Консультация для педагогов "ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОГОДЫ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ".
консультация по теме

Литвиненко Ольга Юрьевна

Экологическое воспитание одна из главных задач подрастающего поколения. Этот  материал поможет организовать работу с детьми, сделает её интересной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_vospitateley.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОГОДЫ КАК МЕТОД

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Все известные нам программы по экологическому образованию дошкольников предусматривают различные  методы и формы работы, за исключением одного — прогнозирования погоды.

Известно, что ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды и есть деятельность познавательная, доступная ребенку. Она  развивает  его умственные способности (наблюдательность,     любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы). Этот вид деятельности позволяет углублять знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической. Например, наблюдая за мать-и-мачехой и одуванчиком, дети узнают их отличительные признаки, реакцию на различные факторы среды (закрывают соцветия при понижении атмосферного давления или температуры,  повышении  влажности).   Эти растения не только живые барометры, но  и  отличные часы  (в хорошую погоду открывают и закрывают соцветия в одно и то же время суток). Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования во всех указанных  формах работы,  прежде  всего эпизодические, повторные и длительные самостоятельные наблюдения-исследования за растениями и животными в уголке природы, дома, на даче с последующим обсуждением их результатов. Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом. Например,  все знакомы с  воронами,  но только сведущие люди знают: если вороны усаживаются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра ветер будет дуть с той стороны, куда направлены клювы; если садятся на ветви деревьев как попало, то ветра не будет. Прогнозирование погоды детьми позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, народному опыту,  а это  воспитывает уважение   к   предкам,   обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их   проверки   позволяют   развивать детей не только интеллектуально, но и творчески (дети рифмуют приметы, зарисовывают их). Этот вид деятельности  можно осуществлять в любом месте, в любое время суток, в любое время года и в любом возрасте.

 Прогнозирование погоды позволяет детям испытать радость открытия,  почувствовать  вкус  исследовательской работы. При этом неважно, подтвердится прогноз или нет: дети радуются в любом случае. Если прогноз подтвердился  —  радости  нет  предела; если нет — можно аргументированно доказать неправомерность предположения. Знакомство с живыми «барометрами»   способствует   формированию бережного отношения к природе («Не наступи случайно на одуванчик или паучка: они подскажут, какая завтра будет погода»). Благодаря  этому методу дети учатся понимать язык природы (о чем предупреждают ласточка, зяблик, ель, лягушка и т. д.). Дети на практике знакомятся с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды.

Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы,  что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства   мира   («все   связано   со всем»). Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы («фиалка  загрустила»   —   наклонила цветок к земле перед дождем и т. д.), а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру. Этот   метод   помогает   детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.

 Наблюдения  надо начинать  с явлений неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни животных и растений. Этим занимаются в разное время суток на прогулках, экскурсиях, в повседневной жизни. Объектами наблюдений могут быть солнце, звезды, луна, заря, радуга, туман, иней, роса, пузыри в лужах во время дождя, ветер, тучи, дым из трубы. Дети самостоятельно и с родителями наблюдают  за объектами природы дома, по дороге в детский сад, в выходные дни, на даче, а потом рассказывают  о своих наблюдениях, рассуждают  о достоверности примет.

Из растительных и животных объектов для наблюдений отбираются наиболее распространенные  «живые барометры». Это ель, одуванчик, акация, чертополох, мать-и-мачеха, клевер, ноготки, мокрица, сосна; муравьи, стрекозы, мухи, пауки, кузнечики, бабочки, дождевые черви,  лягушки, ласточки, воробьи, вороны, синицы, снегири,  голуби, куры, кошки, собаки.

Детей знакомят не только с особенностями реакций животных и растений на метеофакторы, но и с научным объяснением механизмов предчувствия изменения погоды, Одновременно детей знакомят с различными видами приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды.

Знания, приобретенные детьми в процессе прогнозирования погоды, можно  использовать  как средство развития творческих способностей детей, т. е. в рифмовании известных народных примет и изображении их в рисунках. (Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и запоминаются детьми, чаще используются ими в речи, тем более, если они придуманы самими детьми.) Работу — по прогнозированию погоды — проводить необходимо не ради составления прогноза погоды, хотя само по себе это интересно и может пригодиться, а ради того, чтобы дети развивались умственно, творчески, чтобы формировались экологическое мышление, экологическое сознание и ценностная ориентация на природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Методы экологического воспитания дошкольников»

Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Эта передача осуществляется согласно программе, с использованием различных методов – наблюдения, ...

Публикация "Прогнозирование погоды как один из методов экологического воспитания дошкольников"

Прогнозирование - это познавательная деятельность, доступная каждому ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае - приобщающая к народной культуре через знакомство с приметами и ...

Консультация для воспитателей "Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников"

Наблюдению надо учить детей уже с раннего возраста, так как это способствует развитию таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение. Педагогический процесс, направленны...

консультация "Экспериментальная деятельность как эффективный метод экологического воспитания дошкольников"

     Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления. Именно возможность самостоятельного проведения эксп...

Консультация для педагогов на тему: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

Формирование начал экологической культуры - это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающимее, а такжек людя...