инновационный проект по пальчиковой гимнастике в младшей группе
методическая разработка (младшая группа) по теме

Ананьева Юлия Валентиновна

В проекте  представлен опыт построения обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innov_proekt.odt29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Пальчиковая страна»для детей с 3-4 лет

Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста

Краткая аннотация проекта

В проекте "Пальчиковая страна" представлен опыт построения обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики,

Проект поможет активизировать познавательную и речевую деятельность каждого ребенка, обеспечить овладение прочными навыками письма, развить коммуникативные умения, воспитать самостоятельность, усидчивость, решительность.

Актуальность проекта.

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, внимание может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Новизна данного инновационного проекта заключается в следующем:

  • обучение детей проводится с трёхлетнего возраста;
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;

Цель и задачи проекта.

Цель проекта - создание педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие  задачи:

1. Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.

2. Формировать умение владеть ими при помощи игр и упражнений.

3. Развивать зрительно-моторные координации.

4. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.

5. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе. Решение коррекционных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению.

Поэтому в своей основе проект опирается на следующие принципы:

  • систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие;
  • комплексность педагогического воздействия прослеживается во взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей, что, в свою очередь, направленно на выравнивание речевого и психофизического состояния детей;
  • тесная взаимосвязь развития речи, познавательных процессов и моторики;
  • постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению;
  • принцип развития (учёта зоны актуального и ближайшего развития (по Выготскому Л.С.);
  • принцип дифференцированного подхода;
  • принцип учёта ведущей деятельности;

Дидактические принципы дополняют друг друга и способствуют получению требуемых результатов только в качестве системы. Реализация данной системы осуществляется в форме организованной деятельности ребенка и взрослого.

Для получения успешного результата совместной деятельности необходимо создание благоприятных условий:

  • эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
  • подгрупповая и индивидуальная формы проведения занятий;
  • педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.

Для решения задач проекта были определены методы и приёмы:

  • метод практических заданий
  • игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
  • наглядные, словесные методы;
  • наблюдение;
  • анализ результатов деятельности;
  • учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.

Вид проекта:подгрупповой, индивидуальный.

Целевая аудитория:воспитанники II младшей группы. Возраст от 3 до 4 лет.

Партнёры:

  • воспитатели;
  • родители;
  • музыкальный руководитель;

Продолжительность реализации проекта: 1 года.

Материально-технические ресурсы:

  • группа,;
  • мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD;
  • магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
  • CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок, стихов;
  • дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;
  • программное обеспечение по Федеральным государственным требованиям: направление «Познание», «Коммуникация» программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
  • дидактический материал, наглядный материал;

Финансирование проекта.

Реализация проекта не требует много затрат, в методической библиотеке ДОУ имеется достаточно литературы по развитию речи и мелкой моторике, демонстрационного материала, а атрибуты к двигательной и игровой деятельности изготавливаются из бросового материала педагогами, родителями и детьми.

План реализации проекта.

Проект реализуется в соответствии с образовательной программой детского сада

Основой перспективного и календарного планирования работы в соответствии с требованиями проекта является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации работы, направленной на развитие моторики и речевой активности детей, во всех возрастных группах.

Весь материал отобран с учётом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей; при этом принимались во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности

Этапы реализации проекта:

I. Проблемный(Сентябрь - октябрь 2017 г.)

  • Анализ ситуации, разработка диагностического материала.
  • Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.
  • Проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики.

II.Организационный(Ноябрь 2017 - январь 2018 г.)

  • Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
  • Разработка:

- конспектов занятий, сценариев, развлечений, в которые включались игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи;

- консультационного материала для родителей;

  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Консультирование родителей , привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.
  • Подготовка наглядного материала для работы с детьми :

- упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей;

- консультаций для стенда информации.

III.Практический(Январь 2018– март 2018 год).

  • Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
  • Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.
  • Обогащение предметно-развивающей среды.
  • Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:
  • проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов;
  • Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)

IV.Итоговый(Март - май 2018год).

  • Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий:
  • Анкетирование родителей.
  • Размещение опыта работы в интернете на персональной странице сайта ДОУ и других интернет сообществах.

 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Основные задачи обучения:

1. Развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук.

2. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.

3. Развивать зрительно-двигательную координацию.

4. Формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.

5. Формировать специфические навыки в действиях рук – захват щепотью мелких предметов.

6. Учить использовать предметы для рисования (краски, карандаши, лист бумаги).

7. Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действия взрослого.

  1. Формировать умение проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и рисовать круги на ограниченном пространстве, закрашивать готовые изображения, не выходя за контур.

Учебно–тематический план

Месяц.

Тема

Задачи

Кол-во часов в неделю

Сентябрь

Осень

Цветы

Игрушки

Учить распознавать и выбирать такой же по величине предмет (большой - маленький).

Формировать умения координировать движения пальцев правой и левой руки, загибать пальцы в порядке очерёдности. Развивать зрительное внимание, конструктивный праксис. Обучать ритмичному нанесению точек по всей странице. Активизировать словарь по теме.

1

Октябрь

Домашние животные

Фрукты

Грибы

Развивать чувствительность пальцев, ознакомить со способами обследования предметов разной формы (круглой, квадратной). Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов. Вырабатывать умение раскатывать кусочек пластилина между ладонями. Учить ритмично рисовать маленькие круги на ограниченном пространстве. Расширять словарь по теме.

1

Ноябрь

Звери

Посуда

Семья

Вырабатывать умение ощупывать предмет одновременно пальцами обеих рук, обогащать сенсорный опыт. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (из 2-4 частей) с горизонтальными и вертикальными разрезами. Учить соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых. Формировать умение наносить штрихи и проводить длинные волнистые линии. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь.

1

Декабрь

Зима

Одежда

Новый год

Формировать координацию движений указательного и среднего пальцев, вырабатывать умение выполнять движения в режиме, заданном стихами. Развивать умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальцы обеих рук; совершенствовать умение ориентироваться в своем теле. Продолжать учить детей ритмично наносить точки, мазки, закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме.

1

Январь

Время суток

Дикие животные

Мебель

Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладонями, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно). Закреплять умение выполнять движения кистями рук по подражанию. Развивать конструктивный праксис, учить различать и называть основные цвета. Совершенствовать умения проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и мазки. Развивать речь.

1

Февраль.

Космос

Транспорт

Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию, познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании. Закреплять навык работы с разрезными картинками (фигурный разрез). Учить захватывать мелкие предметы щепотью и раскладывать их в емкости. Закреплять умение закрашивать готовые изображения, не выходя за контур рисунка. Расширять активный и пассивный словарь по теме

1

Март.

Весна

Бытовые приборы

Деревья

Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь. Закреплять умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев. Совершенствовать умения проводить прямые линии и закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме.

1

Апрель.

Профессии

Санкт-Петербург

Вода

Город

Развивать умение узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности. Продолжать учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладонями и подушечками пальцев). Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по показу взрослого, проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения.

1

Май.

Насекомые

ПДД

Обучать составлению узоров и фигур из мелких предметов (спички, палочки, геометрические фигуры и т. д.). Продолжать формировать специфические навыки в действиях рук - захват щепотью мелких предметов. Закреплять умения проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения.

1

Ожидаемые результаты:

дети:

- развитие мелкой моторики;

- развитие речи;

- сформированности устойчивого интереса к дидактическому материалу;

- развитие двигательной активности;

- повышение уровня концентрации внимания, памяти;

- развитие пространственной ориентации.

родители:

- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.

  • повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.

Заключение

Целью данной работы является углубление и расширение теоретических и практических знаний у родителей в работе над развитием мелкой моторики дошкольников.

В ходе работы решаются также задачи по расширению собственных представлений об особенностях развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, отбор и систематизация разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка, анализ различной литературы, используемой для повышения своей профессиональной компетентности в практической деятельности, передача практических навыков родителям по развитию мелкой моторики рук у детей.

Сотрудничество с семьями детей по развитию мелкой моторики рук, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Система работы по развитию мелкой моторики рук включает:

Перспективный план работы с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей.

Проект.

Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.

Консультационный и наглядный материал для родителей.

Семинар-практикум для родителей.

Анкета для родителей.


Список используемой литературы:

1. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.
3. Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15.

4. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.
5. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001/
6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Ярославль «Академия развития», «Академия К», 1998 г.
7. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46: ил./

8. Бочкарёва О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.

  1. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с. 
    10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
    11.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет. / Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.
    12. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г.
    13. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.

    1
    4. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.

16. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.
17. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики 1 младшая группа

Упражнения для детей 1 младшей группы «Здравствуйте, пальчики» Здравствуй, большой пальчик,Здравствуй, указательный,Здравствуй, средний,Здравствуй, безымянный,Здравствуй, мизинчик,Здравствуй...

Картотека пальчиковой гимнастики 2 младшая группа

Упражнения для детей 2 младшей группы  «Прилетели гули» русская народная потешка Прилетели гули, гули-голубочки.Сели на головку, на головку дочке.Ты, моя дочка, помаши ладошкой.Кыш-кыш-...

Пальчиковая гимнастика для младшей группы

Пальчиковая гимнастика для младшей группы...

Сценарий "пальчиковая гимнастика" вторая младшая группа

В пальчиковых играх нужнозапоминать многое: и положение пальцев и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша....