа.

Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно.

Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно обращаться с животными, чтобы оно не было опасным ни для животных, ни для ребенка.

Дошкольный возраст является важным этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

С принятием законов РФ «Об охране природной среды» и «Об образовании» и постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30. 03. 1997 № 4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.


Список используемой литературы:

  1. Величко С.Н., Светличная Т.Н. Мы выходим на прогулку- Кокшетау: «Келешек- 2030»,2010
  2. Издательский центр «Академия», 2002г.
  3. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов «Просвещение».
  4. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.,2004
  5. Лучин В. В., Детям о природе. «Просвещение», 1989г.
  6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников.
  7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М.,1995-267с
  8. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991
  9. Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997
  10. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск,1976
  11. Ушинский К. Д. Избр. пед. произведений. 1968г.
  12. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика.-М.,Просвещение,1978-301с

Приложение1

Консультация для родителей «Роль экологических игр в развитии детей»

Дошкольное детство – это период игры. Это подтверждают многие педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский в своих работах назвал её ведущим видом деятельности дошкольника.

Игра, по его мнению, оказывает на дошкольника развивающее воздействие. В сюжетно-ролевых играх ребенок приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в интересную игру. Особенно захватывающими являются игры сверстников: дети распределяют роли и воспроизводят не только профессиональные действия взрослых, но и их взаимоотношения.

Дидактические игры обычно содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, память, внимание детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактические игры чаще всего бывают совместными и требуют двух-трех и более участников. Все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчинятся установленным правилам игры. В подвижных играх совершенствуется координация движений, формируются двигательные навыки и умения, развиваются сила и выносливость.

Игра доставляет ребенку большую радость, потому что дает ему возможность активно действовать. « Ребенок до десятилетнего возраста, - писал М.Горький, - требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир и, прежде всего и легче всего, в игре, игрой ». Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Старшие братья и сестры охотно включаются в них. Взрослые члены семьи также могут быть прямыми или косвенными участниками сюжетно-ролевых игр детей. Участие в игре помогает взрослым проникнуть в мир интересов ребёнка.

Известно, что существуют самые разные темы и сюжеты игр. Важное место занимают игры с природным содержанием, которые строятся на знаниях ребёнка в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т.д., заинтересованность этой «областью действительности», несомненно, найдёт отражение в играх.

Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута дошкольником на основе впечатлений от различных его жизни: посещения цирка, поездки на юг или в деревню и т.д. В любом случае игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребёнка. Важно, чтобы взрослый понимал, что игра- это серьёзное дело: в ней ребёнок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомлённость, проявляет активность и творчество. Деликатное вмешательство взрослых обобщает содержание игры, улучшает их отношения с ребёнком.

В семье можно широко использовать дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, например: «Зоологическое лото», «Кто, где живёт», «Живая природа» и т.д. Время от времени на досуге играйте с детьми в эти игры. Это поможет ребёнку запомнить названия растений и животных. Кроме того рассматривая карточки лото, вместе вспомните, где вы видели такие растения, где встречали таких животных: поговорите об их особенностях и образе жизни, среде обитания, повадках. С детьми можно играть в словесно-дидактические игры, даже когда взрослые заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем заняться.

- Давай поиграем. Я буду загадывать вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. «Ну-ка, закрой глаза и открой рот!»- говорит взрослый и кладёт в рот малышу кусочек морковки, которую режет для супа. Ребёнок хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а взрослый как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить морковку на вкус не сложно - каждый ребёнок пробовал её, сырую или варёную. Труднее выделить и назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда ешь, - сладкая. Можно положить ребёнку в рот капусту, свеклу, веточку укропа, лук и т.д. Ребёнок отгадывает и объясняет, как он разгадал «съедобную» загадку.

Можно предложить отгадывать фрукты или овощи на ощупь ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в руки яблоко, морковку или луковицу. Ощупав предмет, ребёнок должен отгадать и назвать его.

Игра способствует развитию сенсорных способностей ребёнка и может долго его занимать; её можно разнообразить: класть в руки малышу то хорошо знакомые, то малознакомые предметы; то один, то два плода для их сравнения и т.д.

Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь и мыслительные способности ребёнка. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Вот мама с ребёнком возвращается из детского сада и заходит в овощной магазин. Мама рассматривает товар на прилавке и решает, что надо купить. Чтобы скрасить ожидание ребёнка, она предлагает поиграть.

- Хочешь узнать, что я буду покупать?- спрашивает мама и, получив утвердительный ответ, продолжает. - Я буду загадывать тебе загадки про овощи, а ты по описанию отгадай, что это. Слушай: растёт в огороде, на грядке, сидит в земле долго; сама круглая с хвостиком, тёмно-красная. Что это? Ребёнок, наверняка, отгадает, что это свекла. Можно предложить ребёнку самостоятельно придумать загадки-описания, это будет способствовать развитию его речи.

- Теперь ты придумай загадку. Сходи к прилавку, посмотри, что там есть, и загадай мне. Я попробую отгадать.

Старайтесь чаще играть с ребёнком в словесные игры - они не требуют особых условий и дополнительного материала.

Словесные дидактические игры развивают в ребёнке не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории.

Вот некоторые игры.

«Когда это бывает?» (взрослый называет природное явление, а ребёнок время года). Например:

- снег идёт …. (зимой)

- радуга на небе …. (летом)

- прилетают скворцы …. (весной) и т.д.

«Что в природе бывает круглым?» (солнце, луна, планеты, апельсин и т.д.).

«Что третье?» (взрослый называет два похожих предмета, а ребёнок должен подобрать к ним третий). Например:

- ворона, голубь (сорока)

- солнце, облако (радуга)

- цветок, лист (корень) и т.д.

Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах. При этом у него будут развиваться быстрота реакции, ориентировка в пространстве, появится возможность использовать имеющиеся знания.


Приложение 2

Рекомендации для родителей по воспитанию экологической культуры у дошкольников

Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

В дошкольном возрасте ребёнок впервые соприкасается с природой. Не теряйте времени зря – прививайте азы экокультуры с раннего возраста.

1.Гуляйте пешком как можно дольше. Не обязательно ходить далеко – и во дворе найдётся много интересного. Обращайте внимание ребёнка на всё, что находится вокруг него: какой текстуры песок, как стучат камешки, как шелестят листья, какой след может оставить палочка на мокрой земле.

2.Просвещайте ребёнка, как называются те или иные природные объекты и явления. Используйте для характеристики стихи, песенки, пословицы и поговорки, загадки.

У малыша значительно увеличится объём словарного запаса и сформируется позитивное восприятие природы.

3.Посадите цветы. Найдите возможность посадить что-то вместе с ребёнком: цветы, садовую зелень или деревце. Малыш увидит, как растут растения – это будет для него открытием и одним из первых шагов осознания экосистемы.

4.Делайте поделки из природных материалов. Заведите привычку каждую осень заготавливать природный материал для детского творчества: осенние листья, жёлуди, сухоцветы, семена, соломку, каштаны, шишки, бересту и прочее. Из них получаются чудесные фигурки, панно и аппликации!

5.Читайте. А читая, беседуйте с малышом на нравственную тематику, анализируйте поступки героев сказок и стихов. Так можно воспитать экологически этичную личность.

6.Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

7.Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе, нет и не может, быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых  может привести к крайне нежелательным последствиям.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Мы любим природу»

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детейдошкольного возраста на тему:«Мы любим природу»...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Мы любим природу»

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детейдошкольного возраста на тему:«Мы любим природу»...

Методическая разработка Экологическое воспитание детей четвертого года в процессе ознакомление с природой родного края воспитатель

Экологическое воспитание значимо и для личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях, оно оказывает интенсивное влияние на его ум...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках программы «Хранители природы» по направлению «Открываем мир природы».

раВоспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.боты:...

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»...

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...