Консультация психолога "Репрезентативные системы восприятия дошкольников"
консультация на тему

В консультации полно и доступно изложены основные  типы репрезентативных систем дошкольников и рекомендации по развитию, воспитанию и пониманию детей. Рекоендовано психологам ДОУ в работе с педагогами и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповая консультация

«Репрезентативные системы восприятия и их использование в работе педагога с дошкольниками»

Репрезентативная система  (понятие нейролингвистического программирования  (НЛП) - предпочитаемый способ восприятия, обработки  и утилизации информации, поступающей из внешнего мира.

Информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако ведущим является часто только один из них.

Различают следующие репрезентативные системы (РС) человека:

  • визуальная — опирающаяся, в основном, на зрительные образы;
  • аудиальная — опирающаяся, в основном, на слуховой канал информации;
  • кинестетическая — опирающаяся, в основном, на обонятельный-осязательный канал информации.
  • дискретная (дигитальная) — опирающаяся на субъективно-логическое осмысление человеком сигналов, полученных по трем вышеперечисленным каналам (по мнению одного из основателей НЛП Гриндера, понятие дискретной РС не должно рассматриваться в качестве репрезентативной системы, так как оно подразумевает, что входящие сигналы уже прошли первичную обработку)

Кроме этого, существуют олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) и прочие специфические системы, однако они очень слабо распространены.

Один из принципов дошкольного образования, прописанных во ФГОС ДО – построение воспитательно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Выявление  и учёт репрезентативной системы поможет педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, построить более эффективную коммуникацию – говорить с ребёнком на «одном с ним языке», облегчит процесс усвоения ребёнком новой информации.

Одни из родоначальников НЛП, как науки,  Джон Гриндер и Джудит Делозье  утверждают, что человек при наличии выбора чаще употребляет слова, соответствующие его РС (визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину», аудиал: «Звучит похоже на правду», кинестет: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина», человек с доминирующей дискретной РС: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы»). Лучше всего работать с человеком/ребёнком в его РС (присоединение) «Говорить с ним на одном языке». При разговоре на разных РС возникает недопонимание, барьер.

Краткая характеристика этих типов

Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Картинка, образ – главное. Они стараются безупречно выглядеть, поддерживать порядок на рабочем месте – не случайно даже дошкольники-визуалы отличаются среди сверстников своей аккуратностью и опрятностью. Визуал всегда заметит, как вы выглядите, кто во что был одет на вечере, а вместо радио включит телевизор. Визуал запоминает лучше то, что увидел, наиболее понятное объяснение для него – схемы и графики.

Речь визуала обычно громкая и быстрая, мимика и жесты выразительные, яркие, для них характерно вскидывания рук. В разговоре им необходима дистанция (чтобы лучше видеть), избегают прикосновений. Сидит и стоит обычно прямо, плечи расправлены, голова приподнята. Смотрит чаще вверх. Слова, которыми обычно оперирует визуал, связаны со зрением (вижу, видимо, выглядит как, смутная догадка, ни тени сомнения, мысленная картина, устроить сцену, в свете этого). Визуалы быстро принимают решения, чаще говорят необдуманно.

Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух. Для них важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр, интонация, тон. Сами часто обладают мелодичным голосом, им нравится слышать себя. Любая дисгармония – скрип половицы, шум упавшего предмета, резкие и громкие звуки – просто выводят из себя. Не могут сосредоточиться в шумном помещении. Музыка помогает как в работе, так и в отдыхе.

Разговор – самое главное для аудиала, поэтому говорят они много, словарный запас их богат, в их речи можно встретить и визуальные, и кинестетические слова. Однако часто именно от них можно услышать: «не говори со мной таким тоном», «это звучит убедительно», «а вы слышали, что», «скажи, что ты думаешь». Маленькие аудиалы начинают говорить раньше других детей. Поза аудиала – прямо, слегка наклонившись вперед, голова склоняется набок. Ее часто называют «телефонная поза». Аудиалы на самом деле очень любят телефон, и стремятся как можно больше вопросов решить именно по телефону. Лучше запоминают то, что им объяснили. Для оценки графиков и схем нужно некоторое время. При размышлении и запоминании часто «проговаривают» шепотом.

Кинестетик - тот, кто воспринимает информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Для кинестетика важнее чувства, ощущения. Они ценят комфорт, и могут носить годами одну и ту же одежду, только потому, что она удобна. Стараются окружить себя предметами с выраженной фактурой, отдавая предпочтение мягкому, теплому, бархатному, гладкому... Кинестетики часто занимаются спортом, им просто необходимо движение (поэтому малыши-кинестетики больше других любят подвижные игры, и, как правило, раньше других начинают ходить). При этом говорят они медленно, с паузами. Жесты спокойные, плавные, на уровне нижней части туловища. Стараются максимально приблизится к собеседнику, чтобы можно было прикоснуться. Характерные слова кинестетика связаны с ощущениями – чувствую, горячая дискуссия, холодная голова, выпало из памяти, держать себя в руках…  Для принятия решения кинестетику нужно время.

Дискрет (дигитал) - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Слова дигиталов: «я правильно понял?», «в этом есть смысл», «это нелогично», «зачем мы это делаем?», «почему именно так?» Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.

Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Знание типа восприятия собеседника  помогает убеждать и объяснять свою точку зрения. Для этого важно не только по-чаще обращаться к ведущему каналу (показать визуалу, дать потрогать кинестетику, подробнее рассказать аудиалу), но и говорить с ним на одном языке, употребляя слова его типа.

В онтогенезе РС развиваются последовательно: К → А → В

ДОШКОЛЬНЫЙ   ВОЗРАСТ

Малыш-визуал  при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудио кассете или в исполнении мамы). Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Он очень аккуратен (для своего возраста) и для малыша-визуала может стать целой трагедией если он запачкает одежду, поэтому он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми  или его насильно одевают в то, что ему не нравится. Малыш-визуал первым делом запомнит и расскажет, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он  неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Люди-визуалы очень хорошо помнят, что видели. В то же время им тяжело даются словесные инструкции, они неоднократно переспрашивают задания. Никогда не кричите маленькому визуалу: «глаза бы мои тебя не видели», для них это самое тяжелое оскорбление.

Дошкольник-аудиал  познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать, даже когда малыш играет в одиночестве, он может говорить сам с собой непрерывно, придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр,  упражнений.

Маленький кинестетик  познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш - кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения, поэтому чаще ласкайте, прижимайте к себе, целуйте, старайтесь меньше употреблять любимую родителями фразу "Не трогай!" ибо они познают мир именно через тактильные ощущения. Часто, когда учатся читать, водят пальцами по тексту. Во время разговора совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко возле собеседника. Когда говорите малышу «молодец», не забудьте погладить его по голове или обнять. Они учатся лучше, если обучение сопровождается практической работой.

В большинстве дети-дошкольники – кинестетики (познают мир на ощупь и в движении).

В 8-9 лет активное развитие аудиальной системы, позднее визуальной.

Неуспевающие школьники – те дети, у которых вовремя не развит нужный канал.

Задача педагога – не только определить ведущую РС, но и развивать все остальные.

Чем больше развиты все системы, тем выше интеллект. Гений это тот, у кого развиты все РС.

Почему важно знать, каким образом ребенок воспринимает информацию?

На занятиях педагог может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и педагог, и ребенок визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах  школы их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).

От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.

Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).

Если родители и педагог  знают, к какой категории относится ребенок, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Важно использовать методы обучения, близкие ребенку.

Если ребенок - визуал, то в разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды, как готовые, так и сделанные собственными руками. Если ребенок - визуал не слушается, ему достаточно погрозить пальцем или покачать головой.

Так, разговаривая с аудиалом, используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Больше используйте аудиоматериалы. Если аудиал не слушается, то ему достаточно сказать: «тихо» или «ш-шш». Стоит помнить, что при выполнении домашнего задания ребенок - аудиал шевелит губами и говорит сам с собой.

Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Кинестетик может «обыгрывать» информацию. Помните, что ребенок-кинестетик — это больше практик, нежели теоретик. Если он выполняет домашнее задание, то нельзя требовать  от него неотрывного сидения за рабочим столом, неподвижность для такого ребенка «смерти подобна». Позволяйте малышу походить по комнате, подвигаться, попрыгать. Педагогу, чтобы успокоить сорванца-кинестетика на занятии, нужно всего лишь подойти к нему и положить руку на плечо.

Наблюдение за поведением детей в его свободное «игровое» время:

Визуал  чаще всего остается на месте, если большинство детей начинают передвигаться. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги  аудиалов  или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за чем –либо  или рассматривать информацию на стенах.

Спорт и искусство – стезя отнюдь не визуала, поэтому насильно заставлять малыша заниматься не любимым делом не рекомендуется.

Аудиалы используют свободное время, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если перед этим ему пришлось "держать рот на замке".

Дети аудиалы редко проявляют интерес к рабочим специальностям и больше тяготеют к  разного рода искусству: пению, театральной и актерской деятельности.

Для  кинестетика  перемена деятельности нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Спорт, рабочие специальности  - то, к чему у него могут проявиться способности.

 

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";

кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Что подарить  детям с разной репрезентативной системой:

Дети-аудиалы - это прирожденные шпионы. Они всегда все знают. Все секреты и новости им тут же становятся известны, но это совсем не означает, что они специально подслушивают. Просто у них слух развит намного лучше, чем у обычного ребенка. Поэтому, разговаривая шепотом в другой комнате, помните о том, что ему вас слышно так же хорошо, как если бы вы стояли рядом с ним.

Зато ваш ребенок, если вы постараетесь, может стать выдающимся музыкантом. Для этого вы должны с самых малых лет дарить ему всевозможные музыкальные инструменты.

Это могут быть дудочки, маленькие игрушечные пианолы или простейшие клавишные, различные металлофоны, ксилофоны и т.п. Ребенку постарше можно дарить более серьезные инструменты - гитару, флейту, скрипку. Хороший музыкальный инструмент плюс опытный педагог, и из вашего аудиала обязательно вырастет замечательный музыкант.

Визуалы - это дети-недотроги. Ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят с вами на взрослые темы и на расстоянии вытянутой руки. Выглядят обычно старше своих лет, потому как держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы из телевизора, который они обожают.

Визуал-ребенок - благодарный зритель, он запоминает каждую мелочь из просмотренного фильма или спектакля. У него великолепная память и хороший вкус. Он улавливает по лицу ваши настроения и желания, но не всегда дает вам понять это (конечно же, в корыстных интересах). Маленьким визуалам хорошо дарить интересные видеофильмы, аксессуары для юного художника и красочно иллюстрированные книги.

Кинестетики. Про таких детей говорят, что они все смотрят руками. Что ж делать! Такова их природа. Не беда, что игрушки у них недолговечны: разбирая их, они познают мир. Маленькие кинестетики не могут подолгу смотреть телевизор и чаще всего не любят театр. Зато обожают возиться, драться и устраивать различные соревнования.

Ребенок-кинестетик ни за что не будет слушать сказку перед сном, если вы при этом не гладите или не обнимаете его. Он очень привязан к родителям, особенно к маме, долго не слезает с рук и даже в младшем школьном возрасте любит забираться к родителям на колени. Появление младшего братика или сестренки вначале воспринимает трагично, зато потом самозабвенно берет на себя роль няньки. Ребенку-кинестетику лучше всего дарить мягкие игрушки, конструкторы, игры-самоделки и все то, что можно разбирать, мять, гнуть... 

А главное - не скупитесь на внимание и теплоту.

        

Вот несколько практических способов, которые можно использовать в виде развлечений дома, в дружеской компании, на занятиях с детьми.

Для аудиалов:

1.«Знакомые звуки»

 В группе, в паре или в одиночку находятся ответы на просьбу назвать, а затем назвать и воспроизвести:

- звуки природы;

- голоса животных;

- шумы, издаваемые приборами.

2.Можно предложить озвучивание на разном расстоянии (собака, которая лает за стеной или в непосредственной близости; шум прибоя, доносящийся через открытую балконную дверь или прямо под ногами и т.д.).

Разумеется, нужно учитывать возраст участников. Но сколько бы им ни было лет, они охотнее будут играть, чувствуя одобрение и рассчитывая на поощрение. А разнообразить набор заданий можно по собственному желанию и усмотрению.

3.«Угадай мелодию»

Это, пожалуй, самый распространенный способ, варьировать который можно, предлагая:

- узнать мотив из знакомого для группы или партнера репертуара,

- напеть его;

- продолжить начатую мелодию.

4.«Щелчок в уме»

Сосредоточившись на себе в тишине, щелкнем пальцами, прислушиваясь к звуку, а потом попробуем воспроизвести его в уме. Если не получится – не беда, можно повторить столько раз, сколько потребуется. Зато потом окажется, что этим воображаемым щелчком можно «управлять»: мысленно перемещать его звук, чтобы он раздался сверху – снизу, слева – справа, громче – тише.

Теперь о кинестетике. Для тактильных ощущений:

1.«Знакомые ощущения»

В этой игре предлагается назвать определенное число:

- занятий на кухне (в гараже, на спортплощадке);

- видов спорта, связанных с игрой в мяч (рукоделия, кулинарной обработки продуктов);

- объектов, имеющих гладкую поверхность (шероховатую, бугристую).

- объектов, о которые можно уколоться (обжечься, зацепиться).

2.«Пантомима»

Часть заданий предыдущей игры можно использовать для воспроизведения в пантомиме, но можно добавить и другие:

- изобразить вдевание нитки в иголку (с последовательным приготовлением и использованием воображаемых предметов), надевание тесной обуви и т.п. Смешные задания выполняются с большей охотой, как правило, – и это стоит учесть!

3.«Воображаемое прикосновение»

Предлагается представить касание к различным поверхностям: к шелку, бетону, телевизору, горячей плите и т.п. В группе это можно организовать таким образом, чтобы во втором туре все по очереди изображали это действие, а остальные угадывали, к чему "прикасался" игрок.

Для вкусовых:

4.«Вкусы по памяти»

Участники называют:

- пять сладких блюд;

- пять трав, используемых в качестве приправ к еде;

- пять объектов, горьких на вкус.

5.«Странная дегустация»

После разминки тренер предлагает всем почувствовать вкус:

- соленых огурцов, смешанных с мороженым;

- помидоры с клубничным вареньем;

- манную кашу с горчицей;

- молочный суп с селедкой; а напоследок –

- молоко с шоколадом или еще что-нибудь вкусное (а то игроки устанут морщиться).

6.Для обоняемых, т.е. запахов и ароматов:

«Назови запахи»:

- связанные с природой;

- связанные с двигателями;

- самые приятные.

7.«Запахи, которых нет, но они есть»

В этом упражнении предлагается почувствовать запахи различных объектов без представления их зрительных образов: клубника… бензин… горячий борщ… холодный борщ. После того, как начнет получаться, можно также тренироваться в «управлении» ими: представлять запахи более сильными или слабыми, поступающими с разных сторон.

Следует также помнить, что «чистые» аудиалы, кинестетики и визуалы встречаются нечасто. В большинстве случаев это комбинация двух типов.

Особенности восприятия также зависят от возраста: так, если малыши все тянут в рот, чтобы «познакомиться с предметом поближе», то дошкольники чаще используют зрение и слух. Восприятие информации через определенный канал может иногда радикально меняться с возрастом, особенно вследствие психологической или физической травмы, но такие случаи единичны.

Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников..

И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.

Тест на определение типа восприятия

Выберите из данных словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию. «Для Вас -

1."Скорость – это…”

а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов. (+)

б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*)

в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@)

2."Плохая погода”

а) завывание ветра, стук капель. (*)

б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@)

в) тусклое небо, серые тучи. (+)

3."Мёд”

а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@)

б) золотистая, прозрачная жидкость. (+)

в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл. (*)

4."Море”

а) сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками. (+)

б) тёплая, солёная вода, горячий песок. (@)

в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)

5."Усталость”

а) тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@)

б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+)

в) громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*)

6."Яблоки”

а) звонкий хруст укуса. (*)

б) круглый плод, красного, желтого или зелёного цвета на высоком дереве. (+)

в) кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья. (@)

7."Снег”

а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)

б) холодный, мягкий, пушистый. (@)

в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)

8."Вечер”

а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинный тени. (+)

б) приглушенный звук, голоса близких, шкворчащий на сковородке ужин. (*)

в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@)

9."У костра”

а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@)

б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+)

в) потрескивание  углей, шипение дров, бульканье воды в котелке.(*)

10."Дерево”

а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*)

б) высокий прямой коричневый ствол, зелёная крона, лучи солнца проглядываю сквозь листву. (+)

в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@)

11."Библиотека”

а) шорох страниц, приглушенная речь, скрип стульев. (*)

б) книги с гладкими обложками, увесистые тома, запах старых книг. (@)

в) глянцевые и матовые, красочные и разноцветные обложки книг; высокие стеллажи. (+)

12."Город”

а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов. (@)

б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины. (+)

в) шум машин, гул голосов, вой сирен, хлопанье дверей. (*)

13."Утро”

а) светло-голубое небо, прозрачный воздух, показавшееся из-за горизонта розовое солнце. (+)

б) щебетание птиц, тишина, тихое шуршание листьев. (*)

в) прохладный воздух, влажная трава, тёплые лучи солнца, дышится полной грудью. (@)

14."Ремонт”

а) запах пыли, краски, лака; влажные свежеепоклеенные обои. (@)

б) чистые обои, белый потолок, беспорядок. (+)

в) стук молотка, визг дрели, эхо в пустых комнатах. (*)

15."Церковь”

а) огоньки свечей, золото алтаря, тусклые краски старинных икон, полумрак. (+)

б) монотонный голос богослужителя, хоровое пение, потрескивание свечей. (*)

в) сладкий запах ладана, запах горящего воска, ощущение умиротворения. (@)

Интерпретация: Подсчитайте количество ответов (+), (*) и (@). Если больше:

(+) – Визуал, восприятие окружающего мира преимущественно при помощи зрения

(*) – аудиал, восприятие преимущественно с помощью органов слуха

(@) – кинестетик, восприятие в основном через ощущения



Предварительный просмотр:

Ведущая репрезентативная система дошкольника

Онтогенез:

Кинестетик   --- >

Аудиал ------>

Визуал ----->

Речевые сигналы доступа

В речи много слов «холодно, жарко, мягко, больно, удобно, свободно, чувствую, схватывать, держать…»

В речи  часто употребляют: «голос, послушайте, слышишь, шумно, тихо, скажите, молчаливый, тишина…»

Употребляют слова «смотри, красивый, яркий, я видел, выглядит, вижу, прозрачный…»

Глазные сигналы доступа

E:\Главная\Консультации\Репрез-система\glazki_3.jpg

E:\Главная\Консультации\Репрез-система\glazki_2.jpg

E:\Главная\Консультации\Репрез-система\glazki_1.jpg

Особенности

Познают мир через прикосновения, движения, рано начинают ходить

Много двигаются, хорошо развита моторика

Любят активные игры, прыжки, бег, борьбу, спорт вообще

Любят всё трогать, ощупывать, «смотрят руками»

Их игрушки недолговечны: разбирая, они познают мир

Очень привязаны к маме, любят обниматься

Малая дистанция, чтобы можно было прикасаться

Познают мир через звуки

Раньше начинают говорить, большой словарный запас, много говорят

Любят слушать музыку, аудио-сказки, беседовать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать

Общительны

Могут придумывать игры и истории

Не любят дисгармоничные звуки – скрип, шум

Больше опираются на зрительные ощущения (легко запоминают цвет, форму, размер)

Новый объект сначала рассмотрят

Любят рассматривать картинки в книгах

Любят рисовать, раскрашивать, вырезать картинки, складывать пазлы (в/действие глаз и рук)

Думают образами, развита фантазия

Важно какой цвет одежды, аккуратны

Держат дистанцию, чтобы видеть собеседника

Не очень разговорчивы

Особенности внимания

Трудно концентрировать свое внимание, можно отвлечь чем угодно

Легко отвлекаются на звуки

Шум не мешает

Запоминание

Лучше запоминают, двигаясь

Легко запоминают на слух

То, что видел, запоминает картинами

Слабые стороны

Трудно усидеть на месте и заниматься одним делом, неусидчивые

С трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются

Зрительное восприятие (напр. поиск сравнений на картинках)

Моторное восприятие (бег, лазание, не очень любят подвижные игры)

Хуже запоминают на слух

Менее общительны

Слабая физическая координация (двигательная память)

Рекомендации в работе педагога

Чаще обнимать, прижимать к себе, целовать

Реже говорить: «Не трогай!»

Не заставлять долго сидеть на месте, давать моторную разрядку, использовать подвижные игры

В разговоре используйте паузы, интонацию, голос

Предложите ребёнку комментировать то, что он делает – лучше запомнит

Развивать зрительное и моторное восприятие в играх

Развивать речь и коммуникабельность

Развивать слуховую и двигательную память

На занятиях и в играх использовать цветные иллюстрации, схемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование фонематического восприятия дошкольников".

В данной консультации раскрыты приемы формирования фонематического восприятия дошкольников....

"Система восприятия музыки у дошкольников с нарушениями слуха"

Развитие слухового восприятия  детей  дошкольного возраста имеет важное  значение  для полноценного развития ребенка, имеющего нарушения слуха....

Консультация для родителей «Восприятие дошкольниками фольклорных персонажей и их роль в развитии творческого воображения»

Фольклор – массовое творчество, его произведения анонимны, их автор – народ. В фольклоре постоянно протекал творческий процесс, который поддерживал и развивал художественную традицию. С появлением пис...

Развитие восприятия дошкольников с нарушением интеллекта с помощью игровой системы сенсорного обучения (ИССО).

План.I.                   Введение. 1.     Особенности восприятия детей с интел...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Доминирующие системы восприятия дошкольника и их учет при организации комфортной педагогической среды»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Доминирующие системы восприятия дошкольника и их учет   при организации комфортной педагогической среды»Цель: повышение профессиональной комп...

Презентация к семинару "Доминирующие системы восприятия ребенка и их учет при организации комфортной педагогической среды"

Задачи: Познакомить педагогов с понятием  «репрезентативная система».Определить различия в способах восприятия информации человеком.Овладеть практическими навыками, позволяющими опред...

Репрезентативные системы восприятия дошкольника

Репрезентативная система - предпочитаемый способ восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего мира.Информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако ведущим явля...