Театрализованные игры и их значение в жизни детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Синявская Ирина Алексеевна

Работа по развитию у дошкольников творческих навыков в процессе театрализованных игр  у детей углубляет знания об окружающем мире, развивает внимание, память, воображение, активизирует и обогащает словарный запас, выразительность речи, развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, увлекает их. Полезная статья для воспитателей детского сада и для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованные игры и их значение в жизни детей дошкольного возраста.

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность – это необходимое условие развитие интеллекта, психических процессов, личности в целом. Игра в понимании детей – интересное и увлекательное занятие, но для взрослых игра- универсальный способ обучения и воспитания .

В наше время дети рано становятся зрителями, сначала у экранов телевизоров, потом в кукольном театре, кино. Особый интерес у них вызывает театр по сюжетам сказок. Идея сказки - борьба добра со злом - помогает ребенку определиться с нравственным отношением к жизни. И особая роль в этом принадлежит театральным играм . Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений и т.д. Театрализованная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, кроме того помогает эмоционально и физически разрядиться. Участвуя в театрализованных играх у детей формируется уважительное отношение друг к другу, развивается чувство коллективизма. Для ребенка- участие в драматизациях сказок и театрализованных играх - всегда праздник. Поэтому в дошкольных учреждениях достаточно часто используют эти вид самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей.

Дети очень часто переносят виденное на экране или поведение любимого сказочного героя в жизнь. И все же в младшей группе немногие дети проявляют интерес к театрализованной деятельности, большинству нравится быть зрителями, но не исполнителями. И поэтому одна из ведущих ролей в этом возрасте принадлежит воспитателю. Речь воспитателя служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как воспитатель говорит,  действует  за персонажей, имитирует ролевые движения. Главная задача в этом возрасте состоит в том, что бы развить интерес к различным видам театральной деятельности (настольный театр, фланелегаф, театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации, игры- драматизации, картинки и иллюстрации к рассказам и сказкам и т.д.) Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо. В младшем возрасте дети с большим удовольствием драматизируют стихи и потешки. Они выполняют движения птичек (взмахиваю крыльями) или имитируют движения зверей (зайчик, лисичка, волк, медведь). Важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр- драматизаций, в которые включается ребенок. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театральной игры.

В средней группе большое место в жизни ребят занимают сказки. Мы читаем их, беседуем о них, рассматриваем иллюстрации, разыгрываем отдельные сценки. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Расширение театрально- игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры- драматизации. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, театр плоскостных фигур и т.д. Дети показывают постановки по поэтическим текстам («Сказка о глупом мышонке», «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси», «Мы делили апельсин»). Сказки, которые мы драматизировали, были «Лиса и волк», «Гуси- лебеди», «Красная шапочка». Дети говорили своими словами, но близко к тексту. Интонацию, жесты, мимику сначала показывали сначала сами, затем дети выполняли все самостоятельно. Дети конечно же полюбили эти сказки, они играли и утром и вечером и на прогулке. Интерес к сказкам усилили костюмы и атрибуты, которые помогали шить и делать родители.

Если в младшем возрасте мы использовали показ, то в старшем возрасте предлагали детям самим придумывать интонации, жесты, проявлять творчество. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются «входят в образ», овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры. Малоактивным и застенчивым детям мы предоставляли второстепенные роли, чтобы они чувствовали себя участниками игры, но не выделяющимися среди других детей.

Развитию театральной деятельности способствовали рисунки детей, в которых отражалось настроение героев. Мы рассматривали с детьми портреты сказочных героев, выражение их глаз, лица (доброе, приветливое, печальное или злое). Большое значение придавали импровизации. Дети очень любят игру «Что мы делали, не скажем, а как делали, покажем», разыгрывают различные простые сценки: «Я мыл посуду и разбил чашку», «Я пришивала пуговицу и уколола палец». При помощи жестов, поз, мимики создают интересные образы. В передаче образа детям помогает музыка. Включая мелодию без слов, мы предлагали передавать свои чувства под эту музыку. Девочки, услышав спокойную, красивую мелодию изображали снежинок или маленьких куколок, они плавно кружились, бегали на носочках. Мальчики под марш шли как солдаты или большие великаны, чеканя шаг со строгими лицами. В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально- игрового опыта за сет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Усложняются тексты для постановок. Их отличает более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, В т.ч. юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»). Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Дети осваивают и новую для себя игру «В театр». В группе мы проводили беседы о театре, где обсуждали такие вопросы как: «Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектакле? Кто распределяет роли между артистами? Кто шьет для артистов костюмы? Кто рисует декорации? Как вести себя в театре?»

Большое значение придается оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с детьми атрибутов игры, костюмов. Этот творческий процесс доставляет радость всем: И детям, и родителям, и педагогам.

Работа по развитию у дошкольников творческих навыков в процессе театрализованных игр позволяет сделать следующие выводы: у детей углубляются знания об окружающем мире, развивается внимание, память, воображение, активизируется и обогащается словарный запас, выразительность речи, развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, увлекает их.

                                                                                     Воспитатель I категории

                                                                                                      Синявская И.А.

Список литературы

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №4.-2001.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №5.- 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным заня...

Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.    ...

Особенности сюжетно-ролевой игры, режиссёрской игры, игры-драматизации. Их значение в жизни детей дошкольного возраста

Разновидности сюжетной игры, отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в развитие ребенка....

«Пальчиковые игры и их значение в развитии детей дошкольного возраст»

Доклад на тему «Пальчиковые игры и их значение в развитии детей дошкольного возраст»...

Консультация для родителей "Народные подвижные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"

Народные подвижные игры способствуют выполнению сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, а также приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой час...

Театрализованные игры и их значение в жизни детей дошкольного возраста.

"Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волно...