Открытое интегрированное занятие с детьми старшего возраста тема: "В гости к фиксикам".
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Соловьева Анна Владимировна

Развитие у детей старшего дошкольного возраста мотивации к учебно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое интегрированное занятие с детьми старшего возраста

тема:

Подготовили и провели: воспитатель Киреева Ольга Николаевна

педагог-психолог Мозгот Юлия Юрьевна

учитель-логопед Соловьева Анна Владимировна

2016

Цель занятия:  привлечь внимание детей, родителей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование.

Задачи

Образовательные:

   1. Познакомить детей с  свойствами воздуха;

   2. Познакомить детей с  свойствами различных жидкостей и магнитов;

   3. Учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

   4. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать и корректировать внимание, мышление и память.
  2. Развивать общую и мелкую моторику.
  3. Формировать правильный речевой выдох.
  4.  Развивать и корректировать пространственно-временные  представления.
  5. Развивать навык самостоятельного связного высказывания на основе умозаключений.
  6. Учить детей контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к самостоятельной деятельности;
  2.  Развивать  групповую сплоченность и положительное эмоциональное отношение участников  друг к другу.
  3. Дать детям почувствовать радость открытий;
  4. Учить детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии, испытывать радостные эмоции.

Здоровьесберегающие:

      1. Планировать объем образовательного материала с учетом психофозиологических особенностей детей.

      2. Способствовать созданию благоприятного климата.

Оборудование и материалы: 

столы, накрытые клеенкой, емкости и сосуды разной формы и размера, стаканчики с холодной водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, банка с водой, 2 мандарина, камушки, контейнеры от киндер-яиц, тарелки с молоком, крышки от бутылок с жидким мылом, ложки одноразовые, ватные палочки, баночки с пищевым красителем, тарелочки с молоком, тарелочки с манной крупой и цветными скрепками, магниты , воздушный шарик, зеленый картон с наклеенным цветочком, маленькие  бабочки из цветной бумаги и скобы для степлера, картофельный крахмал, йод, сахар-рафинад, кусочки белого хлеба.

Этапы занятия

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Орг. момент

Здравствуйте, дети! Меня зовут Доцент Почемучкина (ДП). Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?

Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать?

Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. А помогут нам совершать открытия наши старые друзья Симка и Мася. (звучит песня из мультфильма «Фиксики»).

Фиксики здороваются с ребятами и предлагают познакомиться. Проводится игра-ПРИВЕТСТВИЕ! «Волшебное знакомство» Дети по кругу передают солнышко (мягкая игрушка) и называют свое имя, улыбаются и прицепляют на каждый лучик разноцветные прищепки-зажигают каждый лучик, а солнышко поглаживает по щечкам, ладошкам и так далее в ответ!

- Это то место, где проводят опыты, исследования и делают научные открытия.

-Да

- Играют.

Основной этап

Правила поведения в лаборатории

ДП.- Ну вот вы и познакомились с нашими гостями. Ребята! Прежде, чем начать проводить опыты, я хотела познакомить Вас с очень важными правилами:

В нашей лаборатории  ЗАПРЕЩАЕТСЯ

- трогать оборудование, приборы и реагенты без разрешения (иначе может произойти что-то страшное и даже взрыв!)

- вставать с места с реагентами и приборами в руках

- засовывать что-либо в нос, рот, уши, пробовать на вкус.

ДП.-Ребята, вы готовы соблюдать эти правила?

Тогда занимайте места.

- внимательно слушают и запоминают.

- Да

Дети проходят к заранее оборудованным столам.

Опыты с воздухом

Опыт №1. «Где спрятался воздух?»

Оборудование: целлофановые пакеты.

Игра «злые мыльные пузыри»

Опыт №2 «Как увидеть воздух?»

Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.

 Опыт №3 «Тонет-не тонет».

Оборудование : пластиковые киндер-яйца, камушки, стакан с водой.

Опыт №4« Волшебные мандарины», (демонстрационный).

Оборудование: трехлитровая банка с водой, 2 мандарина ( с кожурой и очищенный).

 

Чему же будет посвящена наша первая серия опытов вы сможете узнать, отгадав загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

ДП. Верно! Это воздух.

Скажите, вы видите воздух вокруг нас?

Значит, воздух, какой?

Давайте поймаем воздух.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами?

Где можно использовать это свойство воздуха?

Давайте сделаем вывод:

А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку?

Значит, воздух, какой?

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете?

Какой сейчас можно сделать вывод?

Подуйте через трубочку на свою ладошку.

Что почувствовала ладошка?

Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.

Фиксики: А сейчас мы вам откроем секрет о том, как можно увидеть воздух.

 Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.

На воде появились пузырьки.

Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

А как вы думаете почему?

Дети стоят в кругу. Симка просит детей назвать такие ситуации, когда они злятся на кого-то. После того как дети высказались, Симка продолжает: «Сейчас я научу вас, как справляться со своим гневом и злостью. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (дети подносят ладони к губам, имитируя соломинку). Медленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью, Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделайте другой «злой» пузырь и подождите до тех пор, пока он не исчезнет в воздухе и лопнет. Пускайте пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Затем можно открыть глаза». Когда дети откроют глаза, Симка продолжает: « А сейчас подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были  у нас.

Фиксики: Как вы думаете, если опустить яйцо в воду оно утонет или будет плавать?

Фиксики: А теперь бросьте в воду камушек. Что произошло?

А теперь утяжелим наше яйцо и положим в него камушек.

Почему яйцо стало тяжелым, но все равно плавает?

Фиксики: Как вы думаете, что будет, если опустить эти мандарины в воду?

Проводится опыт.

Д.П. Вот мы с Вами поэкспериментировали с воздухом. А теперь давайте поиграем.

Игра: Мы с Вами превращаемся в один большой воздушный шар. Встаньте в круг и крепко держите друг друга за руки. А Симка и Мася будут иголками, которые будут стараться проткнуть наш шарик. Если Фиксикам удастся рассоединить наши руки, то шарик начнет сдуваться вот так (показ действия- дети бегут в центр круга и произносят звук –с-).Симка и Нолик бегают вокруг шарика,  пытаясь его проткнуть( рассоединить руки детей).

- Воздух.

- Нет, не видим.

- Невидимый.

- Выполняют.

- Они надулись, приобрели форму.

- Надувной матрац, спасательный круг.

- Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

-Видим.

- Он прозрачный, бесцветный, невидимый.

- Выполняют.

- Шипение. Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

- Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.

 - Движение воздуха – ветерок

- Выполняют

-Выполняют.

- Выполняют.

- Это воздух, который мы выдыхали.

- Воздушные пузырьки поднимаются вверх.

Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

- Утонет

-Не утонет.

Дети кладут яйцо в стакан с водой.

- Яйцо от киндер-сюрприза не тонет.

- Камушек утонул.

Камушек маленький, но тяжелый, поэтому он утонул, яйцо большое, но легкое, поэтому оно плавает на поверхности.

- Яйцо с камушком все равно не тонет.

- Предметы внутри которых есть воздух не тонут, плавают на поверхности.

- Я думаю, что мандарин с кожурой утонет, потому что он большой, а мандарин без кожуры будет плавать, потому что он маленький.

- Вывод: Мандарин с кожурой не утонул, потому что в кожуре есть воздух.

Проводится игра  2-3 раза.

Опыты с жидкостями.

Опыт№5 « Крахмал и йод».

Оборудование: пробирка, вода, картофельный крахмал, палочка для размешивания, ложка, йод, дольки лимона, сахар-рафинад, кусочки белого хлеба.

Опыт № 6. «Взрыв из красок».

Оборудование: тарелочки с молоком, пищевые красители, ватная палочка, крышечки от бутылок с жидким мылом.

ДП «Делу время, потехе-час!». Отдохнули, пора возвращаться в нашу лабораторию. Дети проходят к столам.

ДП: Ребята как одним словом назвать воду, молоко , сок?

ДП.: Правильно жидкость. Следующая серия экспериментов посвящается различным жидкостям.

Фиксики предлагают добровольцу из зала растворить в воде картофельный крахмал

 Какого цвета получился раствор?

Какой цвет получится, если в него добавить йод?

Вывод: при смешении крахмала и йода цвет раствора становится сиреневым.

ДП. Ребята, давайте проверим в каких продуктах есть крахмал, а в каких нет.

Фиксики: Ребята, а сейчас мы проведем самый красивый опыт, его иногда называют танцующие краски или взрыв красок.

Возьмите ложки , добавьте в тарелочку с молоком пищевые красители, а теперь возьмите ватную палочку ,опустите ее в крышку с жидким мылом и капните в центр тарелочки с молоком.

- Жидкости.

- Белого.

- Йод оранжевого цвета, значит получится светло оранжевый или коричневатый

Дети. приглашенные ДП на сцену, добавляют пипеткой йод и размешивают раствор палочкой. Все наблюдают появление сиреневого цвета).

-  Дети и Фиксики капают йод на кусочек хлеба, сахар и дольку лимона.

Вывод: В лимоне и сахаре нет крахмала, потому что йод коричневый, а хлеб поменял свой цвет и стал сиреневым, значит в нем содержится крахмал.

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Игра

 Фиксики приглашают детей  поиграть в ручеек. Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару. Игра  проводится  под музыкальное сопровождение и в быстром темпе!

- Играют.

Притча

ДП. рассказывает притчу: Давным-давно по имени Магнус. С утра до вечера он пас овец. Чтобы его сапоги не изнашивалась, он подбил их железными гвоздями, а палка на которую он опирался железным наконечником. Однажды Магнус набрел на черные камни. Он заметил, что его сапоги и палку притягивает к этим камням. Тогда он снял сапоги и перевернул палку- притяжения не было. Он опять одел сапоги и перевернул палку, снова почувствовав притяжения. Сначала эти камни стали называть « камнями Магнуса», а затем магнитами. Следующая серия опытов посвящена магнитам.

Слушают

Опыт №7 « Что притягивает магнит?».

Оборудование: мелкие деревянные и природные камушки, крупная скрепка, магниты.

Опыт №8. « Волшебный платочек».

Оборудование: платочки, скрепка, магнит.

Опыт № 9. «Кладоискатели».

Оборудование: тарелочки с манной крупой, на дне которых лежат цветные металлические скрепки, магниты.

Опыт № 10. «Посади бабочку на цветок».

Оборудование: зеленый картон с наклеенным цветочком, бумажная бабочка, в туловище которой скоба для степлера.

Как вы думаете какие предметы притягивает магнит?

Проводится эксперимент.

Фиксики: Как вы думаете действует ли магнит через ткань?

Фиксики: А сейчас мы научим вас фокусу, который вы можете провести со своими друзьями.

Какой секрет в этом фокусе?

Фиксики: а теперь мы превращаемся в кладоискателей, перед нами подносы, в которых зарыт клад. Искать его мы будем при помощи магнитов.

Фиксики предлагают ребятам научиться проводить еще один фокус, с помощью которого они могут разыграть своих друзей.

Почему бабочка двигалась?

-дерево,

- камушки,

- железо (скрепку).

Магнит притягивает только предметы из металла.

- Действует.

- Нет.

Дети кладут на руку магнит, накрывают его платочком, поднимают  платочек с помощью скрепки. У нас получилось,  как будто скрепка держит платочек, потому что магнита не видно.

- Магнит действует через ткань.

Дети водят магнитами по поверхности тарелки.

Вывод: магнитное поле действует через манную крупу.

Ребята кладут на «лужайку» ( зеленый картон) бабочку,  с обратной стороны картона водят магнитом, управляя бабочкой.

Магнит действовал через картон на скобу степлера, так как она металлическая.

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через лист картона.

Итог.

Итак, подведем итоги.  Что интересного вы сегодня узнали?

А в заключении наших увлекательных исследований исполним зажигательный танец с Фиксиками «Телевизор».

 - что воздух можно увидеть, почувствовать, воздух легче воды …..

- Йод окрашивает крахмал в фиолетовый цвет, т.о. можно определить в каких продуктах есть крахмал или нет.

- свойства магнитов.

- Ура!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия С детьми старшего возраста Тема: « Мифические животные в нашем городе» Воспитатели: Панкратова Ю.В.- высшая категория, Силенок С.А. – высшая категория

Конспект открытого занятия С детьми  старшего возрастаТема: « Мифические животные в нашем городе» Воспитатели:Панкратова Ю.В.- высшая категория,Силенок С.А. – высшая к...

Открытое интегрированное занятие во 2 младшей группе Тема: «В гостях у Бабы Яги»

Открытое интегрированное занятие во 2 младшей группеТема: «В гостях у Бабы Яги»...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий

Конспект  открытого интегрированного занятия в средней  группе  на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий Цель: обобщить знания дет...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий

Конспект  открытого интегрированного занятия в средней  группе  на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий Цель: обобщить знания дет...

Открытое интегрированное занятие с детьми старшей группы "В гостях у буквы Р" для молодых педагогов ДОУ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26967269","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26967272","attributes":{"alt":"","class"...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий

Конспект открытого интегрированного занятияв средней  группе на тему: «В гостях у Царицы Природы»с использованием инновационных технологий...