Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
материал на тему

В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха, эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формитрования нового человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Духовно – нравственное воспитание дошкольников».

«Как ищут деревья в лесу своими корнями

плодородную почву, сплоченную из

пластов давно упавших листьев, так и

народ живет теми духовными устоями,

которые создавались от доблести,

геройства, стремлений, страданий и

надежд предшествующих поколений.

В этом заключается живительная сила,

которую исчезнувшие поколения

выработали для поколений грядущих…»

Александр Селянинов.

В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности.

Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определённой культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе её составляющих констант: государственной, религиозной, этнической.

В одном из ежегодных Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент России В.В. Путин отметил, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма.

В рамках реализации постановления губернатора области от 9 декабря 2004 г. № 224 «О мерах по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи», в целях воспитания в обществе духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины, в области разработана концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области». Концепция призвана способствовать восстановлению духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа, каждого жителя Белгородской области.

В частности в ней сказано, что возрождение Российского государства, поворот к демократизации, гуманизации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной социальной политики. Её новое понимание закреплено в действующей Конституции России, в правовых актах Российской Федерации. По сути, пересмотрена сама концепция развития всей государственной социальной системы (в том числе образования, культуры, здравоохранения), в которой чётко определены новые принципы, утверждающие гуманистическую и демократическую ориентацию в работе социальных институтов разных уровней.

Одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности и на национальных основах, и в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что, по сути, является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения. Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями.

И в связи с этим переосмысливается роль православия в истории России и по-новому оценивается его принципиальное влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Ознакомление детей с основами православной культуры является составной частью работы по ознакомлению их с культурно-историческими ценностями и традициями народа, обращению к духовным истокам, что, в конечном счете, способствует формированию гражданственности и патриотизма.

Начиная с 1992 г. в России появилась возможность создания сети православно-ориентированных дошкольных учреждений с целью воспитания детей на ценностях православия, основы которых должны закладываться с самого раннего детства. За сравнительно небольшой период времени православное дошкольное воспитание прошло серьезный путь, отражающий поиски различных подходов к организации, формам и содержанию деятельности ДОУ. Опыт православного воспитания детей дошкольного возраста имеется в ДОУ Владимирской, Московской, Калужской, Псковской областях, в городах Новосибирск, Саратов, Санкт-Петербург и др. И все же в масштабе целой страны, к сожалению, образовательных учреждений, которые бы использовали православную культуру в воспитании детей, очень мало. Ощущается нехватка в инструктивно-методических материалах, конкретных пособиях по организации работы ДОУ, воспитательно-образовательной работы с детьми, семьями. Педагоги сталкиваются с такой проблемой, как замена в некоторых программах дошкольного воспитания раздела «нравственное воспитание» на «социальное развитие».

В 1993 г. авторами православной педагогики впервые была разработана «Концепция православного дошкольного воспитания», которая позволила развить систему православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание и методика воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. За последние годы создан ряд авторских программ и методических материалов, таких как: «Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста» А.Алексеевой, «Основы христианской культуры» Афанасьева С., «Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье» Алексеева Н.М., «Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе» Феоктистова Т.Г. совместно с Челябинским педагогическим университетом. Над программой для детей старшего дошкольного возраста «Православная культура» работали специалисты Курского педагогического университета, под руководством профессора Меньшикова В.М. Ряд комплексных и парциальных авторских программ, ориентированные на культурные традиции, представлены на Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ: «Рождение и воспитание здорового ребенка», «К здоровой семье через детский сад», разработанные Санкт-Петербургской медицинской Академией постдипломного образования и т.д.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей и подростков является актуальной в системе образования Чернянского района. Распоряжением главы местного самоуправления №371 от 23.11.2005 года утверждена районная подпрограмма по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи «С верой в Отечество» на 2006 – 2008 годы, которая стала ориентиром в работе учреждений образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Коллективом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида» в соответствии с областными и районными документами, с учетом методических норм и требований разработана программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Отчий 
край – Святое Белогорье», которая определяет основные направления работы коллектива по названной проблеме.

Программа «Отчий край - Святое Белогорье» является результатом многолетней работы педагогического коллектива и представляет собой оригинальную педагогическую технологию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Основным стержнем программы является Концепция воспитательной системы духовного становления личности детей дошкольного возраста.

    В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.

        Так что такое духовно-нравственное воспитание детей? Это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.

       Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

       Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Я считаю, что очень  важно заниматься духовно-нравственным  воспитанием детей с раннего возраста.

       Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»?

        Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.

       Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.

        В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это, может быть,  Карлсон,  который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми; медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.

       Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

      Ещё я думаю, что общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Валеологическое воспитание дошкольников»

Счастье быть здоровым в наших руках. Одна из важнейших задач в области дошкольного воспитания – это сохранение здоровья ребенка....

Доклад по экологии "Экологическое воспитание дошкольников"

Доклад по экологии "Экологическое воспитание дошкольников"...

Доклад для родителей нравственное воспитание дошкольников старшаяя группа

Доклад для родителей нравственное воспитание дошкольников...

Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".

Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...

Доклад по теме: «Трудовое воспитание дошкольников»

Доклад по теме: «Трудовое воспитание дошкольников»...