Программа дополнительного образования по рисованию для детей старшего ( 5-6 лет)дошкольного возраста « Краски в сказке»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Казакова Татьяна Анатольевна

Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал. В каждом человеке есть свой собственный внутренний мир, сотворенный силою воображения. Воображение порождается чистым и сильным желанием сердца. Если эта сила достаточна, чтобы озарить каждый уголок этого внутреннего мира, то все то, о чем человек помыслит, будет обретать форму в его душе.

Парацельс

 

Ребенок взрослеет, и его художественные способности развиваются по мере накопления им новых знаний об окружающем мире. Не судите строго, если Ваш ребенок сегодня не слишком узнаваемо нарисовал бабочку, слепил медведеобразного зайца или сконструировал вверх-тормашками дом. Ребенок – самое непосредственное существо, которое само может научить нас видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, а не через навязанные обществом стереотипы.                                                                                                  

Целенаправленное руководство со стороны педагога поможет успешному развитию детского изобразительного творчества, освоению всевозможных техник изобразительной деятельности, которые подарят детям радость познания, творчества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по рисованию для детей старшего ( 5-6 лет)дошкольного возраста

                                « Краски в сказке»

                     Подготовил: педагог изобразительного искусства   дополнительного и общего образования , воспитатель 1-й категории                         Казакова Т.А.

                                                    Одинцово 2017

Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал. В каждом человеке есть свой собственный внутренний мир, сотворенный силою воображения. Воображение порождается чистым и сильным желанием сердца. Если эта сила достаточна, чтобы озарить каждый уголок этого внутреннего мира, то все то, о чем человек помыслит, будет обретать форму в его душе.

Парацельс

Пояснительная записка

По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность – это «такая деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке» .                                                                                                                                        В.А. Бухвалов описывает творческую деятельность, как главный интеллектуальный капитал личности человека, определяющий успех в жизни. «Творческая деятельность – это то, что нельзя купить ни за какие деньги, этому можно только научиться»

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л. С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.                                                                                                         Для того чтобы выразить свои эмоции, ребёнку необходимо какое-нибудь подходящее творческое занятие. Ведь развитие малыша происходит через познание окружающего его мира. Неважно, сколько лет юному созидателю, важно, чтобы занятие нравилось именно ему, а не его родителям и воспитателям.                                                                                                  Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние любого ребенка.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

В старшей группе осуществляется предметное, сюжетное рисование и рисование по замыслу. Дети уже овладели основными формообразующими движениями, направленными на изображение самых разнообразных предметов круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Движения рук в процессе изображения предметов стали более свободными, уверенными; расширились представления детей о цвете: они усвоили названия нескольких цветов и оттенков; в конце года могли самостоятельно приготовить розовый, голубой цвета. Это значительно расширяет изобразительные возможности детей старшей группы, позволяет усложнить содержание рисунков, создает условия для дальнейшего развития их творчества.

В старшем дошкольном возрасте в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов; создание сюжетных композиций в рисовании. Декоративную деятельность мы включаем в процесс работы для создания изображений по замыслу.

Развитие творческих способностей детей этого возраста связано прежде всего с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений, развитием воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, искусству, художественно-эстетическим деятельностям.

Актуальность :

Дошкольное образование является важной основой непрерывного образования подрастающего поколения, где закладываются первые азы познания ценностей окружающего мира ребенка. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, приоритетной задачей дошкольного образования является всесторонне развитие личности.

Одной из главных задач Нового Федерального Государственного Образовательного  Стандарта  дошкольного образования  является: «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно - эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности (И. Л. Базик, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. С. Макарова, В. С. Мухина, Н. Н. Подъяков, Л. В. Компанцева, А. П. Усова, Р. М Чумичева и др.)

В эпоху научно – технического прогресса, жизнь становиться все разнообразней. И она требует от человека не привычных действий, а гибкости, подвижности мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с дошкольного возраста. Философ Э. В. Ильенков считает, что в истоках первых детских образов скрывается тайна зарождения и развития ценнейших человеческих способностей: художественного видения, высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения. Важную роль в развитии творчества дошкольников играет художественная деятельность. Особое место в художественной деятельности ДОУ занимают – художественные кружки, как дополнительные услуги, которые позволяют удовлетворить запросы родителей, в большей степени учитывать индивидуальные склонности ребенка, удовлетворять интересы и потребности личности, способствовать её саморазвитию, о чем в своих научных работах и исследованиях указывают Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А Платохина.

Исследователи Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Н. В. Подашуль доказывают, что отсутствие принуждения, постоянная новизна и вариативность выбора создают условия для творческой деятельности детей в кружках, делают художественную деятельность привлекательной, а также является особым пространством жизнедеятельности детей, позволяющее учитывать современные тенденции науки и практики в осуществлении художественного – эстетического образования детей в предшкольном возрасте.

В связи с этим особую актуальность приобретает развитие у дошкольников изобразительного творчества, формирование творческих умений, осознание чувства прекрасного. Актуальность исследуемой проблемы объясняется, прежде всего, концептуальными взглядами на творчество как на один из главных компонентов личностной культуры (Е. В. Бондаревская, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, С. В. Кульневич и др.) .

Новизна  и отличительная особенность программы:

На ряду с традиционными методами художественного творчества, в программе широко используются  нетрадиционные техники рисования, что несет в себе инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные, нестандартные инструменты, природные  и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Практическая значимость программы:
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Педагогическая целесообразность:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Программа составлена в соответствии:

- Законом РФ «Об образовании»

- Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13)

- Уставом ДОУ

-Федеральным  Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования от 2013г.

- Годового календарного плана ДОУ

Цель программы :

Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

Заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию интересных работ, вкладывая в них все свои замыслы.

Формировать гармонично развитую личность.

Воспитывать желание реализовывать свои мысли в творчестве.

Развивать умственные, творческие способности и эмоциональную отзывчивость через знакомство с художественной культурой.

Изучать процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Совершенствовать технические умения и навыки рисования, опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Обогащать знания, умения в области разных видов изобразительной деятельности.

Разрабатывать системы планирования и творческих заданий по развитию изобразительного творчества детей.

Активизировать разнообразную продуктивную деятельность как совместной с взрослыми, так  и самостоятельную .

Обогащать представления детей об искусстве как основе развития творчества.

Развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия; зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.

Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени) .

Продолжать знакомить с народным декоративно – прикладным искусством, расширять представления о народных игрушках. Знакомить с национальным декоративно – прикладным искусством; с другими видами декоративно – прикладного искусства. Развивать декоративное творчество детей.

Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

Формировать умение оценивать созданные изображения.

Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

Особенности организации деятельности:

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Программа ориентирована на развитие художественно-творческих способностей у детей в едином процессе ознакомления с элементами художественной культуры и эстетическими ценностями своего народа. Обучение основывается на разработанных в педагогике и практике концепциях эстетического воспитания, в соответствии с которыми формирование художественного образа находится в неразрывном единстве с развитием представлений о родной природе, труде, быте, национально-художественных традициях народа.

Значительное внимание уделяется развитию:

Наглядно-образного, пространственного, композиционного, колористического мышления;

Творческого воображения и творческих способностей, самостоятельности;

Мелкой моторики рук.

Основа содержания программы по рисованию – ознакомление детей с различными видами художественной деятельности; с различными материалами и их свойствами; знакомство с техникой выполнения заданий. В процессе занятий дети приобретают определенные знания, творческие умения, практические навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира.

Тип программы: вариативный.

Основные направления и содержание деятельности:

Знакомство с видами творчества.

Постановка задачи.

Знакомство с техническими приемами.

Самостоятельная работа.

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса:

-Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом дидактических принципов общей и специальной педагогики:

-Принцип комплексного, системного и целостного подхода как один из основных принципов в воспитании, развитии, образовании, диагностики и коррекции детей.

-Принцип гуманизма заключается в требовании «не навреди» Любая совместная деятельность с ребенком должна помочь развитию дошкольника. Нужно верить в будущее ребенка, беречь ребенка от психического и физического насилия; научить педагогов и родителей действовать в поле деятельности «ребенок – взрослый»;

-Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.

- Принцип сотрудничества позволяет вывести отношения взрослого и ребенка на уровень «субъект - субъектных» отношений;

-Принцип вариативности. Свободная, самостоятельная, творческая успешная саморазвивающаяся личность рождается только в ситуации выбора.

-Принцип доступности позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

 Предполагаемый результат:

-У детей сформированы навыки коллективного творчества.

-Способны соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: на основе образа, заданного взрослым, осуществляет подготовку своего рабочего места к изобразительной деятельности, а затем убирает материалы и оборудование.

-При создании рисунка начинают овладевать умениями работы по правилу и образцу.

-Используют способы различного наложения цветового пятна и цвета, как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного, сравнивают  предметы,  выделяя  их  особенности  в  художественно-изобразительных  целях; плавно  и  ритмично изображают формообразующие линии.

-Изображают предметы по памяти; используют цвет для  создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;

-Украшают созданные изображения.

-Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция) .

-Знают особенности изобразительных материалов.

-Создают изображения предметов (по представлению, с натуры) ; сюжетные изображения; используют разнообразные композиционные решения, различные изобразительные материалы.

Содержание кружковой деятельности:                                                        Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагог.

Возраст детей занимающихся по программе: старший дошкольный – от 5 до 6 лет

Режим занятий:  

Старшая  группа — количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В год проводится 36 занятий. 

Длительность занятия в старшей  группе  -25  мин.( время может варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога).

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
-Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
-Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
-Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Возрастные особенности детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.  

Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего.

Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.

Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.

Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Методическое обеспечение:

- отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- пуантеризм
- волшебные ниточки
- монотипия                                                                                                                       - рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.

Материальное обеспечение:

Устойчивые столы с легко моющим покрытием;

Изобразительные материалы и принадлежности (гуашь, тушь, акварель, восковые мелки, простые карандаши, пастель, уголь, сангвина);

Кисти разных размеров и жесткости, емкости для воды, губки, салфетки;

Бумага, тонированная и цветная, картон, трафареты, шаблоны, печатки, трубочки для коктейля, клей ПВА, пробки, искусственные цветы, пенопласт;

Сухие листья, картофел,одноразовые вилки, ватные палочки, соль, свечи и др.нетрадиционные материалы.

Репродукции картин известных художников, изделия мастеров народных промыслов России, тематический подбор картинок, фотографий, развивающие игры.

Диагностика выявления уровня подготовки  дошкольников:

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова)

АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Форма:        

  • 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
  • 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
  • 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

2. Композиция:

  • 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
  • 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
  • 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

3. Цвет:

  • 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
  • 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
  • 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

4. Ассоциативное восприятие пятна:

  • 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
  • 2 балла – справляется при помощи взрослого;
  • 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
  2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
  3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий уровень.

Структура занятия кружка: «Краски в сказке»

Вводная часть:

Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», слушание песенок, мелодий, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках, объяснение материала, показ, рассказ педогога, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

Продуктивная часть:

Это основная часть занятия, которая предусматривает непосредственно продуктивную деятельность детей - рисование, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования.

Завершающая часть:

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.

В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.

                              Учебно–тематический план.

№ п/п

Тема

Часы (мин)

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

Краски в сказке.

Какого цвета осень?

Бабушкин компот.

Волшебный лес.

Ёжик с яблоком.

По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли.

Волшебные листья.

Невидимый натюрморт.

Мой домашний аквариум.

Мы медузы, мы медузы…

Северное сияние.

Как прекрасен этот мир.

Первый снег.

Волшебные узоры.

Ёлочка – красавица в гости к нам пришла.

Письмо для Деда Мороза.

Зима – волшебница..

Валенки, да валенки...

Белая метелица по дороге стелится.

Весёлые снеговики.

Дымковская игрушка.

Снежный мишка.

Снегири – вестники зимы.

Кружатся снехинки.

Поздравительный коллаж к 8 Марта.

Солнышко на ножке - одуванчик.

Веселые марёшки.

В гостях у сказки.

Музыкальные фантазии.

В наш сад пришла весна.

Прилет птий.

Безграничный космос.

Салютов волшебство.

На дне морском.

Жар – птица.

Полет фантазии

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

Итого

6 часов

9часов

Итого          15 часов

Учебно – методический план.

Вводное занятие с элиментами                                                       экспериментирования                     2

Рисование техникой печати           2

Рисование вилкой                           1

Рисование смятой бумагой            1

Пластилинография                         1

Рисование акварель + воск            2

Рисование ладошкой                      3

Монотопия                                      1

Рисование смешанными                                                                            техниками                                      3

Коллаж                                            2

Набрызг                                          2

Рисование карандашами                                                                                            с использованием смешанных                                                                                         техник                                             2              

Граттаж                                          1

Вариативное занятие с                                                                       использованием техник по                                                                              выбору детей                                  3

Рисование солью                            1

Ниткография                                   1

Декоративное рисование                3

Рисование мыльными пузырями   1

Рисование тычком (пуантилизм)   2

Кляксография                                  1

Тампонирование                             1      

Итого:                                              36          

Календарно – тематический  план  занятий

кружка «Краски в сказке»

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

ь

Методические приемы

Оборудование

Сентябрь

Краски в сказке

Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы.

1.Рассказ педагога. Демонстрация техники.

2.Практическая работа.

3.Итог.

Различные виды бумаги, палитра, краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

Какого цвета осень?

Развивать эстетические познавания о цветах, познакомить с дополнительными цветами. Учить смешивать основные цвета и получать новые. Изобразить по замыслу с учетом теплого цвета. Различать холодные и теплые цвета.

1.Вводная беседа по картине И.Левитана «Золотая осень»

2.Самостоятельная  работа детей.

3.Итог.

Бумага для гуаши,гуашь, кисти , палитра, баночки с водой, салфетки.

«Бабушкин компот»

Познакомить детей с новым видом изобразительной технике – печатание фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувства композиции световосприятие, память, наблюдательность. Обобщить знания о фруктах и ягодах.

1.Вступительная беседа. Освоение техники печатание фруктами (оттиск).

2.Самостоятельная работа детей.

1.Итог.

Яблоки маленького размера , бумага, краски, кисти, салфетки , баночки с водой.

«Волшебный лес»

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

1.Беседа по картине В.Паленова «Золотая осень» Показ рисования - печатания.

2 Освоение техники печатания растениями. Самостоятельная работа.

3.Итог.

Листья различной формы и цвета. Бумага, краски, гуашь, кисти салфетки , баночки с водой.

Октябрь

«Ёжик с яблоком»

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

1.Беседа о лесных животных. Показ необычного способа рисования с помощью вилки.

2.Практическая работа.

3.Итог.

Бумага, вилки одноразовые, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.

«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

Рисование смятой бумагой.

Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

1.Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Демонстрация рисования .

2.Самостоятельная деятельность детей.

3.Итог.

Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.

«Волшебные листья».

Коллективная работа.

Учить создавать рисунки техникой пластилинографии. Формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

1.Вступительная беседа.

2.Самостоятельная работа детей.

3.Итог.

Рисунки – образцы, пластилин, картон, трафареты листьев, лист бумаги А-3, ножницы, клей.

«Невидимый натюрморт»

Познакомить с техникой рисования свечой. Развивать воображение, творческое мышление.
Учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке.

1.Рассматривание иллюстраций с натюрмортами. Демонстрация техники.

2.Самостоятельная деятельность детей.

3.Итог.

Бумага, акварель, кисти, салфетки, баночки с водой.

Ноябрь

«Мой домашний аквариум»

Рисование акварелью по восковым мелкам. Продолжаем изучать свойства сочетания акварели с воском. Упражняемся в аккуратном закрашивании изображений рыбок и водорослей нарисованных восковыми мелками, акварелью.

1Отгадывание загадок. Беседа.

2.Самостоятельная деятельность детей.

3.Итог.

Бумага, восковые мелки, акварель, кисти, карандаши, салфетки, баночки с водой.

«Мы медузы, мы медузы…»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (медузы - осьминоги). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

1.Вступительная беседа. Слушание песенки. Рассматривание картинок.

2.Самостоятельная работа детей.

3.Итог.

Бумага, краски, кисти, карандаши, салфетки, баночки с водой.

«Северное сияние»

Познакомить с новой техникой – монотипия. Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета.

1.Вступительная беседа. Демонстрация техники

2. Практическая работа.

3.Итог.

Бумага, краски, кисти, палитра, салфетки, баночки с водой.

«Как прекрасен этот мир»

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. Вызвать интерес к сказочному образу. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

1.Вступительная беседа. Учим сочетать рисование и аппликацию. Демонстрация каллажей.

2.Самостоятельная работа детей.

3.Итог.

Бумага, краски, простые карандаши, кисти, персонажи и элементы  вырезанные из журналов (домашняя заготовка), клей.

Декабрь

«Первый снег»

Набрызг. Учить новым способам рисования. Развивать фантазию, воображение. Учить дорисовывать недостающие детали.

1.Вступительная беседа. Стихи о снеге. Демонстрация техники.

2.Практическая работа.

3.Итог

 

Бумага, краски, кисти, зубные щетки, салфетки, баночки с водой.

«Волшебные узоры»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

1.Вступительная беседа. Рассматривание иллюстраций.

2.Самостоятельная работа .

3.Итог

Подготовленная основа (восковые мелки или свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки, салфетки.

«Ёлочка – красавица в гости к нам пришла»

Рисование ладошками. Оттиск пробкой. Учимся рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Упражняемся  в изображении елочных бус с помощью печатания пробкой. Учимся чередовать бусины по цвету. Воспитываем аккуратность.

1.Чтение стихотворения.

Показ приемов рисования.

2.Самостоятельная деятельность детей.

3.Итог.

Бумага, краски, кисти, пробки, салфетки, баночки с водой.

«Письмо для Деда Мороза»

Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике. Развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения.

1.Чтение стихов.

Рассказ о традиции справлять Новый год.

2.Самостоятельная работа.

3.Итог

Бумага, краски, кисти, материалы ,используемые на прошлых занятиях, салфетки, баночки с водой.

Январь

«Зима – волшебница»

Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Учить рисовать солью.

1.Загадывание загадки. Чтение рассказа о зиме

2.Самостоятельная деятельность детей.

3.Итог

Картон (чёрный или синий), кисти, клей ПВА, карандаши, соль, салфетки.

«Валенки, да валенки…»

Продолжаем знакомить с техникой рисования - печать, развивать воображение и инициативу. Закрепляем умение украшать предмет различными печатками.

1.Рассматривание образцов. Беседа.

2.Самостоятельная  деятельность детей

3.Итог.

Краски, кисти, бумага, карандаши, пробки, формы из поролона, палитра.

«Белая метелица по дороге стелится…»

Знакомимся с приемом рисования веревочками. Ниткография. Учимся рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

1.Беседа.Чтение стихотворения.

2.Самостоятельная деятельность детей.

3.Итог.

Веревочки, картон, краски.

«Весёлые снеговики»

Продолжаем совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа ( снеговики). Создаём радостное, настроение, положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

1.Чтение стихотворения

Беседа. Загадывание загадки.

2.Самостоятельная деятельность детей.

3.Итог.

Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.

Февраль

Дымковская игрушка

(рисование декоративное)

Закрепить умения рисовать с помощью силуэта.

Познакомить с дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора

1.Рассматривание дымковской игрушки. Рассказ.

2.Самостоятельная деятельность детей

3.Итог.

Силуэты, краски, кисти, образцы, палитра, баночки с водой, салфетки.

«Снежный мишка»

Учим детей рисовать красками, используя ватные палочки (пуантилизм); формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

1.Вводная беседа.

Рассматривание иллюстраций.

2.Самостоятельная  работа детей.

3.Итог.

Краски, бумага танированная в черный цвет.

«Снегири – вестники зимы»

Учимся рисовать карандашами. Осваиваем техники штриховки и растушовки. Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей карандашами. Учить строить простую композицию

1.Вводная беседа. Загадки. Рассматривание иллюстраций.

2.Самостоятельная  работа детей.

3.Итог.

Бумага, карандаши, ватные палочки или ватные диски, салфетки, точилки, ластики .

«Кружатся снежинки»

Вызвать интерес к рисованию в техники фроттаж, стремление передавать образ этой забытой техникой, добиваться выразительного образа. Закреплять умение использовать карандаши, трафареты. Развивать аккуратность.

1.Слушание музыкальных произведений.

Рассматривание снежинок. Показ техники.

2.Самостоятельная деятельность детей

4.Итог.

Бумага, цветные карандаши, трафаретф – заготовки снежинок.

Март

«Поздравительный коллаж к 8 Марта»

(рисование + аппликация)

Развивать воображение, творчество, учить использовать различные техники в коллективной работе.

1.Рассказ педагога.

2.Практическая совместная работа.

3.Итог.

Ватман, краски, карандаши, илюстрации, клей, ножницы, кисти, печати.

«Солнышко на ножке – одуванчик»

Осваиваем метод тычка. Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

1.Рассказ педагога. Беседа по картине И.Левитана «Одуванчики» Демонстрация техники.

2.Практическая работа.

3.Итог

Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.

«Веселые матрешки»(рисование декоративное)

Знакомство с матрешкой как видом народной игрушки. Рисование матрешки с натуры, передавать форму, пропорции и элементы оформления «одежды».

1.Беседа-знакомство с народной игрушкой. Рассматривание матрешки и ее особенностей.

2.Практическая деятельность.

3.Итог

Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, образцы, силуэты.

«В гостях у сказки»

Учить рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных(цыпленок и утенок). Развивать самостоятельность, уверенность. Учить рисовать с помощью поролонового тампона по трафарету. Развивать чувство композиции.

1.Загадывание загадки. Чтение сказки Сутеева «Утенок и цыпленок» Рассматривание картинок.

2.Самостоятельная деятельность детей.

3.Итог.

Краски, поролоновые тампоны, бумага, трафареты, кисти, салфетки, баночки с водой.

Апрель

«Музыкальные фантазии»

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно.

1.Слушание музыкального произведения «Музыкальный калейдоскоп»

2.Работа детей по впечатлениям от прослушанной музыки. Выбор техники по желанию детей.

3.Итог

Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, материалы для различных техник рисования.

«В наш сад пришла весна»

Учить изображать цветущие деревья с помощью техники «кляксография», строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

1.Рассказ и демонстрация новой техники «кляксография»

2.Практическая работа.

3.Итог

Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, трубочки для раздувания клякс.

«Прилет птиц»

Закрепляем сочетание нетрадиционных техник рисования. Оттиск смятой бумагой,  тычок сухой жесткой кистью.

Закреплять знания детей о перелетных птицах. Воспитывать любовь к природе.

1.Рассматривание реподукции «Грачи прилители» Беседа о перелётных птицах.

2.Продуктивная деятельность.

3.Итог.

Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, палитра..

«Безграничный космо»

Коллективная работа

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу.

1.Беседа о космосе. Рассматривание альбомов, иллюстраций.

Чтение стихов.

2.Совместная работа над коллажом.

3.Итог

Бумага формата ватман, гуашь, кисти, зубные щетки салфетки, баночки с водой.

Май

«Салютов волшебство»

Учить создавать образы  используя смешение красок, набрызг, кляксография и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник и их комбинации.

1.Беседа о праздновании 9 мая, салютах. Чтение стихов, слушание торжественной музыки.

2.Самостоятельная работа.

3.Итог

Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, щетки, поролон, трафареты, трубочки.

«На дне морском»

Знакомим с новой техникой рисования мыльными пузырями. Танирование бумаги в технике мыльными пузырями и дополнение композиции объектами морского царства. Вызвать интерес к рисованию образа.

1.Чтение стихотворения

Показ образцов различных рыб, жителей водоёмов. Рассматривание.

2.Самостоятельная деятельность детей

3.Итог.

«Жар – птица»

Познакомить с народными традициями в изображении птиц, научить рисовать предметы сложной формы от общего к деталям.

1.Чтение стихотворения.

Показ игрушки павлина. Объяснение

2.Самостоятельная деятельность детей.

3.Итог.

Бумага, салфетки, баночки с водой, палитра, карандаши, гуашь, кисти, иллюстрации с птицами,

«Полет фантазии»

Итоговое занятие.

Организация выставки работ.

Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

1.Беседа –подведение итогов.

2.Самостоятельная работа .

3.Итог-выставка

Бумага, салфетки, баночки с водой, палитра, карандаши, гуашь, кисти, материалы для различных техник рисования.

Заключение

Ребенок взрослеет, и его художественные способности развиваются по мере накопления им новых знаний об окружающем мире. Не судите строго, если Ваш ребенок сегодня не слишком узнаваемо нарисовал бабочку, слепил медведеобразного зайца или сконструировал вверх-тормашками дом. Ребенок – самое непосредственное существо, которое само может научить нас видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, а не через навязанные обществом стереотипы.                                                                                                   Целенаправленное руководство со стороны педагога поможет успешному развитию детского изобразительного творчества, освоению всевозможных техник изобразительной деятельности, которые подарят детям радость познания, творчества.

 Методическое обеспечение план – программы

  1. Анцифирова Н.Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011г. №7(72)
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-264с.
  3.  Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.
  1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005
  2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
  3. Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
  4. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
  5. Никитина А. Нетрадиционные техники рисования//Каро 2010.-96с.,ил.
  6. Шайдурова Н. Методика обучения рисованию детей с 5 до 7 лет. Учебное пособие// Детство-пресс 2017г. 112с
  7. Шайдурова Н. Весёлые матрёшки //Детство – пресс 2012г.,72с.
  8. Швайко Г. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа. Программа, конспекты //ВЛАДОС 2008г., 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Доклад «Программа дополнительного образования «Степ-данс» для детей старшего дошкольного возраста».

Работа в окружной образовательной  выставке  «Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы»,   филиал КГБОУ АКИПКРО в г. Бийске.  Доклад «Программа допол...

Презентация «Программа дополнительного образования «Степ-данс» для детей старшего дошкольного возраста».

Работа в окружной образовательной  выставке  «Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы»,   филиал КГБОУ АКИПКРО в г. Бийске.  Презентация «Программа ...

Программа дополнительного образования "АБВГДей-ка" (для детей старшего дошкольного возраста)

Программа дополнительного образования «АБВГДей – ка»воспитателя  Кальной Татьяны Евгеньевны направлена на интеллектуальное развитие речевого развития детей старшего дошколь...

Программа дополнительного образования «Золотая маска» для детей старшего дошкольного возраста.

Программадополнительного образования«Золотая маска»для детей старшего дошкольного возраста.Направленность: музыкально-театрализованнаяУровень: ознакомительныйВозраст воспитанников: 5 &nda...