Самообразование педагога
материал (младшая группа) на тему

Истомина Виктория Викторовна

Педагогический артистизм как компонент профессиональной деятельности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги и во всём остальном так же стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новые, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами. Умение педагога управлять своим поведением; владение мимикой; пантомимой; эмоциями; настроением; техникой речи.

Педагогический артистизм как компонент профессиональной деятельности педагога.

      Перед отечественной педагогикой XXI века стоит задача развития творческого потенциала человека, способного реализовать себя. Обеспечить развитие продуктивных возможностей подрастающих поколений в образовательном процессе может педагог, чей потенциал определяется высоким уровнем развития профессиональной культуры. Профессионально важным становится развитие ценностного сознания и самосознание, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культурой, способности к сотворчеству и диалогу, богатство личностных проявлений, образности постановки и решения проблем, одухотворённости, ощущения внутренней свободы, педагогического артистизма.

        А.П. Чехов утверждал, что педагог должен быть артистом, художником, горячо влюблённым в своё дело. Нужно чтобы воспитатель был артистом и работал с детьми искусно.

         Артист - в широком смысле слова – это виртуоз, мастер своего дела.

         Артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства. Это высший уровень совершенства в своей работе. Ш.А. Амонашвили считает, что детям надо давать возможность, общаться с учителем, -воспитателем, чувствовать себя его равноправными соратниками, чувствовать, что они нужны педагогу, что без них педагогу трудно. Поэтому задача педагога – поверить самому и помочь детям поверить в то, что всё происходящее на занятиях – правда.

        «Если я хочу, чтобы дети, сидящие за партами, смотрящие мне в глаза, ожидающие от меня чего-то важного, действительно радовались каждому дню, находившегося в детском саду, воспитывались и обучались, не думая о том, что воспитываются и обучаются, я должен заботиться о том, чтобы нить наших деловых отношений была не прерывной и прочной… Я должен набраться смелости и сыграть неповторимую роль педагога – актёра. А суть этой роли заключается в том, что деловые отношения между мною и детьми не должны терять для них своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в воспитании детей.

       Личность педагога, её влияние на воспитанника огромна, её никогда не заменит педагогическая техника. Л.Н. Толстой писал о том, что, если учитель имеет только любовь к воспитаннику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к воспитанникам, если педагог соединяет в себя любовь к делу и воспитанникам, он совершенный педагог.

       Профессионализм – приходит не просто с опытом, но и зависит от личных способностей, интереса к делу и системы обучения. Профессиональная обязанность педагога – интеллект, требующий психологических, духовных, умственных и физических сил. Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречия, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлечённым. Профессиональные знания педагога: педагогика и психология, физиология развития ребёнка, методики

 воспитательной работы. Эти знания необходимы для изучения ребёнка, анализа его поступков и поведения особенностей его общения, совместимости его в группе других детей. Педагог должен находить подход к каждому и в целом детям, владеть некоторыми приёмами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами: находить в беседе тот тон и язык, который даёт возможность говорить с любым ребёнком, с агрессивным или наоборот застенчивым.

         Общение воспитателя и детей разворачивалось по законам жизни в котором нет чего-то не главного. И тогда не тема проходится, а жизненные явления подводятся под какие-то закономерности, действительность переплавляется в яркую, самобытную картину жизни.

         Сила детской эмоциональной памяти велика и нужно уметь обогащать её положительными эмоциями, интригующей таинственностью. Ш.А. Амонашвили пишет по этому поводу: «Впечатление – очень серьёзное дело в воспитании детей». В педагогическом процессе не всё может быть впечатляющим, но если этого не будет вовсе, то… воспитание не состоится… «Находится под впечатлением» означает, что человек (и не только ребёнок) действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления… и чем сильнее оказывается впечатления, тем дольше оно может управлять им…

         Впечатления – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребёнка, и поэтому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим. Какие у ребёнка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе – от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения.

         Внушить ребёнку веру в себя, открыть ему себя, свою душу, свой внутренний мир. – это и есть сущность эмоциональной культуры артистичного педагога и его заслуга перед детьми.

        Применительно к педагогике артистизм – это : черта личности учителя, некое ее своеобразие : способность перевоплощаться, обаяние « артистической стихийности». Живость , острота , экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность нравиться; одухотворенность, ощущение внутренней свободы, внутреннее изящество. И все эти качества сочетать с любовью к детям!

        Учебный процесс использовать в виде урока – игры, чтобы урок запомнился!

         Один из основных путей совершенствования личности воспитателя – самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью. Необходима систематическая и постоянная работа над собой.

       Цель : повысить свой профессиональный уровень.

       Задачи : ознакомиться с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.

       -   изучить новые программы и педагогические технологии.

        Качество работы воспитателей ДОУ зависит от воспитателя на основе диагностики их профессионального  уровня, однако эффективность в конечном итоге определяется  самостоятельной работой педагога, его САМООБРАЗОВАНИЕМ. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

              Самообразование – это целенаправленная  педагога по расширению углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и   в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года углубленно заниматься

            Из лекции Беловой К.Ю. четко сформулировано Самообразование педагогов ДОО.

            Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний   из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Повышаются знания, улучшается самовоспитание.

          Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. И самообразование – помогает адаптироваться к меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

        Изучение темы : индивидуально

        « Профессиональная компетентность и профессионализм педагога : педагогический подход «.

         Профессионализм  приходит не просто с опытом, он зависит от личных способностей, интереса к делу и системы обучения.

        Как точно отметила в своей лекции преподаватель Белая К. Ю. у воспитателя – оружие – это «слово», а в школе мы называли у учителя оружие – это «ручка».

 Профессионализм и педагогическая мастерство.

  • В понятиях «профессионализм», «педагогическое мастерство» воспитателя мы вкладываем довольно большой объём содержания:
  • - умение решать педагогические задачи, не теряться в трудных и неожиданных моментах;
  • - умение привлечь внимание детей, заинтересовать их;
  • - учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности;
  • - умение в совершенстве владеть своим «орудием» труда – речью, словом;
  • - иметь свою гражданскую позицию;
  • - уметь строить свои взаимоотношения с коллегами, родителями воспитанников, детьми…

          Педагогическое мастерство предполагает наличие способностей, общую культуру. Компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность. Все эти компоненты мастерства проявляются в действиях и поступках, в умении решать возникающие педагогические задачи в способности организовать педагогический процесс.

        Ежегодно годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы.

          Воспитателю необходимо завести портфолио – это творческая работа по самооценке своих достижений.

 Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные, профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников.

Разделы портфолио.

  • Визитная карточка. Информация о педагоге.
  • Повышение уровня педагогического мастерства. Документы об окончании курсов, посещение открытых просмотров, участие в конференциях, семинарах и тд.
  • Самообразование.

Портфолио воспитателя.

  • Много прекрасных, умных, поучительных слов сказано о профессии воспитатель.
  • Выдающейся франц. просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778) выделял главную задачу воспитателя «содействовать согласованию всех других факторов с целью раскрытия природных сил ребёнка.»
  • Английский философ, политический мыслитель XVIII века Джон Локк (1632-1704) считал, что воспитатель должен обладать широкими и глубокими знаниями в разных областях, кроме того, он должен быть примером нравственности, другом ребёнка и искренне его любить.

Сопровождение деятельности начинающего воспитателя.

  • Наставничество считается одним из эффективных способов передачи знаний и навыков молодым сотрудникам в процессе их адаптации в новом коллективе.

Наставничество – постоянное обучение непосредственно на рабочем месте, под руководством опытного специалиста, - наставника.

  • «Школа молодого воспитателя». Обычно программа работы такой школы составляется на три года. Занятия проводятся в соответствии с планом запросов и трудностей, которые испытывают начинающие специалисты. На занятиях рассматриваются теоретические и практические вопросы, используются различные методы активизации педагогов. С целью обучения саморегуляции, т.е. умению управлять своим психоэмоциональным состоянием, проводятся всевозможные тренинги.

Сопровождение деятельности начинающего воспитателя.

  • Каждый специалист проходит определённые этапы профессионального становления. И, хотя педагогический путь у каждого разный, для большинства старших воспитателей существуют общие характеристики.
  • Первичное усвоение норм, технологий, форм деятельности, необходимых приёмов;
  • Осознание своих возможностей, способностей для выполнения профессиональных норм утверждение индивидуального стиля:
  • Усвоение высоких стандартов, и использование на репродуктивном уровне ранее разработанных приёмов, методических пособий, технологий;
  • Обогащение опыта своей профессии личным творческим вкладам, авторскими находками, усовершенствованиями.

Закон. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ДО. Приказ минобразования РФ №1155 от 17.11.2013 года.

Какие основные виды деятельности выделены в Стандарте

  1. Игра
  2. Общение
  3. Познавательно-исследовательская деятельность
  1. Образование
  2. Развитие
  3. Воспитание

      Стандарт отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие ребёнка. Содержание профессионального стандарта педагога.

Часть 1. Обучение. 

Педагог должен:

  1. Иметь высшее образование.
  2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
  3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
  4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные, эксперименты, полевая практика и тд.

Часть 2. Воспитательная работа. 

Педагог должен:

  1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их на занятиях.
  2. Владеть методами организации экскурсии и походов.
  3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора воспитанников.
  4. Эффективно регулировать поведение воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды.
  5.  Эффективно управлять в группе. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
  6. Уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных развлечений детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
  7. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих), детей, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребёнка.
  8. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.

Часть 3.

Развитие:

  1. Готовность принять разных детей, в независимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказании помощи любому ребёнку.
  2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
  3. Способность оказать адресную помощь ребёнку своими педагогическими приёмами.

       Компетенции педагога ДОО вопросах

  1. Воспитательно-образовательная
  2. Учебно-методическая
  3. Социально-педагогическая

Деловые игры в педагогической системе.

  • Деловые игры учат практическому выполнению этических профессиональных норм: и правил поведения; это творческая, свободная деятельность, что и увлекает её участников, метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам.
  • Нередко деловые игры называют имитационными управленческими.  Они связаны с решением педагогических задач и конкретных ситуаций. В ходе детской игры участники принимают на себя определённые роли и выбирают способы взаимодействия при выполнении заданий.

Тематика за 3 года

  • Трудности в педагогической работе. 

Проблемы за три учебных года.

  • Педагогическая копилка.

Практические материалы, разработанные педагогом.

  • Показатели в работе.

Награды, поощрения, сертификаты.

  • Отзывы. Заключения и рецензии.

Литература.

  1. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб пособие /Текст/ О.С. Булатова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001-240с.
  2. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония Т.З /Текст/ Ш.А. Амонашвили. – Екатеренбург: Издательство Уральского университета, 1993.-140с.
  3. Дружилов С.А., 2005г. «Человек, как предмет познания», Ананьева Б.Г. 2001г.
  4. «Психология профессий», Зеер Э.Ф., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....