Доклад для родительского собрания на тему: «Влияние развития мелкой моторики рук на умственное развитие ребёнка»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Мелкая моторика рук часто очень слабо развита у детей. Как развивать мелкую моторику я и хочу рассказать родителям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад для родительского собрания на тему: «Влияние развития мелкой моторики рук на умственное развитие ребёнка»
Подготовила материал:
педагог дополнительного образования МБДОУ ЦРР д\с№12 Свиридова В.В.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
(В.А.Сухомлинский)
Издавна существуют такие высказывания как «рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца». Случайно ли внимание человека к своим рукам? Несомненно, нет. С самых первых минут жизни малыша и до последних минут жизни человека его руки постоянно находятся в движении, постоянно работают. Всю жизнь человек идет к самопознанию и саморазвитию. И руки играют в этом процессе немаловажную роль. Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Еще в Древнем Китае люди отметили, что развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием умственных способностей. Они полагали, что делая особые упражнения для пальцев и массируя на руках определенные точки, можно привести тело и разум в гармонию. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма – как на отдельных органах, так и на их системах. Но, не только восточные мудрецы знали о чудесных свойствах мелкой моторики. Еще наши предки из поколения в поколение передавали забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Наши отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга человека. Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки - видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем возрасте ребёнка большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации, т.е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкальных, конструктивных и трудовых умений, а также развитию первоначальных навыков письма.
Для развития мелкой моторики у ребёнка используются следующие приёмы:
1.Самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей.
2.Пальчиковые игры. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5—7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения.
Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные — разнотипные движения. Пальчиковая игра выполняется проговаривая четверостишие.
Например :пальчиковая гимнастика »Семья»
3. Продуктивная деятельность. Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности - это рисование, лепка из солёного теста, пластилина. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В системе педагога Марии Монтессори особое место отводится работе с бисером и бусинами. Такие занятия достаточно хорошо развивают мелкую моторику, ведь даже для того, чтобы переложить бусинку с места на место, необходимо иметь ловкие пальчики. Базовые умения - поочередное нанизывание бусинок на ниточку.
Мелкая моторика, умственное развитие, воспитание и окружающая среда - идеальная основа для развития умственных способностей ребёнка. А для этого педагог и родители должны работать в одном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на родительском собрании на тему: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».
Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к ...
Родительское собрание по теме "Влияние купания на развитие ребёнка"
Раскрытыты основные аспекты влияния купания на общее развитие ребёнка...

Конспект родительского собрания по теме: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»
Все мы с вами знаем, что речь – одна из самых важных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает ...

Консультация "Влияние вышивания на развитие мелкой моторики дошкольников и умственного развития в целом"
Презентация "Волшебная иголочка"...

«Влияние развития мелкой моторики рук на умственное развитие ребёнка»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно...

Родительское собрание в средней группе детского сада в форме круглого стола «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ В СЕМЬЕ»
Родительское собрание «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ТВОРЧЕСТВАДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ В СЕМЬЕ»...

Доклад на родительском собрании на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»
Мелкая моторика - это способность координировать мелкие мышцы кистей и пальцев рук для выполнения сложных движений. Она играет ключевую роль в развитии когнитивных функций ребенка, таких как внимание,...
