Консультация для педагогов "ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОГОДЫ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ".
консультация по теме
Экологическое воспитание одна из главных задач подрастающего поколения. Этот материал поможет организовать работу с детьми, сделает её интересной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОГОДЫ КАК МЕТОД
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Все известные нам программы по экологическому образованию дошкольников предусматривают различные методы и формы работы, за исключением одного — прогнозирования погоды.
Известно, что ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды и есть деятельность познавательная, доступная ребенку. Она развивает его умственные способности (наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы). Этот вид деятельности позволяет углублять знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической. Например, наблюдая за мать-и-мачехой и одуванчиком, дети узнают их отличительные признаки, реакцию на различные факторы среды (закрывают соцветия при понижении атмосферного давления или температуры, повышении влажности). Эти растения не только живые барометры, но и отличные часы (в хорошую погоду открывают и закрывают соцветия в одно и то же время суток). Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования во всех указанных формах работы, прежде всего эпизодические, повторные и длительные самостоятельные наблюдения-исследования за растениями и животными в уголке природы, дома, на даче с последующим обсуждением их результатов. Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом. Например, все знакомы с воронами, но только сведущие люди знают: если вороны усаживаются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра ветер будет дуть с той стороны, куда направлены клювы; если садятся на ветви деревьев как попало, то ветра не будет. Прогнозирование погоды детьми позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески (дети рифмуют приметы, зарисовывают их). Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время суток, в любое время года и в любом возрасте.
Прогнозирование погоды позволяет детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. При этом неважно, подтвердится прогноз или нет: дети радуются в любом случае. Если прогноз подтвердился — радости нет предела; если нет — можно аргументированно доказать неправомерность предположения. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе («Не наступи случайно на одуванчик или паучка: они подскажут, какая завтра будет погода»). Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы (о чем предупреждают ласточка, зяблик, ель, лягушка и т. д.). Дети на практике знакомятся с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды.
Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»). Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы («фиалка загрустила» — наклонила цветок к земле перед дождем и т. д.), а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру. Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
Наблюдения надо начинать с явлений неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни животных и растений. Этим занимаются в разное время суток на прогулках, экскурсиях, в повседневной жизни. Объектами наблюдений могут быть солнце, звезды, луна, заря, радуга, туман, иней, роса, пузыри в лужах во время дождя, ветер, тучи, дым из трубы. Дети самостоятельно и с родителями наблюдают за объектами природы дома, по дороге в детский сад, в выходные дни, на даче, а потом рассказывают о своих наблюдениях, рассуждают о достоверности примет.
Из растительных и животных объектов для наблюдений отбираются наиболее распространенные «живые барометры». Это ель, одуванчик, акация, чертополох, мать-и-мачеха, клевер, ноготки, мокрица, сосна; муравьи, стрекозы, мухи, пауки, кузнечики, бабочки, дождевые черви, лягушки, ласточки, воробьи, вороны, синицы, снегири, голуби, куры, кошки, собаки.
Детей знакомят не только с особенностями реакций животных и растений на метеофакторы, но и с научным объяснением механизмов предчувствия изменения погоды, Одновременно детей знакомят с различными видами приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды.
Знания, приобретенные детьми в процессе прогнозирования погоды, можно использовать как средство развития творческих способностей детей, т. е. в рифмовании известных народных примет и изображении их в рисунках. (Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и запоминаются детьми, чаще используются ими в речи, тем более, если они придуманы самими детьми.) Работу — по прогнозированию погоды — проводить необходимо не ради составления прогноза погоды, хотя само по себе это интересно и может пригодиться, а ради того, чтобы дети развивались умственно, творчески, чтобы формировались экологическое мышление, экологическое сознание и ценностная ориентация на природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/06/picture-432946-1396807403.jpg)
Консультация на тему: «Методы экологического воспитания дошкольников»
Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Эта передача осуществляется согласно программе, с использованием различных методов – наблюдения, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/04/picture-912643-1491282374.jpg)
Публикация "Прогнозирование погоды как один из методов экологического воспитания дошкольников"
Прогнозирование - это познавательная деятельность, доступная каждому ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае - приобщающая к народной культуре через знакомство с приметами и ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968806-1509862946.jpg)
Консультация для воспитателей "Труд в природе как метод экологического воспитания дошкольников"
Выступление на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/05/picture-912615-1491376080.jpg)
Консультация для воспитателей "Наблюдение как основной метод экологического воспитания дошкольников"
консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/23/picture-273336-1377263194.jpg)
Консультация для воспитателей "Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников"
Наблюдению надо учить детей уже с раннего возраста, так как это способствует развитию таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение. Педагогический процесс, направленны...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/22/picture-608849-1427037444.jpg)
консультация "Экспериментальная деятельность как эффективный метод экологического воспитания дошкольников"
Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления. Именно возможность самостоятельного проведения эксп...
Консультация для педагогов на тему: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»
Формирование начал экологической культуры - это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающимее, а такжек людя...