«Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях (ранняя профориентация) посредством промышленного туризма»
статья (старшая группа) на тему

Озерова Наталья Владимировна

Опыт работы по трудовой деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опыт работы217.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Мезинова Юлия Александровна

Иванчик Людмила Николаевна

Озерова Наталья Владимировна

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

Муниципальное казенное учреждение

«Научно-методический информационный центр»

             

«Формирование у старших дошкольников представлений

о профессиях (ранняя профориентация)

 посредством промышленного туризма»

Мезинова Ю.А.

Иванчик Л.Н.

Озерова Н.В.

воспитатели  

МБДОУ д/с №70  города  Белгорода

                                                           Белгород

2016

Содержание.

Информация об опыте…………………………………………………................2

Технология опыта………………………………………………………………..10

Результативность опыта…………………………………………………………17

Библиографический список……………………………………………………..19

Приложение к опыту…………………………………………………………….20

РАЗДЕЛ I.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальном  бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 70  «Центре развития ребенка  «Светлячок».

В МБДОУ д/с №70 функционируют 8 массовых групп, 2 группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и 2 группы кратковременного пребывания. В них  воспитываются 271 ребенок с 1,5 до 7 лет.

В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.

Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему спектра профессий, востребованных в своем городе.

Результаты проведенного анкетирования родителей (законных представителей) в 2013 году показали, что они плохо представляют значимость профориентационной работы в дошкольном учреждении, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по их стопам». Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными и самодостаточными. Поэтому актуальность ознакомления старших дошкольников с профессиями своего региона очевидна. Родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии. Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30 % из них имеет отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40 % детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети 30 % знают названия только некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Исходя из этих данных и результатов  анкетирования и был разработана  тема опыта.

Актуальность перспективность опыта

Проблема выбора профессии известна с давних времен. К вопросам правильного профессионального определения в разное время обращались Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Т. Гоббс, М. Монтень, Гете, Гегель. И эта проблема, точнее, её решение очень важны, поскольку затрагивают интересы не только отдельно взятого человека, но и общества в целом. [8. 59.]

Очень важным условием успешного выбора профессии является внешняя активность. Источниками информации могут быть: родители, книги, журналы, справочники, Интернет, и наконец, воспитатели ДОУ. Чем больше ребенок знает о разнообразии профессий, тем яснее представляет то из чего выбирать.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых. В соответствии с ФГОС ДО содержание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение таких задач, как развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».

Таким образом, возникло реальное противоречие: 

-между наличием множества профессий и отсутствием систематизированной работы в ДОУ по ознакомлению детей с ними;

-между необходимостью развития индивидуальных предпочтений у дошкольников,  повлияющих на выбор профессии в будущем, и  отсутствием системной работы в данном направлении с родителями обучающихся;

-между необходимостью организации в ДОУ педагогических мероприятий по предпрофильной подготовке дошкольников и отсутствием преемственности в части содержания между звеньями начального и дошкольного образования.

Противоречия стали условием углубленного изучения данной проблемы и обобщения опыта работы.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является ознакомление старших дошкольников с профессиями посредством промышленного туризма.

Длительность работы над опытом   

Работа над опытом охватывает период с 2013 по 2016 год и осуществлялась поэтапно.

I этап - констатирующий: сентябрь 2013 – декабрь 2013 года

  1. Аналитические исследования уровня сформированных представлений у дошкольников о профессиях.
  2. Выявление уровня сформированных навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков. Постановка целей, задач и выбор методов работы.
  3. Изучение опыта работы города Пензы и города Николаевска-на -Амуре Хабаровского края по ранней профориентации дошкольников.

II этап – формирующий (практический): декабрь 2013 – апрель 2016 года.

  1.     Создание карты предприятий в Белгороде и области.
  2. Разработка плана посещения промышленных предприятий с детьми.
  3. Построение сотрудничества с семьями обучающихся в части ознакомления с их профессиями.

III этап - контрольный: май 2016 – август 2016 года.

         1. Выявление уровня сформированных представлений у старших дошкольников о профессиях в городе Белгороде. Анализ полученных результатов деятельности. Анализ эффективности применения метода целевых экскурсий при решении поставленных задач. Обобщение опыта работы.

Диапазон опыта

       Диапазон опыта представлен системой целевых экскурсий на промышленные предприятия города для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Опыт может быть использован воспитателями,  родителями при организации работы со старшими дошкольниками по ознакомлению с профессиями.

 

Теоретическая база опыта

В ходе обобщения опыта использовалась следующая теоретическая терминология:

Профессия -это род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся источником средств к существованию  [6. 12.]

Профориентация- (профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности [6. 13.]

Трудовое воспитание-это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов [6. 15.]

Экскурсия- коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью [9. 37.]

Туризм- вид путешествий, совершаемых для отдыха или с образовательными целями [9. 43.]

Макаренко А.С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда. [8. 57.]

Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.

Изучением вопроса формирования у детей представлений о труде взрослых занимались такие отечественные педагоги  как Д. Б. Эльконин, С. П. Крягжде, Н. С. Пряжников, В. А. Ященко, В. И. Логинова, П. А. Шавир, В. И. Тютюнник, Л. А. Мишарина, В. Н. Парамзин. В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт. [8. 57.]

В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Но авторы, в основном, рассматривали вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных человеческих качеств.

Н. С. Пряжников пишет: "…при определении возможного объекта профориентационного исследования можно исходить из предположения о многоуровневой организации психического, которое в разных своих проявлениях (и на разных уровнях) характеризуется способностью к самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутренней активности и рефлексии…".. [8. 57.]

"Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

В развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития ребенка, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ комплексные и парциальные программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

Как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых?

Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Поэтому действенным методом для воздействия на эмоциональную сферу детей являются целевые экскурсии.

Экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение.  Воспитатель имеет возможность формировать у детей конкретные представления о труде человека. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учѐтом современных образовательных технологий.

Одним из новых подходов при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является промышленный туризм.

Промышленный туризм – это организация целевых экскурсий на действующие промышленные предприятия города. Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения. [9. 54.]

Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы. В своём будущем выборе дети, зачастую, ориентируются на профессии родственников. Всем известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Таким образом, необходимо  организовывать работу с семьями воспитанников по профессиональной ориентации детей дошкольного возраста. В первую очередь, такая работа в семье должна быть направлена на формирование у детей положительного отношения к труду.

   

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в организации системы целевых экскурсий на промышленные производства города Белгорода с детьми старшего дошкольного возраста в условиях раннего профориенирования.  

РАЗДЕЛ II.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель: ознакомление старших дошкольников с профессиями посредством целевых экскурсий на промышленные предприятия города Белгорода.

Задачи:

1. В работе с детьми:

1.1. Ознакомление детей с различными профессиями взрослых.

1.2. Формирование у старших дошкольников интереса к профессиям.

1.3. Развитие у старших дошкольников трудовых навыков.

1.4. Обеспечение начальных профориентационных представлений с помощью целевых экскурсий на промышленные предприятия города.

1.5. Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий.

1.6. Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых.

1.7. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

1.8. Стимулировать у дошкольников интерес к профессиям родных и близких людей.

1.9. Дать представление дошкольникам о многообразии предприятий на территории города.

1.10. Воспитание уважения к людям труда.

2. В работе с родителями обучающихся:

2.1. Актуализировать перед родителями детей значимость вопроса ранней профориентации детей.

2.2. Актуализировать вопрос раннего выявления у ребенка склонностей и способностей, способствующих в будущем выбор профессии.

2.3. Организовать сотрудничество с родителями детей в части ознакомления с профессиями на промышленных предприятиях города и профессиями в семье.

Содержание образования и средств достижения цели

       С учетом возрастных возможностей старших дошкольников были составлены:

-список промышленных предприятий города Белгорода и схем маршрутов (приложение 1);

-список самых востребованных профессий в Белгороде и области (приложение 2);

-план проведения целевых экскурсий на предприятия города (приложение 3);

-список профессий родителей воспитанников группы (приложение 4);

-план проведения целевых экскурсий на предприятия, где работают  родители воспитанников группы (приложение 5);

- конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми  по закреплению, уточнению и обобщению полученных представлений на целевых экскурсиях (приложение №6).

Деятельность строилась по нескольким направлениям:

-деятельность с детьми в рамках целевых экскурсий;

-деятельность с детьми в рамках занятий (область "Социально-коммуникативное развитие" и "познавательное" развитие);

-деятельность с родителями детей;

-сотрудничество с промышленными предприятиями города.

Прежде, чем знакомить детей с профессиями в городе, необходимо было составить список промышленных предприятий города. В каждом предприятии задействованы множество профессий, например, ООО «Белэнергомаш – БЗЭМ» – это ведущее предприятие энергомашиностроения с семидесятипятилетним опытом работы в отрасли. Сегодня специализированные производства ООО «Белэнергомаш – БЗЭМ»: производство соединительных элементов трубопроводов, производство труб, кузнечно-прессовое производство, производство сильфонных компенсаторов, котельное производство и производство строительных металлоконструкций.  Выяснено, что на данном промышленном предприятии имеются такие профессии как инженеры-проектировщики, строители, электрики и сварщики по металлу, менеджеры по продажам готовой продукции, бухгалтеры, экономисты, юристы и другие. Таким образом, для того, чтобы познакомить детей с перечисленными профессиями необходимо было составить не только план посещения данного предприятия несколько раз, но и выявить интерес у детей к этим профессиям посредством предварительных бесед.

По результатам бесед с детьми выстраивался "рейтинг" самых интересных, с точки зрения воспитанников, профессий, согласно которому разрабатывался план посещений тех предприятий, которые у детей вызывали наибольший интерес: российские банки, ООО «Белэнергомаш", завод металлоконструкций, птицефабрика Северная, ОАО "Золотой колос", ОАО Белгородская швейная фабрика "Россиянка" и другие.

По итогам нескольких целевых экскурсий с периодичностью 1 раз в неделю на одно и тоже предприятие проводилось занятие по обобщению представлений детей о профессиях, с которыми дети познакомились и о предприятии в целом. Так, по итогам нескольких экскурсий на швейную фабрику "Россиянка" дети познакомились узнали не только с множеством профессий (закройщик, швея, конструктор изделий, дизайнер, проектировщик), но и с продукцией, которую фабрика выпускает (женская, мужская, детская одежда), познакомились с достижениями фабрики, наградами, сетью магазинов в нашем городе и других городах России. Познакомились с таким понятием, как "Мода".

Как итог, в группе появлялись новые творческие игры, например, "Банк", "Ателье", "Салон красоты", "Медицинский центр", "Гипермаркет" и другие  .

Параллельно с этим направлением деятельности строилась работа по ознакомлению детей с профессиями своих родителей. Помимо составления списка профессий родителей группы, необходимо было составить также перечень тех предприятий, в которых родители работают. Так, дети познакомились с такими профессиями, как "медсестра", "врач", "мастер маникюрного дела", "почтальон", "полицейский" и другими.

Дети посетили такие организации, как парикмахерская, гипермаркет "Линия", городская поликлиника №7, магазин "Техносила" и другие.

Возраст детей

Вид деятельности

Тема

Швейная фабрика "Россиянка"

6 лет

Экскурсия №1

Что это за предприятие? Чем там занимаются взрослые?

Экскурсия №2

Перечень профессий на фабрике

Экскурсия №3

Разная одежда - модная одежда

Занятие - беседа

Что мне понравилось на фабрике. Одежда моим куклам.

Творческая игра

"Ателье"

Пополнение творческой игры "Магазин"

Отдел "Ткани, фурнитура"

Семейный проект

Моя первая коллекция платьев для куклы

Помимо этого дети совместно с родителями подготовили фотоальбомы с фотографиями на тему: "Где работает моя мама (мой папа)".

По итогам ознакомления детей с той или иной профессией родителей также проводились занятия обобщающего характера. Пополнилась игровая среда, например, в парикмахерской появился кабинет маникюра.

Таким образом, у детей сформировались представления о перечне и многообразии профессий, предприятий в городе Белгороде. Дети ознакомились с профессиональными функциями многих профессий, что позволило им отражать свои знания в творческих играх в группе, рассказах, рисунках, поделках.

При включении родителей в данную деятельность повысился интерес в части раннего информирования своих детей с профессиями, выявления у детей способностей и склонностей.  Родителей заинтересовал вопрос ранней профориентации своего ребенка.

По итогам проделанной работы значительно пополнились содержанием и перечнем творческие игры детей. Дети активно начали задавать вопросы во время экскурсий, у детей возросла в данном направлении познавательная активность.

РАЗДЕЛ III.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

С целью выявления уровня развития представлений у старших дошкольников о профессиях использовала методику  Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых».

Показатели

Методики

Периодичность

Осведомленность  о труде взрослых

Опросник  Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»

 

2 раза в год сентябрь

апрель

Ранние профориентационные склонности

Профориетационный опросник

Е. И. Климова 

 

1 раза в год

сентябрь

 

Игровая деятельность (игры профессионально -ориентированного характера)

Педагогическая диагностика В.П. Кондрашова по определению уровня развития игры «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера)

 

2 раза в год

Сентябрь

 

апрель

Данная диагностика позволяет:

  • выявить предпочтения детей к той или иной профессии;
  • выявить уровень представлений о профессиях и предприятиях города;
  • выявить интересы к конкретным творческим играм, отражающим ту или иную профессию.

Результаты диагностических срезов следующие:

Рис. 1. Уровень представлений о профессиях.

1. Численность детей старшего дошкольного возраста, имеющих знания о трудовой деятельности   увеличились с 25% до 62%, численность детей, отвечающих с помощью наводящих вопросов увеличилось с 45% до 77%.

         На сегодняшний день лишь 8% детей   имеют низкий уровень представлений о профессиях и предприятиях города. Это связано с проблемами состояния здоровья детей, недостаточным уровнем  потенциальных возможностей, пассивностью родителей в воспитании детей.

        Очень важным является для нас раннее выявление интересов и склонностей ребенка  (опросник   Е. Климова). Опросник позволяет определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник 5-7 летнего возраста.

         По результатам опроса наибольшую популярность среди детей группы из пяти типов профессий "человек-человек", "человек-техника".

8% детей не смогли выразить явное предпочтение тому или иному типу профессий. Их выбор деятельности носит случайный, стихийный характер.

Рис. 2. Частота применения полученных представлений в творческих играх, расширение спектра профессий в одной и той же игре

На 26% выросло количество детей, использующих знаний о трудовой деятельности взрослых в игровой деятельности.

Рис.3. Представления о профессиях своих родителей

Ранее около 80% детей могли назвать профессию мамы и папы. Около 50% могли назвать место работы, то есть предприятие (организацию). То по итогам проделанной работы 74% детей не только знают профессию родителей, но и их функциональные обязанности,  орудия труда, с которыми родителям приходится работать.

       Можно сделать вывод о том, что проведенные целевые экскурсии на предприятия города Белгорода в рамках промышленного туризма  с детьми старшего дошкольного возраста на протяжении трех лет способствуют формированию  представлений о профессиях и перечне предприятий в городе, ориентированных на практическую деятельность (выездом на предприятия).

Таким образом, за период работы над опытом у дошкольников наблюдалась положительная динамика уровня сформированности о профессиях в рамках раннего информирования о профессиях и предприятиях города, ознакомлению с профессиями родителей воспитанников, актуализации перед родителями вопроса ранней профориентации дошкольников. Также у детей улучшились показатели познавательных процессов: внимания (произвольности и устойчивости), памяти (представление), восприятия (формы, величины), речи (диалогической стороны, рассуждения и выводы), воображения (творческого и воссоздающего). В результате работы над опытом удалось показать эффективность применения такого вида деятельности как целевые экскурсии в рамках промышленного туризма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Берн Э. Игры, в  которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э.Берн. — СПб.; М.: АСТ, 1996.

2. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 52 с.

3. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: СПб. ст./под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М., 1995.

4. Кирилова О.П. Позвольте ребенку выбирать/ М., Эврика, Детский сад – открытое пространство.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. — Р н/Д, 1996. — С.506.

6. Красновский Л.И. Опыт ранней профориентации / Л.И. Красновский. // Дошкольное воспитание. — 1991. — №10. — С.39—44.

7.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

8. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 97-101.

9. Ранняя профориентация дошкольников: Пособие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с промышленными предприятиями города Пензы / Авт.-сост.: Ежова Л.В., Зерова С. В., Поршнева И.О. и др. – Пенза, 2014. – 103 с.

Приложение № 6.

1. Занятия по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Эти разные профессии»

Программное содержание:

  • закрепить и расширить представления детей о профессиональной деятельности взрослых;
  • ввести понятие «профессиональные праздники» как показатель уважения к людям разных профессий;
  • формировать уважение к труду взрослых и бережное отношение к вещам; воспитывать желание помогать взрослым.

Оборудование и демонстрационный материал: альбом «Все работы хороши», «Профессии моих родителей», дидактическая игра «Кем быть?», предметные картинки с изображением предметов-помощников людей разных профессий.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы о труде людей, пословиц и поговорок о труде, дидактические игры, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии, беседы о профессиях родителей.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение, и вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить:

Ничто никогда не выходило само:

Не приходило само

К нам на дом письмо,

Само не способно смолоться зерно,

Само стать костюмом

Не может сукно,

Само не умеет свариться варенье,

Само не напишется стихотворение.

Мы делать все это обязаны сами -

Своей головой и своими руками.

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? (о разных профессиях)

Воспитатель:  Люди, каких профессий производят то, о чем говориться в этом стихотворении? (почтальон, хлебороб, портной и др.)

Воспитатель: Представьте себе, что мы утром вышли из дома. А кто построил ваш дом? (Строители).

Воспитатель: Кто придумал и начертил дом на бумаге? (Архитектор).

Воспитатель: Итак, вы на улице. Кто во дворе наводит порядок? (Дворник).

Воспитатель: Некоторые из вас живут близко, они идут в детский сад пешком, а некоторые добираются до детского сада на автобусе. Вы сели в автобус, чтобы доехать до детского сада. Кто везет вас? (Водитель).

Воспитатель: Кто встречает вас в детском саду? (Воспитатель, врач, няня).

Воспитатель: Родители прощаются с вами и торопятся на свою работу. А кем работают ваши родители? (Ответы детей).

Воспитатель: В детском саду еще много взрослых, которые делают все для того, чтобы вас вкусно накормить, чтобы ваши постели и полотенца всегда были чистыми, чтобы вы были здоровы, чтобы умели красиво петь и танцевать. Кто это? (Повар, медсестра, работники прачечной,  музыкальный руководитель).

Воспитатель:  Где еще работают врачи? (в больнице). Что делает врач? (лечит людей). Какие предметы-помощники использует врач в своей работе? (шпатель, стетоскоп, весы, ростомер, шприц). 

Воспитатель: Среди врачей много разных специалистов. Например, есть врачи детские -педиатры. Кого они лечат? (детей). А есть врачи для взрослых, их называют терапевты. Если у человека заболели уши, он обращается к лор-врачу. Если глаза … к окулисту, если зубы …к стоматологу, оперативное лечение проводят … хирурги и т.д.

Воспитатель: Вечером родители забирают вас из детского сада, и вы заходите в магазин. А там кто работает? (продавец). Какие предметы-помощники использует продавец в своей работе? (весы, прилавок, холодильник, витрина).  Всем ли продавцам нужны весы? (Предположения детей)

Воспитатель: А если продавец работает в мебельном магазине или продает игрушки или машины, нужны весы?   Вот видите, продавцы работают в разных магазинах,  все они продают товары, но в зависимости от товара, продавцам нужны разные предметы-помощники, разные знания и умения.

Воспитатель: Вы вышли из магазина. Вдруг по улице промчалась большая красная машина с сиреной. Что это за машина? (пожарная). Чем занимаются люди, которые сидят в пожарной машине? (спасают от пожара, тушат огонь). Какие предметы-помощники есть у пожарных? 

Воспитатель: Наступил вечер. Пришли домой воспитатель и продавец, врач и пожарный, водитель и повар. Кто-то взял в руки книгу, которую написал … писатель, кто-то позвонил другу, а кто-то пошел в театр. Кто работает в театре? (актер).  Кто ставит спектакли? (режиссер). Кто шьет костюмы актерам? (костюмер).

Воспитатель:  А кому надо сказать спасибо, за то, что всех этих людей научил читать, писать, считать, думать? (учитель). 

Воспитатель: Вот сколько профессий мы вспомнили,  но профессий много, их тысячи и с каждым днем их становиться все больше. Многие профессии собраны вами  в альбоме «Все работы хороши». Как вы думаете, какая профессия самая важная? (Предположения детей).

Воспитатель:  Представьте себе, что не стало воспитателей. Что бы тогда произошло?  Если вдруг не станет поваров?   Пожарных?  

Воспитатель: Мы пришли с вами к выводу, что все профессии необходимы людям, все приносят огромную пользу, все направлены на заботу о человеке. Главное - уважать людей всех профессий, ценить огромный труд, который они выполняют.

В нашей стране  с благодарностью относятся к труду  людей, отмечают различные профессиональные праздники. Какие вы знаете профессиональные праздники? (ответы детей).В эти торжественные дни люди получают поздравления, награды, благодарность за свой труд, улыбки и цветы. В течение года мы будем обозначать в календаре, какие профессиональные праздники отмечаются в России, и будем  подробно знакомиться с этими профессиями.

Воспитатель:  каждый из вас уже сегодня мечтает, кем же стать в будущем. Кем вы хотите стать, когда вырастите, мы узнаем, поиграв в игру «Кем быть?»

Дидактическая игра «Кем быть?»

Из предложенных вариантов картинок-профессий, дети выбирают иллюстрацию понравившейся им профессии и рассказывают, какую они выбрали профессию и почему.

Воспитатель: Хорошие у вас мечты. И я думаю, ваши мечты осуществятся.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?  

Тема: «Знакомство с профессией строителя»

Цель: 

  • формировать у детей представления о труде взрослых;
  • познакомить детей с профессией «строитель», с некоторыми профессиональными действиями, с инструментами  – помощниками строителя;
  • развивать трудовые навыки детей в ходе игровой деятельности;
  • воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Материалы и оборудование: картинки с изображением строительства, атрибуты строителя, машины: подъемный кран, бетономешалка и др.

Предварительная работа: экскурсия на стройку, беседы о труде строителя, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Беседа с детьми о том, какие достопримечательности есть в городе,

в каких домах они живут.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в каком городе вы живете?  Какие  дома есть в городе? (деревянные, кирпичные, панельные). 

Воспитатель: А вы знаете, что не всегда люди жили в домах, таких как мы с вами. Поначалу древний человек искал себе укрытие, где придётся, он находил хорошее, защищенное место и считал его «домом», самыми первыми домами были пещеры и сооружения на деревьях. Наши предки сгибали ветки в некое подобие каркаса, сплетали или связывали их, а затем делали крышу из пучков травы, наложенных друг на друга. В таком домике человек был защищен от солнца, дождя и диких животных. Но для холодного климата такой домик был неподходящим жилищем, поэтому следующим шагом в строительстве домов стали пещеры, вырытые в склоне холма (демонстрационный материал). Затем он стал улучшать своё жилище разнообразными способами.   Постепенно люди стали строить крохотные деревянные домики, наполовину вросшие в землю. Строили они их рядом друг с другом и обносили высокими стенами от врагов. Такие деревянные домики назывались избами. Строили их из деревьев, которые срубали в лесу, делали в них специальные углубления, чтобы одно бревно вставлялось в другое (так же, как вы сейчас собираете пластмассовый конструктор). Щели между брёвнами затыкали мхом, чтобы не дул ветер. Но деревянные дома часто горели, и поэтому строители начали строить жилища из камня (демонстрационный материал).

Воспитатель: Ребята, а кто строит дома, здания? (Ответы детей).

Воспитатель: Строитель – очень нужная и интересная профессия. Сегодня к нам пришел в гости настоящий строитель, сейчас мы с ним познакомимся, и он расскажет о своей профессии.

Заходит строитель. Дети с воспитателем встречают гостя. Он представляется и начинает свой рассказ.

Строитель: Дети я работаю строителем, строю красивые дома, здания. Когда я был мальчиком, очень любил играть со строительным материалом, любил фантазировать. Придумывать интересные постройки. Когда окончил школу, поступил в строительный институт. Там меня научили, как правильно строить дома.

         В стройке нам помогают современные машины: подъемные краны, бетономешалки, самосвалы и др. Поэтому строительство – это коллективный труд. Нужно дружно сообща всем работать. Нужны каменщики, монтажники, плотники, крановщики, сварщики, маляры – все они строители.

Воспитатель: Ребята, а чтобы запомнить, чем пользуется строитель, давайте поиграем в игру «Кому что нужно?» (нужно отобрать предметы-помощники, необходимые для строителя, врача, продавца).

Воспитатель: Что нам нужно для строительства, мы выбрали, а теперь поиграем в игру «Строители»: из деревянных частей конструктора строим несколько зданий.

Строитель: Молодцы, ребята, мне было очень приятно с вами общаться и рассказать о такой важной и нужной профессии  как строитель.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?  (ответы детей).

 

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по повышению профессионального уровня воспитателя на 2020-2025 год по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о ранней профориентации посредством игровой деятельности""

Целью плана по повышению профессионального уровня является повышение теоретического уровня знаний,  профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизации работы по...

Проект ранняя профориентация старших дошкольников "Парк профессий"

Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Сегодня на первом месте для многих людей стоит ценность получения благ и удово...

План по саморазвитию педагога Тема: «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности»

План по саморазвитию педагога Тема:  «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности»...

Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях посредством промышленного туризма

Ранняя профориентация ребенка опирается на начальный уровень обучения ребенка, что в конечном итоге приводит к развитию социально адаптированной личности, подготовленной к жизни....

Формирование познавательной активности дошкольников по ранней профориентации посредством игровой деятельности

Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области».  В Федеральном государственном образовательном стандарте дошк...