Подготовка руки ребенка к письму в процессе рисования
консультация по рисованию (подготовительная группа) по теме

Карпова Елена Алексеевна

Занятия по изобразительной деятельности рассматриваются не только как средство художест­венно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом.

Большое значение имеет ри­сование, так как оно тесно взаимосвязано с пись­мом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учеб­ная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения ру­ки, подчинять их зрительному контролю, регули­ровать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_ruki_k_pismu_v_protsesse_risovaniya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Подготовка руки   ребенка к письму

в процессе  рисования

       Осуществление перехода к обучению в школе детей выдвигает перед детским садом ответственную задачу - обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению программой первого класса.

Занятия по изобразительной деятельности рассматриваются не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. 

Большое значение имеет рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.

Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Они, прежде всего, выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. Так, если написание букв, слов, предложений ограничено единицей пространства (клетки, строки, линии), то в рисовании лист бумаги используется шире и свободнее. Хотя и в рисовании надо придерживаться определенного порядка (предметы располагают в нижней, верхней части листа, в середине и т. д.).

При обучении  рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий. Эти особенности можно представить так :

Развитие движений руки при рисовании и письме

Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисовании

Характер движения руки, положения тетради, карандаша  при  письме

Локоть и кисть правой руки находится на весу.

Кисть повернута боком или книзу. Положение не   фиксировано.

Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша.

Бумага лежит прямо, ровно от края стола.

Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно.

Более широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями.

Локоть и кисть   правой руки лежат па столе.

Кисть    повернута    книзу   с опорой на мизинец.

Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша.

Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди.

Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажима, обратно движение не проводится.

Движения руки строго ограничены.

Учет приведенных особенностей в обучении рисованию поможет воспитателю детского сада организовать работу с детьми по подготовке руки к письму, дифференцированно рассматривать развитие движений руки, регуляции размаха и т. д. Это важно потому, что на первоначальном этапе обучении детей прежде всего затрудняет техника письма (умение правильно и четко изобразить письменные  знаки).

  Дети должны  учиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. Для них важны такие качества движений, как координированность, точность, гибкость, ритмичность. А это связано с развитием произвольного внимания, наблюдательности, целеустремленности.

Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Ведь детям надо одновременно освоить графические, орфографические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребенка значительных усилий. И в этом ему необходимо помочь.

Затем внимание детей направляется на орфографию и стилистику письма. Поэтому еще в дошкольном возрасте им надо усвоить необходимые движения руки при овладении графическими умениями на занятиях по рисованию.

Известно, что развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко производить ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения хорошо использовать упражнения в штриховке (накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер). При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева на право в равномерном, ритмичном повторении.

Также можно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых, сочетаются горизонтальные, вертикальные  прямые линии,    наклонные,    вогнутые,   волнистые   линии,  замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.). Эти упражнения  должны выполняться занимательной форме, быть интересны по содержанию, например, декоративные рисунки. Воспитателю уместно учитывать тягу дошкольников

к узорной деятельности, привлекающей их ритмом движения, возможностью шире и свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразные их комбинации друг с другом, неоднократно повторять и чередовать элементы орнамента, украшать ими различные предметы.

Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительной задами: красиво, четко передать очертание элемента украшения, повторить его определенное количество раз в зависимости от построения орнамента па той или иной поверхности, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения.

Таким образом, декоративная деятельность выступает как основное, средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и  формирования графических  навыков, что так важно при овладении навыками письма.

В результате упражнении в рисовании узоров движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Воспитателю необходимо научить ребенка не напрягать руку и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками и фломастерами, четко передавать конфигурацию элементов узора, отображать ритм, симметрию расположения украшения, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал.

В орнаментальной деятельности дети практически познают приемы расположении элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др..).

Декоративное рисование является важным средством развития воображения, творческой активности, изобретательности ребенка, его инициативности. Поэтому воспитатель должен предоставлять ему возможность самостоятельно подбирать цвета и их сочетания, находить и использовать в узорах новые композиционные решения на основе творческого применения образцов народного орнаментального искусства. При их отборе надо учитывать доступность техники изображения возможностям детей, степень выразительности, привлекательности узоров дли дошкольников в яркости цветовых сочетании, четком композиционном строе, чередование элементов по величине, форме и т. д.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий, штрихов, точек, использовании ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс формирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги.

В основе графических образов в детских рисунках лежат линии разного направления. Дети учатся изображать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов», «столбиков» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «елочку», «дерево». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «бублика»., «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов (большие и маленькие), цветовые сочетания.

Рисование прямоугольных форм дается путем сочетания  пары вертикальных и горизонтальных полос, проводимых на определенном расстоянии друг от друга. Здесь подходят такие задания, как «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнить какими-то изображениями. Например, в плоскость рамы может быть вписана «картина», па «окне» поместить колобка или показать, как «светит солнышко в окошко». Таким образом, происходит развитие замысла младших дошкольников, активизируется их небольшой опыт, начинает формироваться самостоятельность.

К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приемами сочетания округлых, прямоугольных форм, линий разного направления («тележка», «вагончик», «скворечник», «неваляшка», «матрешка», «цветок», «жук» и др.)

В процессе создания этих рисунков воспитатель учит ребенка удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз на определенном расстоянии друг от друга в соответствии с формой, строением предмета и расположением его на поверхности листа бумаги.

Чтобы сохранять интерес детей к содержанию занятий  по рисованию,    необходимо    давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов.   Воспитателю важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастера.   Так, «ниточки», «колечки», «клубочки»   выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть более широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги.

В средней группе декоративное рисование выделяется как специфический вид занятия, основанный на ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством         - с расписной глиняной  игрушкой (филимоновская, дымковская, каргопольская), художественной керамической посудой, народными вышивками, кружевом, ткаными изделиями (салфетки, полотенца, декоративные ткани, ковры). В их орнаментации часто используются простые по форме, плоскостные и яркие по своей трактовке геометрические элементы, состоящие из красочных полос, клеток, точек, дуг, мазков в разных комбинациях друг с другом, что соответствует программе обучения рисованию детей пятого гола жизни.

Красочно украшенные предметы дошкольники сразу выделяют, легко воспринимают в них ритмически построенные элементы, запоминают очертания, композиционный строй, цветовые сочетания и с большим интересом воспроизводят в своих узорах их многообразные варианты.

Из многочисленных образцов народной росписи, вышивок, ткачества (подходят мотивы русских, украинских, белорусских, прибалтийских и других орнаментов) воспитатель должен отобрать наиболее простые по средствам изображения и интересные для детей узорные задания с постепенно усложняющимся содержанием. Это обеспечит усвоение детьми программных требований, развитие изобразительных способностей каждого ребенка.

На занятиях по декоративному рисованию воспитатель обращает внимание на качество выполнения узоров, их красоту. Поэтому полоски в виде каймы платка или коврика должны быть ровными (для этого их надо проводить неотрывно слева направо или сверху вниз плавным движением руки), штрихи, точки, мазки, дуги — ритмически повторяющимися, чередующимися по окраске или между собой. Наиболее эффективно они смотрятся на бумаге, вырезанной в форме полотенца (прямоугольник), блюдца (круг), салфетки (квадрат) и т. д. Узоры в них вписывают по углам, по кайме, по окружности с фиксированной серединой, по противоположным концам прямо угольника-полотенца, что дает возможность применять бесконечные варианты украшении не только по композиционному принципу орнаментации, но и по цвету, комбинациям элементов. Это требует проявления выдумки, организации поиска наиболее  красочных      предметов    составления   узора.

На рисунке  представлена примерная последовательность выполнения заданий по декоративному рисованию в средней группе, разработанных на основе применения несложных мотивов украшения (по типу народных вышивок, росписи, ткачества).

Это варианты узорного оформления платков полосками путем их расположения по вертикали и горизонтали, чередования по цвету и ширине полос. Здесь можно предложить детям сделать выбор техники исполнения орнамента карандашами, фломастерами, красками или взять их сочетания в одном рисунке для достижения большей выразительности украшения.

В орнаментации  можно включить в узор линии разного направления и протяженности. Так, наряду с прямыми вертикальными  изобразить наклонные линии и их пересечения, образующие косую клетку, елочки, звездочки. При украшении салфетки дети могут чередовать звездочки в клетках по цвету, поочередно располагать штрихи-полоски разной окраски по краям квадрата или использовать один какой-то  цвет, повторяющий окраску звездочек,  разделяющих полосок-клеток.

Варианты горизонтальных лент или тесьмы создают из комбинаций полос, звездочек, точек, дуг, кругов, образующих то цепочку треугольников со звездочками и мазками на вершинах, то точки с повторяющимися над и под ними дугами, то цветы, растущие как бы между дугами, в чередовании с веточками. Здесь можно использовать разные цвета, сочетать рисование красками и фломастерами, цветными карандашами, чтобы по-разному использовать силу звучания разного материала и применять этот эффект в узоре.

Представленные образцы украшения кругов и других форм даны в виде узорного оформления посуды мазками, точками, кругами, дугами. Их расположение  подчиняется строгому движению узора по окружности, краю предмета или свободно группируется на его поверхности.

При выполнении подобных заданий воспитателю важно научить детей упражнять руку, развивать ее гибкость, точность, что достигается в процессе более правильного изображения элементов орнамента, их расположении на плоскости бумаги в строгом порядке, сочетании мотивов по длине, толщине, окраске, в аккуратном и быстром исполнении.

Решение этих задач продолжается и закрепляется в старшей группе  (шестой год жизни), где содержание  занятий   но декоративному   рисованию   должно    подвести к    образованию у детей прочного навыка управления своими движениями при рисовании (карандашами, красками, фломастерами). У них необходимо развивать координированность, гибкость, точность движений. Движения руки ребенка с карандашом или кистью при рисовании должны стать увереннее, смелее, целенаправленнее. Поэтому важно учить его не выходить за контур изображения при закрашивании и штриховке, выдерживать направление линий до заданного места, произвольно делать остановку, понимать опорную линию.

Для формирования этих умений и навыков следует тщательно отобрать содержание узорной деятельности дошкольников, постепенно подвести их к передаче более сложного содержания, начиная от отработки простых украшений линейного характера разного направления, комбинаций, протяженности до изображения замысловатых спиралей, крючков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6885392","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 300px; width: 211px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"68...

Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению пр...

Консультация: «Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению пр...

ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ

ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ...

Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием

Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитани...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»

Консультация для родителей будущих первоклассников«Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»...

Рисование и подготовка руки ребенка к письму. Есть ли связь?

Рисование - это важная деятельность в жизни детей. Благодаря рисованию дети проходят путь развития, который развивает детей, оказывает влияние на развитие умственных, нравственных потребностей детей....