Гендерные особенности сюжетно - ролевой игры
консультация (старшая группа) на тему

Как с помощью сюжетно - ролевой игры разрешить противоречия между необходимостью осуществлять в детском саду дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков  и недостаточностью освещения этой проблемы на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей № 138

Гендерные особенности сюжетно – ролевой игры

детей дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель

Высшей квалификационной категории

Сивцева Евгения         Викторовна

Москва 2017

  Проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особую актуальность. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

   Педагоги и родители стали замечать, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к женскому полу.

   Необходимо уже в дошкольные годы  заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решимость, решительное, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола. Если этого не сделать, это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

   Одним из способов развития личностных качеств у детей дошкольного возраста является игра. Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоятельной деятельности.

Одним из видов игр является сюжетно – ролевая игра. Она имеет особое значение для развития детей дошкольного возраста, создавая зону ближайшего развития дошкольника. В сюжетно – ролевой игре интенсивно развиваются все психические функции и особенности личности ребенка.

   Для детей младшего дошкольного возраста характерна предметно – манипулятивная игра, т.е. им не нужен партнер по игре, они играют одни.

     К концу младшего дошкольного возраста появляются предпосылки сюжетно – ролевой игры. Содержанием игр становится подражание действиям взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Играя, дети 4 – 5 лет часто делятся на группы по половому признаку, так как именно в этом возрасте появляется специфическое чувство единения: «мы – мальчики», «мы – девочки».

   Со временем игровой репертуар пополняется: более разнообразными становятся сюжетные самостоятельные игры (сюжетно – ролевые, режиссерские и театрализованные). В играх детей находят отражение разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и т.д.).

    До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли; по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с выбранной ролью. Активно формируется ролевой диалог. Дети начинают использовать различные предметы – заместители.

   Игра оказывает влияние на развитие личности ребенка: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

   Проблема современного общества заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих так же, как он сам. Общение детей во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Современному ребенку негде научиться играть.

    Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье:

  1. При воспитании и развитии детей нельзя забывать, что мальчики и девочки имеют свои особенности восприятия, мышления, памяти, эмоциональной сферы.
  2. Нельзя ставить в пример мальчика девочке и наоборот, потому что они по – разному развиваются, даже если находятся на одном возрастном этапе.
  3. Необходимо правильно организовать  развивающую среду ребенка. Мальчики – практики, им  необходим различный строительный материал, инструменты. Различные виды транспорта и другие игры, соответствующие гендерной принадлежности. Они любят исследовать и осваивать пространство. Девочки ориентируются на ближнее зрение. Девочка любит, чтобы все было «под рукой». Нужно, чтобы было много разной одежды для кукол, средства ухода за ними: резинки, расчески, полотенце и т.д.
  4. Важно помнить, что дети копируют поведение, привычки, речь взрослых.
  5. От мальчиков дошкольного возраста еще рано ждать «мужского» поведения. Обычно мальчики намного эмоциональнее и тревожнее девочек – ровесниц.
  6. Важно обогащать опыт детей с помощью чтения художественной литературы, личного примера, совместных игр взрослого и ребенка.
  7. Детям  не нужно навязывать свой вариант игры. Можно присоединиться к их игре и предложить новые действия, новый вариант развития событий.

Необходимо создавать все условия для того, чтобы и мальчики, и девочки могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или

эмоционально значимо. Для этого можно применять такие методы, как наблюдение за играми детей, беседа с детьми, интервьюирование.

   Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками. Адекватным педагогическим воздействием здесь будет ненавязчивое сопровождение сюжета развёрнутой детьми ролевой игры. Поскольку малыши недостаточно хорошо умеют играть вместе - дополнять, а не дублировать друг друга - педагог может принять на себя одну из ролей. Следует обратить внимание на то, что многие дети, особенно девочки, проявляют настороженность по отношению к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов.

    Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. Гендерный подход рассматривает вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Использованная литература


  1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. 1987.-№ 5.

  2. Абубикирова, Н. И. Что такое «гендер»? / Н. И. Абубрикова // Общественные науки и современность.- 1996. №6.
  3. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка  / Л. А. Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 1978

  4. Григорьева, Ю.С. Организация педагогического процесса руководства дидактическими (настольно-печатными) играми как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста : уч.- метод. пос. / Ю.С. Григорьева, О.В. Лиссер. – Пермь : Пресстайм,2007

  5. Деркунская, В. А. Как и во что играют мальчики и девочки 4—5 лет /В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова. // Дошкольная педагогика. - 2008. -№ 7.

  6. Никонова Л.Я. Воспитание мальчиков и девочек в дошкольном возрасте  – Мн.: Просвещение, 1994
  7. Чекалина, А. Что такое гендер?  / А. Чекалина // Детский сад от А до Я. -2006.-№1.- С. 31-51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста

     В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески. У ребенк...

Статья на тему: "Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"

Тема:"Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"...

Доклад: "Особенности сюжетно - ролевой игры у детей дошкольного возраста"

Для детей дошкольного возраста одна из главных деятельностей  является сюжетно ­ролевая игра.  Играя, дети отражают окружающую их действительность; чем шире сферы действительности, с к...

Особенности сюжетно-ролевой игры и задачи ее руководства.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности....

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Р  Е Ф Е Р А Т "ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"Цель данной работы: изучить особенности принятия роли детьми младшего дошкольного возраста...

Особенности сюжетно-ролевой игры, режиссёрской игры, игры-драматизации. Их значение в жизни детей дошкольного возраста

Разновидности сюжетной игры, отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в развитие ребенка....