Консультация
консультация на тему

Кузьменкова Алла Ивановна

Из истории игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_istorii_igrushki_i_kostyuma.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ИСТОРИИ ИГРУШКИ

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их — более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове — парики-прически из глиняных или деревянных бусинок.

Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки — забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие — луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей. И сегодня эти находки нас удивляют. Из чего же их делали? Из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, издавать звуки и шумы, — ярко и красиво их расписывали.

Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон.

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

Символические куклы сопровождали другие крестьянские праздники и обряды. Провожали Масленицу боль соломенной куклой, которую в конце праздника сжигал костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них xoроводы, а в конце обряда топили в реке.

Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Но есть в Сергиевом Посаде уникальный музей игрушки, в коллекции которого хранятся игрушки от самых древних до современных. Не случайно музей возник именно здесь, Москвой, в Сергиевом Посаде. В дореволюционной России он был одним из главных центров по производству игрушки. Там имелись специальные ремесленные мастерские, где работали мастера разных профессий: лепщики, резчики, красчики, столяры — ведь игрушку стал делать не один мастер, а несколько.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни девушки в сарафанах, юноши в ярких красных рубахах, подпоясанных тканым поясом. А ведь действительно, русский костюм невозможно отделить от песни, то веселой, звонкой, то спокойной, даже печальной. С песней люди рождались, жили, работали, под песню-плач провожали человека в последний путь.

Чудесное сочетание звуков, цвета заставили человека искать, изучать, пытаться понять красоту русского костюма. В душе любого человека живет тяга к красоте. Художник воплощает эту красоту в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры, а простой человек — в предметах своего быта, в создании своего внешнего облика.

Всю одежду испокон веков крестьянка делала сама, не думая совершенно о том, что когда-то потомки будут смотреть на нее как на произведение искусства. Что хорошего, скажете вы, в этом ветхом зипуне или юбке, сшитой из ткани, похожей на рогожу? Именно так рассуждают некоторые иностранцы, побывав в наших музеях народного искусства. По их мнению, это — хлам, который надо выбросить, поскольку он отслужил свое. Хочется возразить такой рациональной позиции — ведь тогда мы выбросили бы нечто более ценное, чем старинная одежда, утварь, мебель. На свалке окажется душа народа.

Не умирает народный костюм. Чем дольше смотришь на него, тем больше находишь ценного, костюм раскрывает тайну цвета, формы, орнамента, связывает нас с прошлым, которое не пристало забывать никому.

Народный костюм в других странах бережно хранится и почитается. Отрадно видеть, что и у нас идет процесс возрождения национальной культуры, школьницы не считают зазорным надеть сарафан, выступить на фольклорном празднике со старинными и современными песнями.

Особенность русского народного костюма, особенно женского, — в плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Надев сарафан, хочется не идти, а скользить, плыть. Не случайно русский народ называл женщину павой, утушкой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений, сравнивая их с движением лебедей или гордой походкой павлина. Это сравнение женщины с птицей закрепилось в названиях головных уборов. Кокошник происходит от слова кокош — курица, наседка; кичка — утка, качающаяся на воде; сорока с рогами похожа на сорочий длинный хвост.

Исторически сложились две формы костюма — сарафанная и поневная. Сарафан носили женщины Центральной России и Севера, костюм с поневой — в южных областях России.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....