Консультация для родителей «Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях рисования»
консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему

Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях рисования»

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу: обеспечить готовность каждого ребёнка к успешному овладению программой первого класса.

Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. Большое значение имеет рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребёнка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя. В ходе усвоения рисовании и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.

Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Они прежде всего выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. Так, если написание букв, слов, предложений ограничено единицей пространства (клетки, строки, линии), то в рисовании лист бумаги используется шире и свободнее. Хотя и в рисовании надо придерживаться определённого порядка (предметы располагают в нижней, верхней части листа, в середине и т. д.).

При обучении рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приёмов проведения линий.  Эти особенности можно представить так:

                 Развитие движений руки при рисовании и письме    

Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисовании.

Характер движения руки, положения тетради, карандаша при письме

Локоть и кисть правой руки находится на весу.

Кисть повёрнута боком или книзу. Положение не фиксировано.

Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша.

Бумага лежит прямо, ровно от края стола.

Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно.

Более широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями.

Локоть и кисть правой руки лежат на столе.

Кисть повёрнута книзу с опорой на мизинец.

Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша.

Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди.

Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажима, обратно движение не проводится.

Движения руки строго ограничены.

Учёт приведённых особенностей в обучении рисованию поможет воспитателю организовать работу с детьми по подготовке руки к письму, дифференцированно рассматривать развитие движений руки, регуляция размаха и т. д.  Это важно потому, что на первоначальном этапе обучения детей прежде всего затрудняет техника письма (умение правильно и чётко изобразить письменные знаки). Дети должны учиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность. Для них важны такие качества движений, как координированность, точность, гибкость, ритмичность. А это связано с развитием произвольного внимания, наблюдательности, целеустремлённости.

Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Ведь детям надо одновременно освоить графические, орфографические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребёнка значительных усилий. И в этом ему необходимо помочь.

Известно, что развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и системной тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть свободно, легко, производить ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для  формирования  навыка    равномерного  движения  руки  под  контролем  зрения  хорошо  использовать  упражнения  в  штриховке  (накладывать  штрихи  контура  изображения,  регулируя  силу  нажима  на  карандаш  или  фломастер).  При  закрашивании  же  красками  используют  лишь  одно направление  линий:  сверху  вниз  или  слева  направо  в  равномерном,  ритмичном  повторении.

Также можно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы ( круг, квадрат, прямоугольник и т. д. ). Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию, например декоративные рисунки. Воспитателю уместно учитывать тягу дошкольников к узорной деятельности, привлекающей их ритмом движения, возможностью шире и свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразные их комбинации друг с другом, неоднократно повторять и чередовать элементы орнамента, украшать ими различные предметы.

Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительной задачи: красиво, чётко передать очертание элемента украшения, повторить его определённое количество раз в зависимости от построения орнамента на той или иной поверхности, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как основное средство развития глазомерной функции ребёнка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма.

В орнаментальной деятельности дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между и т. д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине), знакомятся с протяжённостями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные).

Декоративное рисование является важным средством развития воображения, творческой активности, изобразительности ребёнка, его инициативности. Поэтому воспитатель должен предоставлять ему возможность самостоятельно подбирать цвета и их сочетания, находить и использовать в узорах новые композиционные решения на основе творческого применения образцов народного орнаментального искусства.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий, штрихов, точек, использование ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс формирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги.

В основе графических образов в детских рисунках лежат линии разного направления. Дети учатся изображать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ниточек», «столбиков».

Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «ёлочку». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов, цветовые сочетания.

Рисование прямоугольных форм даётся путём сочетания пары вертикальных и горизонтальных полос, проводимых на определённом расстоянии друг от друга, Здесь подходят такие задания, как» кайма для платочка», «рама для картины», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнить какими-то изображениями. Например, в плоскость рамы может быть вписана «картина», на «окне» поместить колобка или показать, как «светит солнышко в окне». Таким образом происходит развитие замысла младших дошкольников, активизируется их небольшой опыт.

К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приёмами сочетания округлых форм, линий разного направления («тележка», «вагончик», «скворечник» и т. д. ).  (рис. 1)

В средней группе декоративное рисование выделяется как специфичный вид занятия, основанный на ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством – с расписной глиняной игрушкой (филимоновская, дымковская, каргопольская), художественной керамической посудой, народными вышивками. В их орнаменте часто используются простые по форме геометрические элементы, состоящие из красочных полос, клеток, точек, дуг в разных комбинациях друг с другом, что соответствует программе обучения рисованию детей пятого года жизни.

На занятиях по декоративному рисованию воспитатель обращает внимание на качество выполнения узоров, их красоту. Поэтому полоски в виде каймы платка или коврика должны быть ровными (для этого их надо проводить неотрывно слева направо вниз плавным движением), штрихи, точки, мазки, дуги – ритмически повторяющимися, чередующимися по окраске или между собой. Наиболее эффективно они смотрятся на бумаге, вырезанной в форме полотенца (прямоугольник), блюдца (круг), салфетки (квадрат). Узоры в них вписывают по углам, по кайме, по окружности, по противоположным концам.

На рисунке 2 представлена примерная последовательность выполнения заданий по декоративному рисованию в средней группе. При выполнении этих заданий воспитателю важно научить детей упражнять руку, развивать её гибкость, точность, что достигается в процессе более правильного изображения элементов орнамента, их расположении на плоскости бумаги в строгом порядке, сочетании мотивов по длине, толщине, окраске, в аккуратном и быстром исполнении.

Решение этих задач продолжается и закрепляется в старшей группе, где содержание занятий по декоративному рисованию должно подвести к образованию у детей прочного навыка управления своими движениями при рисовании. Поэтому важно учить не выходить за контур изображения при закрашивании и штриховке, выдерживать направление линий до заданного места, произвольно делать остановку, понимать опорную линию.

Для формирования этих умений и навыков следует тщательно отобрать содержание узорной деятельности дошкольников, постепенно подвести их к передаче более сложного содержания, начиная от отработки простых украшений линейного характера разного направления, комбинаций, протяжённости до изображения замысловатых спиралей, крючков. Такая последовательность работы с детьми разработана при использовании образцов народной вышивки и представлена на рисунке 3.

Таким образом, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребёнка. Он усваивает порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти  фигуры  даже  отдаленно  не  напоминают  те  или  иные  буквы.  Но задача  подобных  занятий-упражнений  заключается  не  в  обучении  детей  написанию  письменных  знаков (это задача школы), а  в  подготовке  детей  к  письму, к  развитию  руки  как  аппарата  письма.

Почему  это  имеет  важно  значение? Это  связано  прежде  всего с тем, что основные трудности, которые испытывает ребёнок в освоении графических навыков, заключается в его неумении управлять движениями пишущей руки, так как движения каждой руки ещё недостаточно координированы. Это мешает решать графические задачи, успевать за быстрой сменяемостью и своеобразием начертания каждого письменного знака. Сложность ещё усугубляется тем, что каждую букву надо разместить в ограниченном пространстве, в определённом порядке .

Отмеченные выше трудности требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы в условиях детского сада. Особый успех в этом плане обеспечивают занятия по изобразительной деятельности (рисовании).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6885392","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 300px; width: 211px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"68...

Консультация для родителей "Подготовка руки ребёнка к письму в школе"

   Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластили...

Консультация: «Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению пр...

Статья. "Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях рисованием"

Рисование, как метод подготовки руки ребёнка к письму....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»

Консультация для родителей будущих первоклассников«Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»...

Консультация для родителей «Подготовка руки ребёнка к письму»

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики. Вот только...