Работа с гиперактивными детьми. Семинар для педагогов.
методическая разработка на тему

Ирина Георгиевна Поскотинова

Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. В данном семинаре описываются особенности детей с СДВГ, даны рекомендации педагогам, работающим с такими дошкольниками, представлены игры для гиперактивных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnost_u_detey_seminar_dlya_pedagogov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Семинар  для  педагогов

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ) представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.  Характеризуется повышенной, неконтролируемой двигательной активностью, именно «неконтролируемой», ибо, когда ребёнок серьёзно поражён этим недугом, он не способен к длительной концентрации внимания, не в состоянии спокойно сидеть на стуле, его как бы изнутри распирают какие-то силы. Начало заболевания начинается младенчестве или в возрасте двух-трех лет.

Такое состояние часто связано с нарушением центральной нервной системы. В возникновении гиперактивности, по мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно воздействуют на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время беременности, таких как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы. Одной из причин являются преждевременные или трудные роды, патология родов. Также влияют инфекция и интоксикации первых лет жизни ребенка. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте.

Дети с гиперактивностью обращают на себя внимание с первых лет жизни. Они плохо спят, чрезмерно чувствительны к внешним раздражителям (свету, шуму, температуре, запахам), имеют повышенный мышечный тонус. В среднем дошкольном возрасте они обнаруживают неспособность дослушать сказку, выполнить какое-то действие до конца. Их интересы поверхностны и недолговечны, действия спонтанные, беспорядочные, а игры шумные. Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Такие дети никогда не задумываются о последствиях своих поступков, не обращают внимания на состояние близких людей. Они часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам. Обычно легко идут на контакт, болтливы. Любят играть в деструктивне игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с другими детьми, не смотря на то, что любят коллектив. Поэтому у них мало друзей, хотя они экстраверты: они ищут друзей, но быстро их теряют.

Интеллект у таких детей, как правило сохранен, хотя иногда отмечаются случаи задержки интеллектуального развития. Но черты, характеризующие СДВГ – беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, а также выраженные нарушения внимания – ведут к тому, что появляются трудности в приобретении школьных навыков. Кроме того, специфика интеллектуальной деятельности у таких детей состоит в том, что существует цикличность: произвольная продуктивная работа составляет от 5 до 15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Далее, в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силу для следующего рабочего цикла. Кроме того, у гиперактивных детей, как правило, имеются нарушения координации. Наиболее часто страдает тонкая моторика рук. В связи со всем  этим ребёнок часто сталкивается с серьёзными проблемами в годы обучения в школе.

Гиперактивный ребенок  также испытывает определенные психологические трудности, в основном из-за отношения к нему сверстников. Энергия ребёнка, его нервозный характер раздражают не только взрослых, но и окружающих его детей. Моментально и непредсказуемо он может переходить от смеха к слезам, вызывая у сверстников подозрение в том, что он какой-то не такой, очень странный. Как реакция на негативное отношение окружающих у ребёнка может возникнуть ощущение собственной неполноценности. Обычно у таких детей повышенная тревожность, внутренняя напряженность, сниженная самооценка.

При организации педагогической работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:

- концентрация внимания;

- доводить начатое до конца;

- контролировать свои движения;

- снимать мышечное напряжение;

- контролировать свои эмоциональные проявления;

- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

  1. Важно понимать, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не действуют. Они скорее ухудшат его поведение.
  2. Гиперакивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Ребенок, имеющий нейрофизиологические проблемы, не сможет справиться с ними самостоятельно.
  3.  Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях. Помните, что эти дети способны удерживать внимание очень кратковременно.
  4. Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
  5.  В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.  
  6.  Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10 слов.
  7. Следующее задание лучше давать после выполнения предыдущего, так как несколько поручений сразу гиперактивный ребенок просто не запомнит.  Необходим обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи, так ка вследствие импульсивности она может быть выполнена неряшливо или не совсем верно.
  8. Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, при этом количество запретов должно быть сведено до минимума.
  9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок мог бы проявить свои сильные стороны, тем самым повышая его самооценку.
  10.  Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.
  11. При всем  неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему также, как к остальным детям, не демонстрируйте своего внимания.
  12.  Помните, что тактильное прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков поведения. Поощрительно прикасаясь к ребенку и сопровождая это доброжелательными словами, можно добиться от ребенка положительных результатов.

Игры для гиперактивных детей

Игра «Зеркало»

Цель: развивать произвольное внимание и координацию движений.

Ход игры: ребенку надо встать перед ведущим и повторять все то, что делает ведущий. Ведущий шагает, «зеркало» повторяет, ведущий поднимает руки вперед, «зеркало» делает то же самое и т.д.

Игра «Фотоаппараты»

Цель: развитие внимания, зрительной памяти. 
Ход игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них. 

Игра «Думай быстрее»

Цель: развитие внимание, речи.

Инвентарь: мяч.

Ход игры: ведущий  кидает ребенку мяч, называя тематическую группу, а он должен вернуть мяч, назвав объект из этой группы. Например: мебель – стол, ягоды – клубника и т.д.

Игра «ДА и НЕТ не говорить».

Цель: развить слуховое внимание

Ход игры: предложите ребенку ответить на вопросы ведущего. Запрещается говорить «да» и «нет».

Вопросы: Ты любишь лето? Тебе нравится зелень парков? Ты любишь солнце? Тебе нравится купаться в море или реке? Ты любишь рыбалку? Ты любишь зиму? Ты любишь кататься на санках?

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие внимания, снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: ведущий  называет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Ребенок должен произвести движения в той последовательности, в какой они были названы психологом.

Игра «Выполняй»

Цель: развитие внимания, снятие психоэмоционального напряжения.

Ход игры: 1) Одновременно крутить левой ногой по часовой стрелке, а правой рукой против неё.

2) Пальцем руки рисовать на столе круг, при этом носом выводить в воздухе квадрат.

3) Отбивать ладонями ритм – удар, два удара, три удара, и при этом одной ногой чертить на полу круг. И т.д.

Игра «Запоминай»

Цель: развитие внимания.

Ход игры:  на счет 1 руки надо поднять в стороны, 2 — вверх над головой, 3 — хлопнуть в ладоши, 4 — опустить руки вниз. Ребенок делает упражнение. Темп постепенно увеличивается.

Игра «Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры: ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слово, обозначающее животное (растения, обувь и т.д.).

Игра «Дотронься до...»

 Цель: развитие внимания и произвольности; координации движений.

Ход игры:  психолог предлагает выполнить следующие действия:

-Дотронься правой рукой до носа, а теперь - левой рукой до носа. Дотронься правой рукой до правой коленки, а теперъ - до левой. Левой рукой дотянись до правого уха, правой рукой - до левого уха, обеими руками - до затылка. И т.д.

Игра «Двигательный диктант»

Цель: развитие пространственных представлений, внимания

Ход игры: ребенок выполняет команды:

  • сделай два шага влево и повернись направо;
  • сделай поворот направо, а затем шаг влево;
  •  сделай шаг вперед, затем шаг вправо;
  •  повернись налево, а потом направо;
  • прыгни вверх два раза скажи «кря»;
  •  повернись направо и назови любой предмет, который увидел первым;
  • шаг влево, поворот направо, три шага вперед;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для работы с гиперактивными детьми. Памятка для педагогов

Представлены упражнения для развития самоконтроля и произвольности у детей. Информация очень полезна для педагогов....

Семинар – практикум на тему: «Методы работы с гиперактивными детьми в условиях ДОУ».

Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Ч...

Семинар для воспитателей "Работа с гиперактивными детьми"

Сегодня, мне хотелось бы обратить ваше внимание на детей с тяжелыми нарушениями речи с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), либо ММД (малой мозговой дисфункцией) и провести прямую св...

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...

Семинар-практикум психолога для педагогов "Работаем с гиперактивными детьми"

Что такое гиперактивность?“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло...

Семинар – практикум психолога ДОУ: «Работаем с гиперактивными детьми»

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольно...