МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ
статья на тему

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ

        Овладение письмом - длительный, трудоемкий процесс. Значительное число пяти- шести - семилетних детей испытывают трудности в освоении письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно - напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. [1].

        Прежде чем учить писать элементы букв, детей нужно подготовить к этому. Такой подготовкой будут изобразительная деятельность: лепка, рисование, вырезывание и наклеивание - и специально подготовленные упражнения: обводка и штриховка геометрических фигур и контурных изображений овощей, фруктов, листьев и т.д. Обводкой, штриховкой, составлением различных узоров дети могут заниматься самостоятельно. [11].

        В школе играет важную роль подготовленность детей к письму, для этого необходимо следовать целенаправленным, последовательным занятиям. Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по 4 основным направлениям:

1.Развитие руки.

2.Подготовка к технике письма.

3.Аналитико-синтетическая деятельность.

4.Формирование элементарных графических умений.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание. [10]

        Развитие руки. Необходимо сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами - большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп».

        Необходимо упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труду (например, манипулирование с иголкой), в процессе лепки.

       Подготовка к технике письма. Необходимо развивать пространственную ориентировку. В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив. Прежде всего, ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки можно отработать знания детей по ориентировке, как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой - верх, под ногами - низ, за спиной - сзади, перед собой - спереди). При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».

        Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отражение ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений. Полученные знания по ориентировке в пространстве ребенок должен «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). Насколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа. Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетные картинки. [10].

        Необходимо развивать чувства ритма. Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального сопровождения. То же самое о выполнении ритмических упражнений в письме. В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).

         Необходимо познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней. В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму. В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке.

        Необходимо познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера. Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, затем - рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует. Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.

        Аналитико-синтетическая деятельность. Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов. Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок). Анализ образа букв - этот процесс состоит из умения ребенка определять:

-количество элементов (сколько элементов составляет буква?)

-характеристику элементов (какие это элементы?)

-пространственное расположение элементов в букве

      Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образы букв из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов. В игровых упражнениях ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

        Формирование элементарных графических умений. Задача педагога направить формирование элементарных графических умений в нужное русло, способствовать их закреплению. Ребенка необходимо упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее), проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребенка к письму

Консультация для педагогов и родителей по подготовке детей к школе. Речь идет о важности сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет; как распознать неправильный навык, как исправить; как ...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ на тему: «Подготовка руки ребенка к письму»

В данной работе представлен материал для родителей детей подготовительной к школе группе, в котором описываются игры и упражнения, помогающие подготовить руку ребенка к письму....

Подготовка руки ребенка к письму в процессе рисования

Занятия по изобразительной деятельности рассматриваются не только как средство художест­венно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитани...

Методические рекомендации для воспитателей к подготовке руки дошкольника к письму.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практичес...

Подготовка руки ребенка к письму как один из путей педагогической готовности ребенка к школьному обучению

        Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышени...

Консультация для воспитателей: «Подготовка руки ребенка к письму в непосредственно-образовательной деятельности «Художественное творчество»

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу - обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению пр...

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ «ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР» СТАРШАЯ ГРУППА

Ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму....