Особенности сюжетно-ролевой игры, режиссёрской игры, игры-драматизации. Их значение в жизни детей дошкольного возраста
статья (средняя, старшая группа)

Панкова Ирина Федоровна

Разновидности сюжетной игры, отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в развитие ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сюжетно-ролевой игры, режиссёрской игры, игры-драматизации. Их значение в жизни детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом в развитии человека, когда закладываются основы личности, развивается волевая сфера, воображение, творческие способности ребенка. Эти важнейшие качества формируются в ведущей деятельности дошкольника – игре. Игра – особая форма активности, занимающая в жизни ребенка главное место.

Пожалуй, каждый взрослый – педагог, родитель, хотел бы видеть ребенка творческой, развитой личностью, способной к фантазированию. Необходимыми составляющими творчества являются - свободный полет воображения, способность к фантазии, интуиция, которая может выливаться в изобретениях и открытиях и пр.

Творчество, игра, фантазия – прекрасные психотерапевтические средства, которые дают возможность развиваться ребенку, отдохнуть, снять напряжение, повысить эмоциональный тонус. Здесь на помощь взрослому могут прийти игры-фантазии с детьми. В настоящее время нет точного определения, что такое игра – фантазия, игра – воображение. Из практики видно, что это особый вид игры ребенка дошкольника, имеющий игровые задачи, содержание, игровые правила, результат… главный участник игры - ребенок…

Игры-фантазии содержат в себе элементы других игр: образных, сюжетно-ролевых, режиссерских и др.

Пятилетний возраст, по мнению психологов, - возраст расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети начинают разыгрывать сложные сюжеты, внося в них разнообразное и развернутое содержание. И первая задача воспитателей и родителей – дать им материал для таких игр, познакомить с событиями в жизни семьи, с разными видами труда взрослых, со сказочными сюжетами. В этом помогут детские книжки, наблюдения на прогулках, беседы.

Основные приемы руководства игрой это – всемерное обогащение содержания игр, достигаемое путем введения в игру новых ролей и новых ситуаций, «подсказывание ребенку» условных, сокращенных способов выполнения игровых действий. При этом пятилетнему ребенку и игровой материал лучше предлагать более условный, чем  четырехлетке, - теперь важно, чтобы игрушка, скорее «намекала» на определенные действия, чем была буквально - похожа на реальный предмет. Значительно большие возможности появляются в этом возрасте и для изготовления ребенком игрушек-самоделок.

Сюжетно-ролевая игра - сложная, многоплановая деятельность. И она «растет», развивается в разных направлениях. Одно из таких направлений ведет от развернутой игры к игре «в уме», в собственном воображении. Далеко не всегда стоит помогать ребенку, вмешиваться в его замыслы. В пять лет дети, как правило, способны обходиться и без партнёров, а иногда даже без видимых со стороны действий. Переход игры «внутрь» - важная веха умственного развития ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Могут ли родители способствовать такому переходу? Конечно, купите сыну разнообразных солдатиков, и пусть он «командует» сражающимися армиями. Не беда, что на первых порах придумывать разные ситуации придется в основном родителям. Скоро и сам ребенок овладеет этим искусством. Его нужно активно вовлекать в игру, постепенно приучая думать и говорить за персонажей. Такая игра сюжетная, но уже не ролевая. Ее называют режиссерской.

Режиссерская игра представляет собой основную форму индивидуальной игры дошкольников в возрасте от четырех с половиной до семи лет. Но появляется она значительно раньше - у детей конца третьего - начала четвертого года жизни. Носителями ролей в режиссерской игре выступают игрушки (куклы, звери) и другие предметы. В отличие от совместной игры, где ребенку приходится учитывать позицию партнера, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия.. От режиссерской игры до игры в воображении – один шаг и первая легко переходит во вторую.

Характерно, что ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как режиссер. Эта своеобразная позиция ребенка и позволяет назвать игры такого типа режиссерскими. Режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля: Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мезансцены, то есть представляет в пространстве кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на “сцене”. Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру “дикторским” текстом.

На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого «списан портрет». Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение.

Еще одно направление развития сюжетно-ролевой игры – переход к игре драматизации. Она может начинаться и до пяти лет. Простейшие драматизации рекомендуется проводить с детьми трех-четырех лет для более глубокого их ознакомления со сказкой.

В пятилетнем возрасте драматизация все более «расходится» с сюжетно-ролевой игрой, становится похожей на театральный спектакль. Здесь действуют иные законы, чем в сюжетно-ролевой игре. Необходимо научиться проникать в смысл драматизируемых произведений, изображать манеры и характер персонажей, пользуясь мимикой, жестами, интонацией.

Наилучшим материалом для драматизации могут служить сказки, прежде всего народные сказки, героями которых являются животные. У них очень яркие, определенные характеры, внешние повадки. Их интересно и легко изображать. Начинать лучше с давно знакомых ребенку сказок. Не беда, если эти сказки раньше служили материалом для других форм работы, в драматизации они выступят по новому, приобретут заново привлекательность для ребенка. Значение драматизации для умственного развития состоит как в том, что она позволяет глубже вникнуть в содержание сказки, более полно, чем в других условиях, понять характеристики персонажей, так и в том, что драматизация дает возможность познакомить ребенка с новым для него видом обозначения – обозначением действий и состояний при помощи выразительных движений.

Такие обозначения дети используют и в сюжетно-ролевых играх, изображая, например, как шофер крутит руль или как мама разливает чай. Но в сюжетно-ролевой игре выразительные движения имеют вспомогательное значение, внимание ребенка на них не фиксировано, и если партнер по игре не понимает, что хочет изобразить ребенок, - не беда, это с лихвой может быть компенсировано при помощи слов. Другое дело драматизация. Она требует намеренного, сознательного изображения, причем такого, которое вполне понятно. А к этому ребенка следует подготовить. В качестве подготовки хорошо использовать небольшие упражнения, которые имеют форму своеобразных загадок.

От загадывания простых действий (умывание, одевание, подметание пола и т.п.) можно перейти к целым пантомимическим (т.е. изображаемым молча, при помощи движений) сценкам, а потом и к загадыванию состояний, переживаний.

Итак, сюжетно-ролевая игра, «режиссерская» игра, игра-драматизация. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно-ролевой игры – самостоятельность детей.

Элементами сюжетно-ролевой игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.

Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.

В режиссерской игре ребенок, проявляя творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, ребенок развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре - речь.

Эти три разновидности сюжетной игры, отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в развитие ребенка. Это и развитие творческой активности, способности к фантазированию и импровизации в игре. Развитие умения общаться по поводу игры – определять содержание, роли и прочее. Развитие умения мыслить нестандартно в обычных ситуациях, создавать образы по словесному описанию или по другим опорам. Развитие речевой активности, способов речевого общения, связной речи. Развитие мышления и мыслительных операций, внимания, памяти. Воспитание положительных взаимоотношений в игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Особенности сюжетно - ролевой игры у детей дошкольного возраста"

Для детей дошкольного возраста одна из главных деятельностей  является сюжетно ­ролевая игра.  Играя, дети отражают окружающую их действительность; чем шире сферы действительности, с к...

Театрализованные игры и их значение в жизни детей дошкольного возраста.

Работа по развитию у дошкольников творческих навыков в процессе театрализованных игр  у детей углубляет знания об окружающем мире, развивает внимание, память, воображение, активизирует и обогащае...

Развивающие игры и игры-головоломки для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Развивающие игры и игры-головоломки для развития логического мышления у детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

"Развивающие игры и игры на липучках, как перспективное средство развития детей дошкольного возраста"

В статье расскрываются понятия об развивающих играх, играх на липучках их особенности и значение в развитии детей дошкольного возраста. Игры на липучках разной тематической направленности, используютс...

Театрализованные игры и их значение в жизни детей дошкольного возраста.

"Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волно...