Консультация: «Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Дидковская Надежда Ивановна

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению программой первого класса.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_po_risovaniyu.docx52.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению программой первого класса.

Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. Большое значение имеет рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.

Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Они прежде всего выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. Так, если написание букв, слов, предложений ограничено единицей пространства (клетки, строки, линии), то в рисовании лист бумаги используется шире и свободнее. Хотя и в рисовании надо придерживаться определенного порядка (предметы располагают в нижней, верхней части листа, в середине и т. д.).

При обучении рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий. Эти особенности можно представить так.

Развитие движений руки при рисовании и письме

Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисовании

Локоть и кисть правой руки находится на весу

Кисть повернута боком или книзу. Положение не фиксировано

Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша

Бумага лежит пряно, ровно от края стола

Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно

Более широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями

Характер движении руки, положения тетради, карандаша при письме

Локоть и кисть правой руки лежат на столе

Кисть повернута книзу с опорой на мизинец

Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша

Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди

Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажина, обратно движение не проводится  движения руки строго ограничены

Учет приведенных особенностей в обучении рисованию поможет воспитателю детского сада организовать работу с детьми по подготовке руки к письму, дифференцированно рассматривать развитие движений руки, регуляции размаха и т. д. Это важно потому, что на первоначальном этапе обучения детей прежде всего затрудняет техника письма (умение правильно и четко изобразить письменные знаки). Дети должны учиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. Для них важны такие качества движении, как координированность, точность, гибкость, ритмичность. А это связано с развитием произвольного внимания, наблюдательности, целеустремленности.

Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Ведь детям надо одновременно освоить графические, орфографические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребенка значительных усилий. И в этом ему необходимо помочь.

Затем внимание детей направляется на орфографию и стилистику письма. Поэтому еще в дошкольном возрасте им надо усвоить необходимые движения руки при овладении графическими умениями на занятиях по рисованию.

Известно, что развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко производить ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения хорошо использовать упражнения в штриховке (накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер). При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.

Также можно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.). Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию, например декоративные рисунки. Воспитателю уместно учитывать тягу дошкольников к узорной деятельности, привлекающей их ритмом движения, возможностью шире и свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразные их комбинации друг с другом, неоднократно повторять и чередовать элементы орнамента, украшать ими различные предметы.

Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительной задачи: красиво, четко передать очертание элемента украшения, повторить его определенное количество раз в зависимости от построения орнамента на той или иной поверхности, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как основное средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма.

В результате упражнений в рисовании узоров движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Воспитателю необходимо научить ребенка не напрягать руку и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками н фломастерами, четко передавать конфигурацию элементов узора, отображать ритм, симметрию расположения украшения, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал.

В орнаментальной деятельности дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.).

Декоративное рисование является важным средством развития воображения, творческой активности, изобретательности ребенка, его инициативности. Поэтому воспитатель должен предоставлять ему возможность самостоятельно подбирать цвета и их сочетания, находить и использовать в узорах новые композиционные решения на основе творческого применения образцов народного орнаментального искусства. При их отборе надо учитывать доступность техники изображения возможностям детей, степень выразительности, привлекательности узоров для дошкольников в яркости цветовых сочетаний, четком композиционном строе, чередовании элементов по величине, форме и т. д.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий, штрихов, точек, использовании ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс формирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги.

В основе графических образов в детских рисунках лежат линии разного направления. Дети учатся изображать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов», «столбиков» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «елочку», «дерево». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов (большие и маленькие), цветовые сочетания.

Рисование прямоугольных форм дается путем сочетания пары вертикальных и горизонтальных полос, проводимых на определенном расстоянии друг от друга. Здесь подходят такие задания, как «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнить какими-то изображениями. Например, в плоскость рамы может быть вписана «картина», на «окне» поместить колобка или показать, как «светит солнышко в окошко». Таким образом, происходит развитие замысла младших дошкольников, активизируется их небольшой опыт, начинает формироваться самостоятельность.

К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приемами сочетания округлых, прямоугольных форм, линий разного направления («тележка», «вагончик», «скворечник», «неваляшка», «матрешка», «цветок», «жук» и др.).

В процессе создания этих рисунков воспитатель учит ребенка удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз на определенном расстоянии друг от друга в соответствии с формой, строением предмета и расположением его на поверхности листа бумаги.

Чтобы сохранять интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Воспитателю важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастера. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть более широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги.

В средней группе декоративное рисование выделяется как специфический вид занятия, основанный на ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством — с расписной глиняной игрушкой (филимоновская, дымковская, каргопольская), художественной керамической посудой, народными вышивками, кружевом, ткаными изделиями (салфетки, полотенца, декоративные ткани, ковры). В их орнаментации часто используются простые по форме, плоскостные и яркие по своей трактовке геометрические элементы, состоящие из красочных полос, клеток, точек, дуг, мазков в разных комбинациях друг с другом, что соответствует программе обучения рисованию детей пятого года жизни.

Красочно украшенные предметы дошкольники сразу выделяют, легко воспринимают в них ритмически построенные элементы, запоминают очертания, композиционный строй, цветовые сочетания и с большим интересом воспроизводят в своих узорах их многообразные варианты.

Из многочисленных образцов народной росписи, вышивок, ткачества (подходят мотивы русских, украинских, белорусских, прибалтийских и других орнаментов) воспитатель должен отобрать наиболее простые по средствам изображения и интересные для детей узорные задания с постепенно усложняющимся содержанием. Это обеспечит усвоение детьми программных требований, развитие изобразительных способностей каждого ребенка.

На занятиях по декоративному рисованию воспитатель обращает внимание на качество выполнения узоров, их красоту. Поэтому полоски в виде каймы платка или коврика должны быть ровными (для этого их надо проводить неотрывно слева направо или сверху вниз плавным движением руки), штрихи, точки, мазки, дуги — ритмически повторяющимися, чередующимися по окраске или между собой. Наиболее эффективно они смотрятся на бумаге, вырезанной в форме полотенца (прямоугольник), блюдца (круг), салфетки (квадрат) и т.д.. Узоры в них вписывают по углам, по кайме, по окружности с фиксированной серединой, по противоположным концам прямоугольника-полотенца, что дает возможность применять бесконечные варианты украшений не только по композиционному принципу орнаментации, но и по цвету, комбинациям элементов. Это требует проявления выдумки, организации поиска наиболее красочных предметов составления узора.

Так в занимательной, увлекательной форме происходит упражнение руки детей в изображении элементов разного содержания, направления, их расположения в определенном порядке (по прямой, по окружности, в середине, по углам, сторонам и т.д.).

При анализе детских узоров следует учитывать четкость передачи формы элементов; правильное и разнообразное построение узоров, использование в них ритма, симметрии, чередования двух или более элементов: красочность орнаментов, применение в них разных приемов сочетаний цветов; технический уровень исполнения.

Большое значение имеет слово воспитателя, убедительность его характеристики работ, выполненных детьми. Здесь следует использовать такие эпитеты, как «легкий», «нежный», «ажурный», «сочный», «яркий», «праздничный» и т. д. Это направляет внимание ребенка на выделение черт выразительности декоративных рисунков, качество их исполнения.

Таким образом, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребенка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдаленно не напоминают те или иные буквы. Но задача подобных занятий-упражнений заключается не в обучении детей написанию письменных знаков (это задача школы), а в подготовке детей к письму, к развитию руки как аппарата письма.

Почему это имеет такое важное значение? Это связано прежде всего с тем, что основные трудности, которые испытывает ребенок в освоении графических навыков, заключаются именно в его неумении управлять движениями пишущей руки, так как движения каждой части руки (пальцы, кисть, предплечье и плечо) еще недостаточно координировании. Это мешает решать графические задачи, успевать за быстрой сменяемостью и своеобразием начертания каждого письменного знака. Сложность еще усугубляется тем, что каждую букву надо разместить в ограниченном пространстве, в определенном порядке (в клетках, за пределами строк в верхнем и нижнем направлениях, по горизонтали на одной линии, по вертикали в столбик и т. д.).

Отмеченные выше трудности в овладении первоклассниками, особенно шестилетнего возраста, графическими навыками требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы в условиях детского сада. Особый успех в этом плане обеспечивают занятия по изобразительной деятельности.

Мы выделили значение декоративного рисования. Это, конечно, не означает, что другие виды занятий являются малоэффективными. На занятиях по конструированию из бумаги, аппликации, лепке также осуществляется подготовка руки ребенка к письму (происходит упражнение мелких мускулов пальцев, формируются движения руки, верность глаза и т. д.).

Следовательно, разные виды изобразительной деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют овладению навыками учебной деятельности.

Консультация для родителей

«Рисуем – фантазию и воображение

развиваем».

Уважаемые родители!

Ни для кого из вас не секрет, что бесспорно, изобразительную деятельность дети считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье… Мы, взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества ребенка. А ведь рисование имеет огромное

значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.

От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит

думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и

связной речи. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря. Сегодня я хочу, чтобы вы узнали много нового про хорошо известные вам материалы, такие как простой

карандаш, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь. Оказывается, простым карандашом можно не только делать предварительный рисунок, а цветными - не только раскрашивать картинки. Изучив определённую технику, вы сможете придумать с детьми свои сюжеты и композиции. Важно правильно выбрать бумагу для рисования.

Во-первых, бумага имеет разный вес: чем она тяжелее, тем меньше деформируется под действием воды, во-вторых, бывает гладкая и шершавая, с различной текстурой и зернистостью, для сухой техники (карандаш,

пастель, ручка) главное - это качество поверхности. Итак, остановимся на технике рисования с помощью простого карандаша и ластика.

Простой карандаш - самый распространённый вид карандаша с грифелем на основе графита. Карандаш подходит для любого рисования, будь то детальная прорисовка предмета или беглый эскиз, набросок или схема.

Имеет разную мягкость, которая обозначается буквами:

Т, Н - твёрдый; М, В-мягкий, ТМ, НВ-средний. Грифель гладкий, легко скользит по бумаге. Он позволяет создать разнообразные оттенки серого цвета, но никогда насыщенный чёрный тон. Легко стирается ластиком.  В карандашной технике можно выполнить работу «Белые колокольчики»

Вам понадобятся:

-плотная белая бумага,

-простой карандаш,

-ластик,

-вата.

Алгоритм действий:

1. Лёгкими движениями, не нажимая, заштрихуйте небольшой лист бумаги. Для получения однородного тона растушуйте фон кусочком ваты или пальцем.

2. Наметьте на фоне стебли и листочки более тёмным фоном. Попробуйте заштриховать листочки, не отрывая карандаш от бумаги.

3. Уголком ластика «нарисуйте» цветы (ластик

лучше разрезать по диагонали). Периодически чистите ластик о деревянную неполированную поверхность.

4. Подтушуйте дальние лепестки, но не обводите их по контуру - это лишит рисунок лёгкости и воздушности. Попробуйте нарисовать с детьми этим способом другие картинки с белыми предметами и животными, например снеговика, кролика, снежинку или кружевные узоры.

Родители, помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами!

И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Воображение и фантазия — это

важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности

творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности в виде уроков

искусства

В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. В возрасте 7-10 лет

ребенок и создает самые интересные свои рисунки.

Спонтанный рисунок сходит на нет или сменяется профессиональным.__

Консультация для воспитателей: «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду»

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.  Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

Необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, его рисунки. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. Например: кляксография, ниткография, рисование вдвоем на длиной полоске бумаги, рисование с секретом в три пары рук, точечный рисунок, поролоновые рисунки, восковыми мелками, свечой, разрисовка камешков, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое.

Работая в детском саду воспитателем, наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. В настоящее время использую новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. Это обучения детей рисованию в нетрадиционной технике.

КЛЯКСОГРАФИЯ

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

ПОРОЛОНОВЫЕ  РИСУНКИ

Из поролона делаются разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

КЛЕЕВАЯ  КАРТИНА

Выдавливаем  на изображение на бумаге  клей, даем высохнуть, а потом закрашиваем краской, получается рельеф.

РИСУЕМ  ПЕНОЙ

Возьмите краски, шампунь, воду, стакан и трубочку для коктейлей. И набулькайте себе в стакане много цветных пузырей.  А потом вместе с детьми прикладывайте бумагу к разноцветной пене, и там отпечатывались цветы, салюты, мороженое и многое другое, что вы с малышом можете увидеть.

РИСОВАНИЕ  СВЕЧОЙ

Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету.

МЕТОД  НИТКОГРАФИИ

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К свелой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

РИСОВАНИЕ  СОЛЬЮ

А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, Розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно!

МЕТОД  МОНОТОПИИ

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единобразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

РИСОВАНИЕПО СЫРОЙ БУМАГЕ

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", " Дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

ТОЧЕЧНЫЙ  РИСУНОК

Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш или обыкновенную палочку для чистки ушей. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.

Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей - цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.

РИСУЕМ  ПЛЕНКОЙ

На картон или бумагу выдавливаем  краску, сверху кладем пленку и разглаживаем ватой, потом резко отдергиваем пленку. Таким образом, хорошо получается закат, море, огонь…

                                                   

ЗАГАДОЧНЫЕ  РИСУНКИ

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

ПАЛЬЦЕВАЯ  ЖИВОПИСЬ

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, кулачком, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо ещё смешивать несколько цветов и оттенков. Например, сначала прикладываете желтую краску, а потом коричневую или оранжевую, получается пушисто!

Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

РИСОВАНИЕ ЗУБНОЙ ПАСТОЙ

Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом — рисуя зубной пастой. Предварительно малышу надо объяснить, что это творческий поиск, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах. Вместе с малышом наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт — он быстрее засыхает.

 

РИСУЕМ  ГУАШЬЮ  МЕТОДОМ ТЫЧКА

Понадобится гуашь, кисточка, альбомные листы. Ребёнок держит в руках кисточку и ставит её на бумагу перпендикулярно. Покажи, как кисточка у тебя прыгает! Таким методом тычка можно нарисовать салют, можно раскрасить пушистую кошку (кошку заранее следует нарисовать фломастером или карандашом), можно раскрасить и цветы.

РИСОВАНИЕ  ЛИСТЬЯМИ

Соберите с малышом несколько листочков разных деревьев. На нижнюю часть листа (там, где выступают жилки) нанесите ровный слой краски. Аккуратно положите лист на бумагу окрашенной стороной вниз, сверху прижмите сооружение салфеткой. Теперь можно убирать салфетку и листок, а на бумаге останется симпатичный отпечаток. Для осенней картины сделайте на бумаге красные, желтые, зеленые и оранжевые отпечатки листьев разных деревьев.

ТЕХНИКА   НАБРЫЗГ

Это очень не простая техника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления мы используем зубную щетку и стеку. Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад». Таким же способом можно делать рисунки с помощью трафарета.На цветную бумагу наложите трафарет. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. В баночке из-под йогурта жидко разведите краску. В краску опустите зубную щетку и проведите линейкой по щетине щетки в направлении к себе, разбрызгивая краску вокруг силуэта. Старайтесь, чтобы весь фон был покрыт крапинками. Снимите трафарет и дорисуйте детали на “незапятнанной” части рисунка. Можно так же использовать в качестве трафаретов листья деревьев. Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.

РАЗРИСОВКА  КАМУШКОВ

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.

 СТРАННЫЕ УЗОРЫ

 Взять ватман и маленький апельсин (мандарин) или мячик, вылить немного краски разного цветана лист и катать мячик по листу в разных направлениях.  Потом «оживлять» полученное.

 

ФОТОКОПИЯ

Рисуем свечой рисунок на белом листе. Закрашиваем тушью черного цвета.

МЕТОД  ВОЛШЕБНОГО  РИСУНКА

Реализуется этот метод так. Восковыми мелками  на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

ОТТИСК СМЯТОЙ БУМАГОЙ

Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ

Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца. С детьми старшей группы мы рисовали «Лебединое озеро», «Попугайчика», а с детьми подготовительной группы провели творческое занятие на тему «Сказки А.С. Пушкина».

РИСОВАНИЕ КРУПАМИ

Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА ту часть поверхности рисунка, на который будет насыпаться крупа. Если мы хотим сделать рисунок разноцветным – можно пользоваться разными крупами, а можно их красить. Тут вариантов тоже много. Манка хорошо красится обычными цветными мелками (мелок предварительно надо мелко растолочь, смешать с крупой, насыпать в ёмкость и тщательно потрясти, чтобы прокрасилась по возможности каждая крупинка).

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ФОН

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

КОЛЛАЖ

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько выше описанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Рисовать можно чем угодно: тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.





Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства разных художественных материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному познанию окружающего мира.

« Дети должны жить в мире красоты, игры,  сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Василий Александрович Сухомлинский

Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные и талантливые дети. Но с 3 летнего возраста юные художники в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», которые содержат вполне конкретную информацию и смысл.

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства разных художественных материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному познанию окружающего мира.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным


переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках, они отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».


Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

Детское творчество-область самостоятельного, своеобразного искусства. Можно отметить, что между ребёнком и скажем, художником импрессионистом есть много общего. Это свобода самовыражения, огромный интерес к экспериментированию, любовь к цвету, смелость рисунка.

Анализируя детский рисунок, можно сказать, что ребёнок проводит самые немыслимые линии, изображает невозможные по цвету и форме пятна. Главное для юного художника процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует, вызывая определённые эмоции.

В 5-6 лет дети уже достаточно опытные «художники». Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками.

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Занятия изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению разных предметов. Математика – это ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный и т.д.), счёт, форма предметов, подготовка руки к письму. Биология-строение растений, животных, человека и т.п.

Одной из важных частей работы по развитию творчества, является работа с цветом. Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью и красочностью. На занятиях по рисованию, дети учатся наблюдать, замечать окружающий мир, во всём богатстве оттенков.

Использование ярких, чистых цветов присуще дошкольникам всех возрастов. Скажем яркими цветами дети изображают любимых героев, радостные события, а тёмными рисуют не любимых, злых героев и печальные явления.


Знакомясь с цветом, дети землю изображают - коричневой, небо -голубым цветом, солнце - жёлтым, траву - зелёным. Цвет служит средством обозначения предмета.

Другое средство выразительности - линия.

Любимые предметы, явления воспитанники рисуют старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые события изображают небрежной линией.

Дети очень часто используют в своём творчестве приём гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в работах, то, сто особенно значимо. Например, рисуя первый снег, дети изображают падающие снежинки огромных размеров.

Занятия изобразительным искусством развивают и обучают детей.

В изостудии ребята считают, слушают стихи, музыку, изучают природные явления, животных, человека, природу и мн.др. Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет или явление. Поэтому не нужно упрекать ребёнка в том, что он рисует. Ведь таким образом он познаёт окружающий мир.

Дорогие родители! Приобретите Вашему ребёнку разные художественные материалы: краски, восковые мелки, фломастеры, пастель, уголь, цветные карандаши, пластилин, стеку, клеёночку! А для этого необходимо организовать рабочее место и выделить 30 минут. Пусть ваш юный художник рядом с вами занимается творчеством, даже когда вы готовите ужин, убираетесь или читаете газету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребенка к письму в процессе рисования

Занятия по изобразительной деятельности рассматриваются не только как средство художест­венно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитани...

Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6885392","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 300px; width: 211px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"68...

Консультация для родителей «Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях рисования»

Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитани...

Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению пр...

ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ

ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ...

Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием

Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитани...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»

Консультация для родителей будущих первоклассников«Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»...